Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиИщу на русском языкеВеликий ВостокNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороникВорошиловск...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиБронированные кораблиДредноутыРоссияСоветский союз
ПроектКорабли (4)(6) (11)
СтранаРоссия
ТипДредноут
Общие характеристики
Водоизмещение (тонн):65150
Скорость (узлов):28
Вооружениe
Орудия:9 406 мм
12 152 мм
Самолеты:4
Системы ПВО Противо-воздушная оборона:32 37 мм

С учетом зарубежного опыта и взглядов на военное кораблестроение И. Сталина, которому особенно импонировали крупные «престижные» корабли, советские конструкторы в мае 1936 г. приступили к созданию отечественных линкоров. Проекту присвоили номер 23, а головной корабль получил имя "Советский союз". В соответствии с десятилетней программой кораблестроения, часто называемой «Программой строительства большого флота», к концу 1946 г. планировалось построить 15 линкоров и 15 тяжелых крейсеров, а также десятки кораблей других классов. Разрабатывая «проект 23», конструкторы опирались на практику строительства линкоров типа Петропавловск и линейных крейсеров типа Измаил. Изучен был и неосуществленный проект линкора (1916 г.), разработанный в Николаеве.

Проектирование совпало с волной репрессий 1937—1938 гг. Невинно были арестованы и осуждены многие талантливые конструкторы и инженеры-судостроители, в частности начальник конструкторского бюро В. Бжезинский и ответственный исполнитель проекта В. Римскии-Корсаков—авторы эскизного проекта линейного корабля с артиллерией из десяти 305- и двенадцати 130-мм орудий, названного «вредительским». Не избежал той же участи известный конструктор судовых энергетических установок А. Сперанский. Коллектив конструкторов «проекта 23» (В. Ашик, А. Барсуков, Б. Гнесин, В. Горшеиин, Л. Дикодич, В. Ноганов, Л. Тагеев и другие) возглавил Б. Чиликин.

К созданию нового корабля были привлечены видные советские ученые А. Крылов, Ю. Шиманский, П. Панкович, В. Власов. Первоначально срок завершения проектных работ намечался на 15 октября 1937 г. Однако окончательно «проект 23» утвержден постановлением Комитета обороны при СНК СССР только 13 июля 1939 г., когда головной корабль был уже заложен (15.7.1938 г.). Стандартное водоизмещение 59 150 т. Длина 260 м, ширина 38,9 м, средняя осадка 9,27 м.

Главная энергетическая установка включала 3 активно-реактивные турбины и 6 котлов треугольного типа. При номинальной мощности главных машин 201 тыс. л. с. линкор должен был развивать скорость хода 28 уз. Дальность плавания экономическим ходом (14 уз)—5580 миль. Штат линкора был утвержден в 1940 г. и предусматривал экипаж в количестве 1292 человек, из них: 66 лиц начсостава, 175 младших командиров и 1051 краснофлотец. Артиллерия главного калибра — девять 406-мм орудий в трех башнях с боекомплектом 100 выстрелов на каждое орудие. Кроме того, предусматривались: двенадцать 152-мм орудий в шести башнях с боекомплектом 170 выстрелов на орудие; двенадцать зенитных 100-мм орудий и сорок 37-мм автоматов (в четырехствольных установках). Авиационное вооружение: четыре самолета КОР-2 (два в ангарах, один—на палубе и один — на катапульте).

Толщина главного броневого пояса (61—196 шп.) составляла 375—420 мм, палубной брони 100—155 мм. Броневые траверзные переборки из цементированной и гомогенной брони имели толщину 230—365 мм, а барбеты башен главного калибра 425 мм, броня их лобовой стенки — 495 мч. Общая протяженность бронирования по длине корабля (в процентах от длины по КBЛ) составляла: цитадель—57,1%, цитадель и кормовая оконечность—66%, цитадель и носовая оконечность—78%.

