Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиИщу на русском языкеВеликий ВостокNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороникВорошиловск...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиАвианесущие кораблиАвианосцыРоссия1143 Киев
Австралия (2)
Англия (23)
Аргентина (1)
Бразилия (2)
Германия (1)
Индия (4)
Испания (1)
Италия (4)
Китай (1)
Россия (4)
США (21)
Таиланд (1)
Франция (6)
Южная Корея (1)
Япония (22)
ПроектКорабли (4)(29)(2) (5)
СтранаРоссия
ТипАвианосец
Общие характеристики
Длина (м):273,1
Ширина (м):31
Водоизмещение (тонн):42000
Скорость (узлов):32
Экипаж:2500
Вооружениe
Орудия:2 АК-726
Торпедные аппараты:10
Самолеты:12 Як-38М
ПКК Противо-корабельные комплексы:6 П-500 Базальт 24 ракеты
Вертолеты:20
Системы ПВО Противо-воздушная оборона:8 AK-630
ПЛК Противолодочные комплексы:1 РПК-1 "Вихрь"
2 РБУ-12000 Удав
Электронное оборудование
Сонар:1 Horse Jaw
Локатор/Радар:1 Sky Watch 4 Planer phased array 3D
2 Strut Pair
3 Palm Frond
СУО Система управления огнём:1 Trap door
1 Kite Screech
4 Bass Tilt
4 Cross Sword

Опыт создания и эксплуатации первых отечественных противолодочных крейсеров 1123 Москва потребовал разработки более совершенного корабля этого класса. Прежде всего, для обеспечения эффективного выполнения возложенных на ПКР Противокорабельные ракеты задач требовалось увеличить численный состав корабельной авиагруппы, усилить вооружение, улучшить мореходные качества корабля и условия размещения личного состава.

Третий противолодочный крейсер-вертолётоносец с усиленным составом вооружения, увеличенной дальностью плавания и рядом других усовершенствований (1123 Москва) планировалось заложить Черноморском ССЗ Судо-строительный завод в Николаеве в феврале 1968 г., но несмотря на то, что завод провел соответствующую подготовку производства и даже успел изготовить несколько днищевых секций нового ПКР Противокорабельные ракеты, его закладка на стапеле не состоялась. Главной причиной этого стало намерение командования ВМФ Военно-морской флот оснастить будущий корабль самолётами вертикального взлёта и посадки (СВВП Самолёт вертикального взлёта-посадки).

Мнение о возможностях СВВП Самолёт вертикального взлёта-посадки у специалистов было далеко не однозначным. Авиастроители Германии и Франции ограничились постройкой лишь опытных экземпляров. Наибольших успехов достигли англичане. Западные специалисты и военные в ряде случаев видели в СВВП Самолёт вертикального взлёта-посадки многообещающую и менее дорогостоящую альтернативу самолётам классической аэродинамической схемы, то есть с горизонтальным взлётом и посадкой. С другой стороны, сами машины оставались тогда ещё весьма несовершенными – их уникальная способность вертикально взлетать и садиться достигалась за счёт значительного ухудшения других лётно-технических характеристик. В нашей стране идея применения СВВП Самолёт вертикального взлёта-посадки как палубного самолета исходила от Д.Ф.Устинова, в то время секретаря ЦК КПСС по оборонным отраслям промышленности. Для Главкома ВМФ Военно-морской флот СССР адмирала флота С.Г.Горшкова ограниченные возможности СВВП Самолёт вертикального взлёта-посадки не являлись секретом, однако возражать он не стал. Перспектива получения флотом авианосных кораблей даже относительно небольшого водоизмещения его вполне устраивала, так как появлялась реальная возможность создать столь необходимую морскую авиацию корабельного базирования.

Постановлением правительства от 2 сентября 1968 г. № 685-251 было принято совместное предложение Министерства обороны и Минсудпрома о начале строительства ПКР Противокорабельные ракеты "1143 Киев" с авиационным вооружением.

На корабли этого проекта возлагалось выполнение следующих задач:

  • прикрытие корабельных соединений от ударов с воздуха, их противолодочное и противокатерное обеспечение;
  • обеспечение боевой устойчивости РПКСН Ракетный подводный крейсер стратегического назначения в районах боевого патрулирования;
  • обеспечение развёртывания подводных лодок;
  • прикрытие морской ракетоносной, противолодочной и разведывательной авиации в зоне досягаемости корабельной истребительной авиации;
  • поиск и уничтожение ракетных подводных лодок противника в составе группировок разнородных противолодочных сил;
  • поражение группировок надводных кораблей противника;
  • обеспечение высадки морских десантов.
  • Указанным постановлением поручалось: Министерству обороны выдать в месячный срок ТТЗ Тактико-техническое задание на проектирование корабля; Минсудпрому (НПКБ) – разработать по заданию Минобороны в 1968 г. эскизный и в 1969-м – технический проекты ПКР Противокорабельные ракеты "1143 Киев". Большое значение для соблюдения сроков строительства имела своевременная подготовка производства на ЧСЗ. Поэтому Невское ПКБ приступило к разработке эскизного проекта нового корабля ещё до формального выхода постановления.

