Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиАвианесущие кораблиАвианосцыАнглияИнвинсибл
Австралия (2)
Англия (23)
Аргентина (1)
Бразилия (2)
Германия (1)
Индия (4)
Испания (1)
Италия (4)
Китай (1)
Россия (4)
США (21)
Таиланд (1)
Франция (6)
Южная Корея (1)
Япония (22)
ПроектКорабли (3)(31)(1)  
СтранаАнглия
ТипАвианосец
Общие характеристики
Длина (м):206
Ширина (м):28
Водоизмещение (тонн):20000
Скорость (узлов):28
Экипаж:1099 366 Летный персонал
Вооружениe
Самолеты:6
Вертолеты:12
Системы ПВО Противо-воздушная оборона:2 Си Дарт
3 Вулкан MK.15

Легкие многоцелевые АВ типа "Инвинсибл" - это первые иностранные авианесущие корабли, специально приспособленные для базирования СВВП Самолёт вертикального взлёта-посадки и первые иностранные АВ с газотурбинной ГЭУ Главная энергетическая установка.

Проектирование кораблей типа "Инвинсибл" началось в 1962 г. Заказ на первый АВ серии - был выдан фирме "Vickers" 17.04.1973 г. Изначально, из политических соображений, эти АВ классифицировались как АВ ПЛО Противо-лодочная оборона ("ASW aircraft carrier"). Корабль предполагалось использовать в качестве флагманского при формировании авианосных противолодочных групп и других оперативных соединений. Командование ВМС Военно-морские силы Великобритании и НАТО North Atlantic Treaty Organization (Организация Североатлантического договора) планировали, что он будет привлекаться для дальнего противолодочного охранения авианосных ударных групп, защиты океанских коммуникаций, а также для самостоятельного поиска и уничтожения подводных лодок противника на противолодочных рубежах в наиболее важных районах Атлантики. Решать эти задачи "Инвинсибл" должен был при помощи своих палубных противолодочных вертолетов, а для самообороны на нем имелись самолеты СВВП Самолёт вертикального взлёта-посадки типа "Harrier". Кроме того, "Инвинсибл" мог использоваться и в качестве десантного вертолетоносца (LPH Amphibious Assault Ship helicopter (десантный вертолетоносец)), на котором размещались до 500 морских пехотинцев и транспортные вертолеты "Sea King". В зависимости от решаемых задач количественный и качественный состав авиагруппы может меняться. Так, во время Фолклендский кризис на борту "Инвинсибл" было размещено до десяти штурмовиков, девять вертолетов и более 900 морских пехотинцев.

Корабль имеет гладкопалубный корпус, с большой высотой надводного борта и увеличенным отношением ширины к осадке (4.3 против средних величин 2.9 - 3.2 м, принятых в ВМС Военно-морские силы Великобритании). Корпус имеет шесть палуб (в т.ч. и полетную). Ангар расположен на четвертой сверху палубе. По бортам ангара смонтированы промежуточные (вторая и третья галерейные) палубы, в которых размещаются авиационные мастерские, шахты газоотводов и шахты подачи воздуха к ГТД. На ангарной палубе имеются вырезы в наружной обшивке корабля, в которых расположены катера. Главной особенностью конструкции ангара являются "висящие" продольные переборки (не опирающиеся на днище корабля). На пятой (главной) и шестой палубах находятся все жилые помещения экипажа, столовые, кают-компании и т.д. пятая палуба, кроме полетной, единственная, по которой обеспечен сквозной проход по всему кораблю. Под шестой палубой, занимая два межпалубных пространства, расположены МО, погреба боезапаса, цистерны авиационного топлива и топливные танки. Отсеки, расположенные оп всей длине двойного дна и двойного борта, используются для хранения топлива. Как правило, после его расходования цистерны заполняются водой в целях сохранения остойчивости.

Островная двухъярусная надстройка, необычно развитая в длину, расположена с правого борта, как на "стандартных" авианосцах. Ее большие размеры объясняются принятой на корабле газотурбинной установкой с обширными воздухоприемниками и газовыхлопными трактами. В надстройке размещены антенные посты РЛС Радио-локационная станция, ходовой мостик, посты управления авиацией (в т.ч. диспетчерский пост со средствами связи с ЛА), помещения снаряжения авиационного боезапаса, дежурного летного состава и противопожарного снаряжения, а также часть жилых помещений.

