| На рассвете 23 июня 1954-го года в нейтральных водах Южно-Китайского моря путь советскому танкеру «Туапсе», доставлявшему в Шанхай (КНР) более десятка тысяч тонн керосина, преградил путь эсминец Китайской Республики (Тайвань). Эсминец приказал застопорить ход, однако советское судно продолжало следовать прежним курсом. Тогда эсминец произвел три выстрела, снаряд разорвался недалеко от носа танкера, и капитан танкера был вынужден остановиться. На танкер был высажен вооруженный десант. Оказавших сопротивление членов экипажа избили и связали. Танкер вместе с командой был доставлен в тайваньский порт Гаосюн. дальше... 29 человек из команды захваченного танкера «Туапсе» были возвращены в СССР через посольство Франции в 1955 году. 9 моряков были доставлены в США, пятеро из которых позже вернулись в СССР. В 1958 году 4 человека были отправлены в Бразилию. Семеро остались на Тайване, из них трое захотели вернуться в СССР и вернулись в августе 1988 года. Двое умерли на Тайване от болезней и старости. Один покончил с собой.
Танкер «Туапсе» был включен в состав ВМС Китайской Республики и ему было присвоено наименование «Куайцзи». Впоследствии он был выведен из состава ВМС и до сих пор находится в тайваньском порту Гаосюн. |
| В марте 1944 года японская подводная лодка I-52 тайно покинула Японию. После остановки в Сингапуре она пересекла Индийский океан, обогнула мыс Доброй Надежды и продолжила плавание по Атлантическому океану. На борту подлодки находились почти 300 тонн груза (в том числе 2,8 тонны опиума, 54 тонны каучука и 2 тонны золота), полный боекомплект, 95 человек личного состава и 14 инженеров, которым предстояло в Германии ознакомиться с новейшими технологиями производства вооружения. дальше... Во французском порту Лорьян дожидалась немецкая субмарина со "встречным" военным грузом на борту. Немцы приготовили для своих союзников радарные установки, вакуумные приборы, шарикоподшипники и, возможно, окись урана для ядерных исследований.
Американцы знали об этой секретной операции абсолютно все, до мельчайших подробностей. Посол Японии в Берлине Осима Хироси считался доверенным лицом Гитлера и был посвящен в планы фюрера. Сотрудники японского посольства передавали информацию по радио в министерство иностранных дел в Токио, а разведка союзников перехватывала их зашифрованные сообщения. Спецслужбы союзников сумели расшифровать коды противника, и главное командование в Вашингтоне заранее знало о тайной встрече в Атлантическом океане японской и немецкой подлодок.
Место встречи было назначено далеко от берега, чтобы туда не могли долететь самолеты противника. Но у американцев был в запасе так называемый "baby flat-top" – транспортное судно со взлетно-посадочной полосой на палубе. Благодаря мини-авианосцу американская морская авиация могла совершать налеты на корабли противника далеко в открытом море.
Ночью 23 июня 1944 года немецкая субмарина всплыла в условленном месте. Вскоре появилась японская лодка. Трое немецких моряков доплыли в шлюпке до I-52, передали японцам радар и вернулись назад. После этого немецкая лодка сразу же начала погружение. До сих пор неизвестно, почему японцы не последовали примеру немецких коллег – огромная туша японской субмарины безмятежно возвышалась над мелкой рябью спокойного океана. Это была роковая ошибка.
Американский "baby flat-top" прибыл в этот район Атлантики на два дня раньше и поджидал свою жертву. Над местом встречи подлодок патрулировали 4 самолета, которые с помощью радаров засекли I-52 и сбросили осветительные ракеты на парашютах и буй с гидролокатором. Японцы пытались уйти от преследования, но плавучий сонар фиксировал шум от гребных винтов подлодки и передавал радиосигналы на самолет. Пилот, ориентируясь на эти сигналы, выпустил торпеду точно в цель. Новая техника не подвела американцев. На следующий день нефтяное пятно на поверхности океана обозначило место гибели субмарины. Американские рыбаки выловили из воды более 1350 килограммов каучука. |
| Командир итальянской подводной лодки "Эванджелиста Ториччели" капитан 3 ранга Сальваторе Пелози получил задание патрулировать около Джибути. На позиции его лодка столкнулась с активной противолодочной обороной англичан и, изменив курс, пошла к своим берегам. Возвращалась она по поверхности, так как не могла погружаться из-за повреждений. Севернее Перима лодка встретила английский шлюп "Шорхем", который срочно вызвал помощь. дальше... Субмарина имела одно 120-мм орудие и первой открыло огонь, попав вторым снарядом в шлюп, позднее его отвели на ремонт в Аден.
К месту боя, тем временем, подошел индийский шлюп "Индус", а затем дивизион новых английских эскадренных миноносцев. Против единственной пушки лодки оказалось 19-ть 120-мм и 4-е 102-мм орудия, плюс множество пулеметов.
Капитан Пелози принял бой. Он выстрелил все торпеды в эсминцы "Кингстон", "Кандагар" и "Хартум", продолжая при этом стрелять из пушки. От торпед англичане увернулись, но один из снарядов попал в "Хартум". Только через полчаса после начала сражения, лодка получила снаряд в корму, повредившее рулевое устройство и ранившее Пелози.
Спустя еще некоторое время орудие "Эванджелисты Ториччели" было разбито прямым попаданием. Исчерпав все возможности для сопротивления, капитан приказал затопить корабль. Оставшиеся в живых были взяты на борт эсминца "Кандагар", причем, Пелози был встречен британскими офицерами военным приветствием. С борта эсминца итальянцы наблюдали, как пожар на "Хартуме" все увеличивался.
Завершился он взрывом боеприпасов и гибелью эсминца. "Хартум" (1690 т, 1939 г. постройки) считался новейшим кораблем. Случай, когда субмарина топит в артиллерийском бою эсминец, не имеет аналогов в морской истории.
Англичане высоко оценили доблесть итальянских подводников. Пелози и его старший офицер в Адене были приглашены на официальный ужин, где присутствовал и командир "Хартума", с которым они обменялись тостами. Затем Пелози был принят старшим морским офицером в Красном море контр-адмиралом Мюрреем.
Помимо потерь, понесенных британскими кораблями, англичане выпустили 700 снарядов и пять сотен пулеметных магазинов, чтобы потопить одну субмарину. "Ториччели" ушла под воду с развевающимся Боевым флагом, который можно поднимать только на виду противника. Доблесть оценили по достоинству, Пелонези был удостоен высшей военной награды Италии "Медалиа Д Ор Ал Валор Милитари" - Золотая Медаль За Военную Доблесть. |
| Робер Фултон продемонстрировал на реке Сене первое паровое судно. |