    По инициативе А.В.Маринича в рамках эскизного проектирования было разработано в общей сложности девять вариантов проекта (I – IX Unclassified Miscellaneous, self and nonself propelled (неклассифицированные плавучие средства самоходные и несамоходные)), из них шесть – согласно ТТЗ Тактико-техническое задание и три инициативных. Первые различались между собой архитектурной компоновкой, размещением вооружения, механизмов и оборудования, объёмом конструктивной защиты и, соответственно, сроками строительства и стоимостью. Помимо этого, НПКБ выполнило 32 частные проработки для оценки возможности замены некоторых образцов вооружения более перспективными.

    По результатам рассмотрения к дальнейшему проектированию был выбран I вариант как наиболее оптимальный. Остальные же либо требовали значительных затрат (и времени) на новые разработки (катапульты, аэрофинишеры, аварийные барьеры, самолёты катапультного взлета и т.п.), либо не обеспечивали условий базирования летательных аппаратов, а главное – не позволяли выдержать намеченные сроки строительства.

    16 октября 1968 г. Главком ВМФ Военно-морской флот утвердил ТТЗ Тактико-техническое задание на проектирование ПКР Противокорабельные ракеты с авиационным вооружением "1143 Киев" (шифр «Кречет»). С учётом поступивших в ходе рассмотрения эскизного проекта предложений и дополнений, были приняты решения по сокращению объёма конструктивной защиты, замене предлагавшихся ранее к размещению на корабле ПКР Противокорабельные ракеты П-120 Малахит более мощными П-500 Базальт, комплексированию средств радиосвязи, а также увеличению водоизмещения до 28000 тонн. Летом 1969 г. на основании предложений НПКБ по размещению ракет П-500 Базальт (комплекс тогда тоже находился в стадии разработки) ВМФ Военно-морской флот и МСП отдельным решением увеличили это значение до 29000 т.

    Техпроект "1143 Киев" был разработан в крайне сжатые сроки и утверждён ВМФ Военно-морской флот и МСП 30 апреля 1970 г. Основные элементы корабля и мероприятия по обеспечению его строительства утвердили в феврале 1971 г. Новый ПКР Противокорабельные ракеты со смещённой по-авианосному к правому борту надстройкой, полётной палубой с консольным свесом смотрелся весьма эффектно и выгодно отличался от кораблей предыдущей серии.

    Ракетно-артиллерийское и противолодочное вооружение находилось в носовой части, а также позади надстройки.

    Значительным изменениям подверглось радиоэлектронное вооружение. При сохранении многих прежних систем (МР-600, «Гурзуф», «Орион» и др.) корабли пр.1143 получили целый ряд новых, более совершенных систем дальней связи и управления, большая часть которых ещё не была принята от промышленности. Так, прежняя трёхкоординатная РЛС Радио-локационная станция освещения воздушной обстановки «Ангара» заменялась на более совершенную станцию «Фрегат». Предстояло также впервые установить на головном корабле, испытать и принять на вооружение комплексы связи «Тайфун-1», «Цунами-БМ», навигационный комплекс «Салгир-1143», систему управления «Каспий», системы «Привод-СВ», «Аист-К», «Лазурь», главный ударный комплекс «Ураган-1143» – всего 24 (!) совершенно новых изделия и системы.

    Проектирование нового корабля сопровождалось решением целого ряда сложных проблем, таких, как создание беспиллерсовой конструкции ангарного покрытия площадью около 3000 кв.м, специального термостойкого покрытия полётной палубы, защищающего её от воздействия высокотемпературных (более 1000°) газовых струй вертикально взлетающих самолётов, изготовление и установка звукопрозрачного и прочного обтекателя антенного поста ГАС Гидро-аккустическая станция диаметром 8,4 м, обеспечение взрывопожаробезопасности и эксплуатационного обслуживания авиационного вооружения, упорядочение воздушных потоков над верхней палубой (для создания благоприятных условий взлёта и посадки).

    В 1972 г. заводчане по документации НПКБ изготовили и построили на аэродроме ЛИИ натурный отсек корабля с участком ВПП Взлётно-посадочная площадка. На нём установили самолет Як-36М и провели серию испытаний двигателей для определения силового и теплового влияния газовых струй на палубу, а также замер уровней шума в подпалубных помещениях. Первые же запуски повлекли за собой сильное коробление стального палубного участка поверхности отсека, испытания пришлось прервать. Пришлось срочно решать проблему теплоизоляции. Помог Всесоюзный институт авиационных материалов – он разработал теплостойкое покрытие типа АК Cargo Ship (сухогрузный транспорт)-9Ф.

