Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиИщу на русском языкеВеликий ВостокNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороникВорошиловск...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиБронированные кораблиБроненосцыРоссияЕкатерина II
ПроектКорабли (3)(13)  
СтранаРоссия
ТипБроненосец
Общие характеристики
Длина (м):103,4
Ширина (м):21
Водоизмещение (тонн):11150
Скорость (узлов):15,2
Запас хода (миль):1100
Осадка (м):8
Экипаж:720
Вооружениe
Орудия:7 152 мм
6 305 мм
8 47 мм
4 37 мм
Торпедные аппараты:7

Когда в 1882 году встал вопрос о постройке первого броненосца для Черного моря, в качестве его прототипа рассматривались и британский "Аякс", и французский "Кайман", и отечественный Петр Великий, но в итоге получился совершенно оригинальный проект высокобортного корабля с треугольным расположением шести 305-мм орудий в спаренных барбетных установках. При этом практически в любом секторе обстрела могли вести огонь две установки. Артиллерия усилилась не только количественно, но и качественно: 305-мм орудия с длиной ствола в 30 калибров могли пробивать значительно более толстую броню, чем 20-калиберные орудия Петр Великий.

20 декабря 1882 г. Морское Министерство (МТК Морской технический комитет) утвердил теоретический чертеж и спецификацию броненосца водоизмещением 9990 т. Корпус выбрали весьма полного образования, с восьмьюдесятью тремя шпангоутами, собираемыми из листов стали толщиной 7,9 мм; вертикальный киль высотой 0,965 м составлялся из стали толщиной 12,7 мм, горизонтальный— из двух слоев стальных листов (нижний толщиной 22,2, верхний 15,9 мм). Вертикальный и горизонтальный кили соединялись между собой 102-мм угольниками. К горизонтальному крепился тиковый брус сечением 456 Х 305 мм, выполнявший функцию наружного киля и служивший для уменьшения рыскливости; наружная обшивка и рубашка за броней состояли из стальных листов длиной не менее 5,87 м и толщиной до 15 мм. Непотопляемость обеспечивалась Десятью поперечными и одной продольной, в диаметральной плоскости (между 17 и 65 шп.), водонепроницаемыми переборками, делившими корпус на шестнадцать отсеков.

Вооружение предусматривалось в составе шести 305-мм орудий на трех барбетных установках. В снижающихся станках внутри каземата снаряды и заряды подавались с помощью гидравлических подъемников; на батарейной палубе предполагалось расположить семь 152-мм орудий, а для защиты от миноносцев — десять малокалиберных. По ватерлинии корабль защищался сталежелезной 457-мм броней (ширина 2,44 м, из них 1,52 ниже ватерлинии). Броня каземата состояла из двух поясов — нижнего шириной 2,6 и верхнего 2,9 м. Вся вертикальная броня имела подкладку из лиственницы наибольшей толщиной (305 мм) в средней части борта.

Из палуб бронировалась одна, жилая, бимсы которой проходили на уровне верхней кромки броневого пояса ватерлинии (листы 12,7-мм стали внутри каземата и два слоя вне каземата суммарной толщиной 50,8 мм).

В феврале 1883 г. МТК Морской технический комитет разработал детальные чертежи расположения машин, котлов, артиллерии, составив приблизительный расчет нагрузки и дальности плавания. Хотя разработка проекта на этом в целом и завершилась, его усовершенствование продолжалось вплоть до вступления броненосца в строй.

Параллельно с разработкой чертежей в Николаеве под руководством главного командира Черноморского флота и портов вице-адмирала А. А. Пешурова велось переоборудование эллинга № 7, где впоследствии на казенные средства и строился первый черноморский броненосец. В феврале 1883 г. началась доставка с Брянского завода первой партии профильной стали для корпуса. В мае того же года подполковников А. В. Мордвинова и Н. А. Субботина, назначенного строителем первого балтийского броненосца программы 1882 г., командировали в Англию и Францию. Возвратившись из-за границы, А. В. Мордвинов ознакомил МТК Морской технический комитет со многими подробностями зарубежного судостроения. Отмечалось, в частности, что во Франции придерживались полной броневой защиты борта (от носа до кормы), так как слабо защищенные оконечности легко пробивала даже малокалиберная артиллерия.

14 июня 1883 г. на стапеле в Николаеве началась сборка листов горизонтального киля первого броненосца, а спустя две недели в Севастополе, на верфи РОПиТ — постройка еще двух однотипных. При их постройке МТК Морской технический комитет старался учесть опыт службы Петр Великий; поэтому перед отъездом из Петербурга А. П. Торопов по указанию комитета ознакомился с донесениями командиров о недостатках этого первого русского броненосца для того, чтобы «отклонить их на новых броненосцах», а затем побывал на самом корабле с целью «все полезное применить».

Работы на стапеле тем временем продолжались. Не обходилось и без трудностей. Отсутствие опыта, задержки в изготовлении штевней, поставках профильной и листовой стали, в получении рабочих чертежей, постоянно менявшиеся решения МТК Морской технический комитет по многим вопросам — все это сказывалось на сроках постройки. Много хлопот строителям доставляло перемещение на 3 м в корму каземата с размещенными внутри него пушками, трубами и люками над котлами.

Тем не менее, к середине 1884 г. формирование корпуса продвинулось настолько, что следовало подумать о главных и вспомогательных механизмах, орудийных установках, броне и артиллерии. Обе трехцилиндровые машины двойного расширения решили изготавливать на Балтийском заводе, а броню и орудийные станки — в Англии. Заказ на броню для всех трех кораблей взял на себя завод Кэмел в Шеффилде. Заводу потребовалось два года, чтобы изготовить 402 плиты. Два орудийных снижающихся станка 305-мм орудий заказали английскому заводу Андерсона, рассчитывая по ним сделать затем четыре остальных на Обуховском заводе. Основываясь на экспериментальных работа проведенных капитаном 1 ранга С. О. Макаровым в ноябре 1885 г. по испытанию водонепроницаемых переборок, на всех трех броненосцах по предложению их строителей усилили переборки угольниками и Z-образными полосами.

Отсутствие опыта спуска больших кораблей в стесненных условиях Ингула заставило МТК Морской технический комитет детально изучить зарубежный опыт. Применительно к местным условиям пришлось разработать задерживающую систему, состоявшую из пеньковых тросов, которые поочередно протягивались через специальную систему блоков и приспособлений.

Броненосцы типа "Екатерина II" стали первыми русским кораблями, на которых для устранения гниения подкладки под броней применили специальный клей Хейса.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.