Непотопляемость корабля обеспечивалась при разрушенной небронированной части корабля и одновременном попадании двух 21-дюймовых торпед в днище или трех торпед в були. Много внимания было уделено качеству и прочности соединения броневых плит различными способами: на заклепках в три ряда в шахматном порядке, на шпонках и т. д. Рассматривалась возможность применения cварки, которая постепенно входила в практику советского и зарубежного кораблестроения (сварные броневые палубы толщиной 12—30 мм германских крейсеров типа Лютцов»).

По результатам проведенной в 1938 г. в Военно-морской академии военной игры с учебной стрельбой на тренировочном стенде считали, что советские корабли «проекта 23» будут иметь преимущества перед зарубежными линкорами. Тогда же был сделан и вывод о «выгодности 85—105-мм калибра для зенитной артиллерии», впоследствии потребовавший существенного уточнения. Опыт войны показал, что общая эффективность огня 37-мм зениток по ближним целям часто превосходила эффективность огня оружием универсального калибра (85—105 мм).

Одновременно с проектированием линейных кораблей и даже после закладки головного выполнялись отдельные опытные работы и испытания, направленные на обеспечение высокого качества и надежности боевых и технических средств. Так, для отработки системы противоминной защиты были изготовлены и испытаны (в том числе и фактически подрывались) отсеки размером в одну пятую и вполовину проектных.

Изготовили и проверили на функционирование макет котельного отделения линкора в натуральную величину со всем оборудованием: форсунки котлов, смеситель с эжекторами на линии питания котла, опытная испарительная установка и др.

Экспериментальные исследования ходовых и маневренных качеств проводились на специально построенном катере (КМ-3) с корпусом в одну десятую часть натуральной величины линкора.

Проектировались и испытывались опытные образцы фреоновых холодильных камер, малошумных вентиляторов, автономных насосов для смазки подшипников в водонепроницаемых отсеках. Среди предприятий -поставщиков проводился конкурс по созданию общекорабельных систем линейного корабля, ряда приборов, обслуживающих главные и вспомогательные механизмы: газоанализаторов, соленомеров, водомеров-указателей, дифферентометров, дистанционных термометров и др.Учитывая новизну многих образцов вооружения и техники, часть из них до установки на линкор временно размещалась и испытывалась на других крупных кораблях, уже находившихся в составе ф.юга. Для этих целен задействован был и научно-испытательный морской артиллерийский полигон. Влияние газовых струй при стрельбе главным калибром на корпусные конструкции, КДП и оптические приборы проверялось фактической стрельбой на линкоре «Парижская Коммуна» и крейсере «Киров». На крейсере «Красный Кавказ» предусматривалось испытание электрической лебедки для грузовой стрелы, используемой при подъеме самолета. Головной линейный корабль «Советский Союз», зав. № С-299, был заложен в Ленинграде на Балтийском заводе..

В 1938—1939 гг. на двух других предприятиях заложены еще три линкора: «Советская Украина» (С-352), «Советская Россия» (С-101) и «Советская Белоруссия (С-102). Как это часто бывало и в те годы, руководство судостроительной промышленности и заводов вместе с военпредовским аппаратом стремились как можно скорее, «с опережением графика» отрапортовать Сталину, партии и правительству о столь важном событии, каким действительно является факт закладки самых мощных кораблей советского флота. Между тем оснований для такого «победного» рапорта не имелось. Многие подготовительные операции, обязательные до начала постройки линкора "Советский союз", не были завершены, а некоторые из них и не начаты. Отсутствовали рабочие чертежи, не решены вопросы поставки материалов. На Балтийском заводе не хватало кранов для обслуживания стапеля, который также оказался не полностью готовым. Этими и другими причинами можно объяснить тот факт, что непосредственные работы по постройке головного линкора практически не велись до начала 1939 г., когда его состояние оценивалось не выше 0,16% от общей технической готовности. Только в первом квартале 1939 г. из конструкторского бюро начали поступать рабочие чертежи, а от металлургических предприятий — необходимый металл. На стапеле установили наконец два больших крана.