    Наличие на борту ПКР Противокорабельные ракеты "1143 Киев" совершенно несвойственных для авианосца многочисленных ракетных, артиллерийских и противолодочных комплексов, предназначенных для решения различных боевых задач, предопределило своеобразный «гибридный» тип архитектуры корабля.

    Система набора корпуса по всей длине была продольной, в оконечностях – поперечной. Корпус и два нижних яруса 9-ярусной надстройки изготавливались из стали АК Cargo Ship (сухогрузный транспорт)-25 (толщиной до 30 мм) и АК Cargo Ship (сухогрузный транспорт)-27 (свыше 35 мм). Надстройка, начиная с 3-го яруса и выше, выполнялась из АМг. Все вертикальные поверхности надстройки, дымовой трубы и самого корпуса делались наклонными от вертикали (до 10°) с тем, чтобы максимально снизить величину радиолокационного поля и, как следствие этого, – заметность корабля в целом. Надо сказать, что принятые тогда специалистами Невского ПКБ решения в ряде случаев предвосхитили технологию «stealth», которой так много внимания уделяется сегодня на Западе.

    Корпус крейсера имел 18 главных поперечных и две продольные водонепроницаемые переборки. В его средней части находилось шесть палуб и две платформы. Непосредственно под ангаром располагались машинные отделения; они, а также погреба авиабоезапаса и погреба запасных ракет главного ударного комплекса оснащались подводной конструктивной защитой (ПКЗ). Сплошное по длине двойное дно на достаточно большом протяжении (район машинных и котельных отделений, ЦКП и погребов боезапаса) переходило в двойной борт, где размещались бортовые цистерны, поднимавшиеся по высоте до 6-й палубы.

    Согласно существовавшим в то время требованиям противоатомной защиты, боеспособность корабля должна была сохраняться при воздушном взрыве 30-килотонного ядерного заряда на удалении 2000 м. При этом непотопляемость обеспечивалась при затоплении любых четырёх смежных отсеков (без учета ангара, где границей непотопляемости являлась 5-я палуба, и указанный показатель составлял три отсека).

    Полётная палуба со спонсоном общей площадью 6200 кв.м совмещала взлётный участок с посадочной полосой. На ней располагались семь взлетно-посадочных позиций для СВВП Самолёт вертикального взлёта-посадки и вертолётов. На правом борту в кормовой части полетной палубы находилось ещё 10 технических позиций для обслуживания лётной техники.

    На головном корабле пр.1143 предусматривалась возможность базирования 22 летательных аппаратов, в двух вариантах комплектации – самолётном или вертолётном. Все они хранились в одноярусном ангаре (130x22,5x6,6 м), связанном с полётной палубой двумя самолетоподъёмниками (лифтами), расположенными слева и в корму от надстройки. Первый из них служил для спуска ЛАК в ангар, а второй – для подъёма. Проектная вместимость ангара составляла 22 летательных аппарата, но после посещения в 1975 г. «Киева» министром обороны маршалом А.А.Гречко, потребовавшим увеличить число летательных аппаратов в полтора раза, схему размещения машин в ангаре пересмотрели. После отмены министром запрета на обязательный зазор между ними в 0,75 м и разрешения ставить самолеты «валетом», вместимость ангара увеличили до 36 ЛАК.

    Перемещение самолётов и вертолётов по верхней палубе осуществлялось специальными тягачами, по ангару – с использованием системы продольно-поперечной буксировки. Ангар оборудовался системами вентиляции с автоматическим выключением при пожаре, контроля концентрации паров авиакеросина, водораспыления, воздушно-пенного пожаротушения и сигнализации; при необходимости пять опускаемых противопожарных асбестовых штор могли разделять общее пространство ангара на шесть изолированных зон.

    В отличие от американской практики, состав авиагруппы корабля "1143 Киев" не был фиксированным и мог варьироваться в зависимости от решаемой задачи. Самолётный вариант предусматривал приём на борт 20 СВВП Самолёт вертикального взлёта-посадки и двух спасательных вертолётов, вертолётный – 20 машин Ка-25ПЛ и двух спасательных. Для обеспечения деятельности корабельной авиагруппы (в самолётном варианте) на борту хранились необходимые запасы авиатоплива, а также 18 спецавиабомб РН-28, управляемые и неуправляемые ракеты, разовые бомбовые кассеты и т.д.

    Ударное ракетное оружие крейсера представлено ракетным комплексом «Ураган-1143», состоявшим из четырёх ненаводящихся спаренных контейнерных пусковых установок СМ-241 с фиксированным углом старта, станции управления «Аргон-1143», аппаратуры регламентного контроля и восьми крылатых ракет П-500 Базальт. Предусматривалась возможность однократной перезарядки главного комплекса, для чего ещё 8 запасных ракет хранились в погребе.