При разработке корабля большое внимание было уделено выбору оптимальных обводов его корпуса. Обращает на себя внимание их несимметричность, с большим развалом левого борта корпуса в надводной части. Это также было сделано для компенсации кренящего момента на правый борт, вызванного размещением на нем развитой и тяжелой надстройки. Для умерения качки АВ на волнении, с целью использования ЛА в штормовых условиях, установлены скуловые кили и две пары управляемых неубирающихся бортовых рулей, приводы которых размещены в носовом и кормовом МО. Корабль приспособлен для действий в условиях применения ОМП. В его корпусе нет иллюминаторов, в системе вентиляции используются автоматические захлопки, имеются система водной защиты и посты дезактивации. Все внутрикорабельные помещения оборудованы системой кондиционирования воздуха.

АВ обладает хорошими мореходными качествами и способен использовать летательные аппараты авиагруппы при волнении моря до семи баллов. Диаметр циркуляции на 28-узловом ходу составляет около четырех длин корпуса. Минимальная скорость, при которой АВ слушается руля при траверсном ветре составляет 6-7 уз. Все основные механизмы и оборудование авианосца смонтировано на рамах, имеющих резинометаллические амортизаторы. Для снижения кавитационного шума на входящие кромки лопастей ВФШ подается воздух - система PRAIRIE. Корабль оборудован также системой подачи воздуха под днище корпуса "Masker".

Полетная палуба размещена параллельно ДП корабля и заканчивается трамплином с углом схода 12 градусов (7 до модернизации). Размещенный под полетной палубой ангар занимает три междупалубных пространства (около 7.6 м), в оконечностях ангар имеет расширения. По длине ангар, в целях локализации возможных очагов пожара, подразделяется двумя огнестойкими шторами на три части. В нормальных условиях они убираются к подволоку.

Для подъема летательных аппаратов из ангара на полетную палубу служат два палубных самолетоподъемника, расположенных в носовой и кормовой частях ангара. Первоначально на корабле были установлены оригинальные самолето-подъемники фирмы "McTaggart" с гидравлическим приводом - они имели вдвое меньшую массу по сравнению с традиционными цепными подъемниками с электроприводом и допускали поперечную подачу летательных аппаратов на грузовую платформу. В процессе эксплуатации выявилась низкая надежность такой конструкции, и впоследствии гидравлические самолетоподъемники были заменены обычными. Корабль способен в течение минуты поднять в воздух четыре СВВП Самолёт вертикального взлёта-посадки или шесть вертолетов.

С окончанием Холодной войны изменились требования НАТО North Atlantic Treaty Organization (Организация Североатлантического договора) к кораблям данного типа. В дополнение к многоцелевым СВВП Самолёт вертикального взлёта-посадки-истребителям "Sea Harrier" FA.2 они получили СВВП Самолёт вертикального взлёта-посадки "Harrier" GR.7 ВВС Военно-воздушные силы Великобритании, что позволило эффективно использовать АВ в специальных и десантных операциях. Кроме того, эти корабли стали использоваться в качестве платформы для командования Объединенных сил, для чего их оснастили усиленными системами связи, в том числе и спутниковой. Однако возможности совершенствования АВ типа "Инвинсибл" ограничены из-за их сравнительно небольших габаритов. К тому же, срок службы этих кораблей заканчивается во втором десятилетии XXI века и поэтому к 2015 г. они будут заменены АВ типа CVF. В настоящее время исследуются возможности продления срока службы АВ типа "Инвинсибл" до 2022 г. и использования на них перспективных бомбардировщиков с укороченным взлетом и вертикальной посадкой. Этому посвящена программа FSR ("Future Special Refit" - перспективное специальное переоборудование).

В Великобритании, являющейся активным членом атлантического альянса, ВМС Военно-морские силы традиционно считаются главным видом вооруженных сил и основным средством обеспечения проведения политики государства, именно на ВМС Военно-морские силы возлагается задача обеспечения действий сил немедленного реагирования. В связи с этим нельзя не отметить длительную и успешную боевую службу кораблей типа "Инвинсибл", в течение которой они позволили Великобритании уверенно отвечать на вызовы времени.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.