Таким образом, фактически началом строительства линейного корабля "Советский союз" следует считать не июль 1938 г., а январь 1939 г. Срывы плановых сроков проектирования и строительства линкора во многом объяснялись обстановкой страха и подозрительности в судостроительной промышленности и на флоте, вызванной продолжающимися репрессиями. Возглавлявший в 1938 г. наркомат ВМФ Военно-морской флот М. Фриновский, никогда не служивший на флоте, долгое время работавший в органах НКВД и ответственный за многие беззакония тех лет, накалял обстановку провокационными докладами в духе бывшего своего грозного ведомства: «Наркомат оборонной промышленности не дал развертывания той производственной базы, которая должна обеспечить строительство большого флота, запланированного на ближайшие годы. Ряд явных срывов сигнализирует о наличии вредительства в строительстве кораблей. Стремление со стороны Главка судпрома, руководителей заводов и цехов замазать существующие недостатки объективно прикрывают вредителей и создают благоприятные условия для маскировки». И далее М. Фриновекий делает категорическое заключение по выполнению плана 1938 г.: «С поставленной Правительством задачей поднять судостроительную промышленность, ликвидировать вредительство, дать флоту качественные корабли в плановом количестве НКОП (замнаркома т. Тевосян), его Главк (начальник т. Редькин) и директора большинства заводов не справились». После такого доклада пострадали многие. Срок завершения строительства головного линкора был перенесен с 1942 на 1943-й. Считалось, что общее время постройки и сдачи флоту «Советского Союза» составит 60 месяцев. Реальность таких сроков вызывала сомнения на фоне опыта строительства значительно меньших линейных кораблей за рубежом (английский Нельсон при водоизмещении 33 900 т — 60 мес.; французский Дюнкерк — 26 500 т — 53 мес., немецкий Шарнхорст — 28000 т —53 мес.). К тому же планируемое оснащение корабля новейшими боевыми и техническими средствами требовало большого времени на монтажно-наладочные работы и испытания, в поставках оборудования и материалов для советского головного линкора участвовало 1203 завода. В свою очередь они имели большое число контрагентов. На судостроительный завод оставалось лишь 35% «участия» в постройке корабля. Ее плановая стоимость составляла 1,18 млрд. руб.

Головной и серийные корабли «проекта 23» находились в постройке в разной степени готовности, а конструкторы и специалисты Военно-Морского Флота уже в конце 1939 г. начали проработку улучшенного линкора проекта «23-НУ». Почти полностью был готов предэскизный проект в двух вариантах «1-615» и «1-657».

В сравнении с линкорами «проекта 23» предусматривалось утолщение главного броневого пояса на 10 мм. Несколько изменялось бронирование цитадели, палуб, предполагалось более широкое применение сварки.

Начавшаяся война прервала строительство линейных кораблей и работы над проектом «23-НУ». В боевых действиях под Ленинградом применялись 406-мм орудия главного калибра, предназначенные для "Советский союз", а его броневая сталь использовалась при создании мощных долговременных огневых укреплений. Корпус «Советской Украины» в Николаеве частично удалось уничтожить до оставления города врагу. Остальные линкоры в связи с войной также не достраивались. Материалы и комплектующее оборудование пошли на строительство и ремонт других боевых кораблей.

Опыт проектирования и строительства линкоров был широко использован в дальнейшей практике военного кораблестроения. Повсеместное внедрение электросварки, предварительное макетирование наиболее важных корабельных отсеков с экспериментальным размещением в них систем и приборов, испытания отдельных новых образцов оружия и техники на кораблях, уже находившихся в составе флота, а также многие другие технологические новшества успешно применялись впоследствии при строительстве крупных надводных кораблей и подводных лодок.

Сегодня ряд историков и специалистов флота высказывают сомнения, оправдана ли была постройка в предвоенный период столь дорогостоящих кораблей. Понять их можно. Ведь общая стоимость четырех линкоров достигала почти трети годового бюджета страны в 1940 г. Вряд ли было целесообразным в преддверии войны планировать строительство полутора десятков кораблей-гигантов, если в то время, например, ощущалась острая нехватка тральщиков и десантных кораблей, что подтвердилось в первые же месяцы Великой Отечественной войны.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.