    Противолодочное вооружение корабля пр.1143 в точности соответствовало установленному на ПКР Противокорабельные ракеты 1123 Москва.

    Радиотехническое вооружение включало автоматизированную систему сбора и обработки информации, целеуказания и выработки решения «Аллея-2» (управление оружием и радиотехническими средствами ПКР Противокорабельные ракеты, а также наведение вертолётов), гидроакустическую станцию дальнего обнаружения быстроходных подводных лодок МГ-342, гидроакустический комплекс для обнаружения подводных лодок «Платина», аппаратуру приёма информации от РГАБ МГС-407К, станцию обнаружения подводных лодок по тепловому контрасту кильватерной струи МИ-110К, станцию обнаружения подводных лодок по кильватерному следу МИ-ПОР, трёхкоординатную помехозащищенную РЛС Радио-локационная станция дальнего воздушного обнаружения и целеуказания МР-600 (основная), трёхкоординатную помехозащищенную РЛС Радио-локационная станция обнаружения воздушных и надводных целей «Фрегат» (резервная), систему автоматизированной обработки радиолокационной информации и целеуказания «Байкал-1143», аппаратуру системы радиолокационного опознавания «Кремний-2М», морские приборы целеуказания МПЦ-301, навигационные РЛС Радио-локационная станция «Волга» и «Вайгач-1143» (с блоком «Пальма»). Корабль оснащался навигационным комплексом «Салгир-1143», двумя эхолотами (НЭЛ-6 и НЭЛ-10), автоматизированным комплексом средств связи «Тайфун-1» (14 KB- и два СВ-радиопередатчика; 21 KB- и один СВ- и СДВ-радиоприемник, 13 УКВ-радиостанций). Средства радиоразведки – три радиоприёмника типа Р-678Н, шесть – типа Р-670М и два – типа Р-721; кроме того, два комплекта панорамного устройства СРС-2, широкообзорные УКВ-приемники Р-710 и Р-714 и система постановки радиопомех (УКВ) Р-740К. Согласно проекту корабль оснащался автоматизированными системами ближней навигации, привода и посадки на корабль летательных аппаратов «Привод-СВ». В состав радиотехнического вооружения входили средства информации о радиолокационной обстановке и радиоэлектронного противодействия «Гурзуф» и «Гурзуф-1», аппаратура обеспечения одновременной работы корабельных радиотехнических средств, гидроакустические станции «Орион» (подкильная) и «Платина» (с буксируемой антенной). При этом, в отличие от ПКР Противокорабельные ракеты пр.1123, антенна ГАС Гидро-аккустическая станция «Орион» на ТАВКР пр.1143 размещалась в стационарном бульбовом обтекателе. Бортовые акустические комплексы в сочетании с другими средствами позволяли обнаружить цель на любой доступной для подводных лодок глубине погружения.

    Главная энергетическая установка "1143 Киев", унифицированная с применявшейся ранее ЭУ Энергетическая установка крейсеров 58 Грозный и 1123 Москва, была принята четырёхвальной, котлотурбинной (восемь котлов КВН 98/64), с высокими параметрами пара, суммарной мощностью 180 000 л.с. ГЭУ Главная энергетическая установка состояла из четырёх автономных турбокотельных групп, расположенных по две в двух машинно-котельных отделениях, образующих два самостоятельных отсека и работающих каждая на свой гребной винт. Четыре главных турбозубчатых агрегата типа ТВ-12-3 позволяли кораблю развивать скорость полного хода 30,7 узла. Корабельные электростанции (шесть турбогенераторов и четыре дизель-генератора общей мощностью 15000 кВт) располагались в смежных с МКО энергоотсеках, из расчёта по два на каждый эшелон. Элементы установки, генераторные агрегаты и главные распределительные щиты были унифицированы с пр.1123. Для автоматизированного управления ЭЭУ служила система «Терек-2». Широко применялись амортизация механизмов и использование изолирующих покрытий, особенно в машинных отделениях.

    В июне 1977 г. все корабли "1143 Киев" были официально переклассифицированы из противолодочных крейсеров в тяжёлые авианесущие (авианосные) крейсеры – ТАВКР. Соответственно, несколько иначе формулировалось и их основное предназначение: теперь роль кораблей "1143 Киев" заключалась в «придании боевой устойчивости РПКСН Ракетный подводный крейсер стратегического назначения, группировкам надводных сил, ПЛ Подводная лодка и МРА в районах боевого развёртывания». То есть среди задач крейсеров на первом месте стояла уже не охота за вражескими субмаринами, а наоборот, прикрытие наших подлодок от противолодочной авиации противника.

    версия для печати
    Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.