Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиИщу на русском языкеВеликий ВостокNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороникВорошиловск...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиПодводные лодкиМногоцелевые ПЛРоссия705 Лира
Австралия (1)
Англия (10)
Аргентина (1)
Бразилия (1)
Германия (2)
Израиль (2)
Индия (2)
Испания (2)
Италия (4)
Китай (4)
Малайзия (1)
Нидерланды (1)
Норвегия (1)
Польша (1)
Россия (22)
Сингапур (1)
США (16)
Тайвань (1)
Финляндия (3)
Франция (6)
Швеция (3)
Япония (4)
ПроектКорабли (7)(5)  
СтранаРоссия
ТипМногоцелевая ПЛ Подводная лодка
ОсобенностьАПЛ Атомная подводная лодка
Общие характеристики
Длина (м):81
Ширина (м):10
Водоизмещение (тонн):3200
Скорость (узлов):41
Глубина погружения (м):750
Осадка (м):8
Атомный реактор:1 155 MWt Type: OK-550 or BM-40A
Экипаж:30
Вооружениe
Торпедные аппараты:6 533 мм (боезапас - 18 торпед)
ПКК Противо-корабельные комплексы: РПК-2 Вьюга

В 1957г. Советский ВМФ Военно-морской флот сформулировал требования по 1500-тонной подводной лодке - "перехватчику", способной развивать скорость до 40 узл. Замысел был такой: американские авианосные соединения будут обнаруживаться средствами радиолокации, а подводные лодки-перехватчики будут направляться им на встречу. Такая концепция требовала очень скоростные подводные лодки, которые могли бы появляться в заданных районах прежде чем имеющиеся данные о нахождении врага оказались бы слишком старыми. СКБ-193 ("Малахит") предложило для реализации этих требований оригинальную идею.

Скорость подводной лодки определяется двумя главными факторами - смачиваемой площадью корпуса и мощностью энергетической установки. Уменьшение смачиваемой площади корпуса ведёт к уменьшению размеров корпуса лодки. А необходимость уместить большую мощность в малых объёмах требует очень компактный и в то же время мощный реактор.

Оригинальность состояла в том что предлагалось организовать обслуживание лодок наподобие самолётов-перехватчиков - т.е. лодки находились бы в базах под постоянным наблюдением обслуживающих команд, а экипажи находились бы поблизости в постоянной готовности к выходу в море. После возвращения из похода, лодки снова переходили бы в руки техников, а экипажи размещались на берегу в ожидании нового выхода.

Все устройства выполнялись как можно меньших габаритов. Энергетическая установка была полностью автоматизирована, реактор с жидко-металлическим теплоносителем был выбран потому что позволял обеспечить большую мощность при компактных размерах. Экипаж составлял 15-17 человек при высочайшем уровне автоматизации и всвязи со сложностью конструкции состоял только из офицеров.

Но на этом особенности не заканчивались. Толщина прочного корпуса, необходимая согласно конструкции, была слишком большой, что делало её недопустимо тяжёлой. Использование стали возможным не представлялось.

Максимальная глубина погружения лодки имела очень важное значение из-за её большой скорости. На больших скоростях лодка могла попасть на очень большую глубину прежде чем экипаж смог бы выправить ситуацию. Поэтому для обеспечения безопасности корпус должен был быть очень прочным. Кроме того подводная лодка может развить большую скорость при движении на большой глубине по сравнению движением у поверхности воды.

Проблема с материалом для корпуса была решена путём использования титана. Благодаря своей значительно большей прочности титан позволял снизить толщину стенок и соответственно вес конструкции. Это позволило развить программу, завершившуюся созданием АПЛ Атомная подводная лодка проекта "705 Лира" - необычайно маленьких и очень скоростных подводных лодок.

Однако ещё предстояло решить проблему с отсутствием технологии по использованию титана в подводном судостроении. Это вызвало значительную задержку с реализацией проекта. Окончательно проект был утверждён в мае 1960г. К 1963г. стало ясно что конструкция недоработана, что вызвало смену главного конструктора - А.Б. Петров был сменён М.Г.Русановым, который перепроектировал лодку: водоизмещение выросло до 2300т., количество отсеков увеличено с 3-х до 6-ти, а экипаж удвоен.

Лодки оснащались атомной установкой типа БМ-40А (или ОК-550) с одним реактором с жидко-металлическим теплоносителем, с тепловой мощностью 155 МВатт. В качестве теплоносителя применялся сплав свинца и висмута (температура кипения - 1.679 °С). Применение жидкого металла в качестве теплоносителя позволяло держать низкое давление в первом контуре, что исключало переопрессовку 1-го контура, тепловой взрыв ядерного реактора и выброс активности наружу. Специфика заключалась в том, что существовала опасность затвердевания сплава, что привело бы к выводу из строя атомной установки. В Западной Лице, где базировались корабли "705 Лира", был создан целый береговой комплекс для кораблей этого проекта. Построена специальная котельная для подачи пара на корабли. К пирсам, где стояли корабли, поставлены плавказарма и эсминец, которые давали пар от своих котлов. Однако, в связи с низкой надежностью берегового комплекса, подводные лодки "грелись" от своего тепла, т.е. реакторы работали на минимально контролируемом уровне мощности. Это приводило к их быстрому износу и необходимости постоянного присутствия экипажа на борту лодки. Трудности с обеспечением внешним теплом привели к тому, что практически все АПЛ Атомная подводная лодка "705 Лира" к концу 80-х г.г. были выведены из эксплуатации. Перегрузка ядерного топлива не осуществлялось, из-за чего ЯЭУ Ядерная энергетическая установка этого класса АПЛ Атомная подводная лодка получили название - "реакторы одноразового использования".

После вступления в строй лодки проекта "705 Лира" часто становились источником проблем: выходила из строя сложная автоматика, происходили аварии на реакторах. Эти корабли также не пользовались популярностью у экипажей и командования Советского ВМФ Военно-морской флот: шумные, ненадёжные, плохо вооружённые, с уникальным и трудным в обслуживании оборудованием. Хотя они регулярно несли боевую службу в океане.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.