Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиИщу на русском языкеВеликий ВостокNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороникВорошиловск...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиФрегатыРоссия11540 Ястреб
Австралия (2)
Англия (5)
Германия (4)
Дания (1)
Индия (3)
Иран (1)
Испания (1)
Италия (3)
Канада (1)
Китай (2)
Колумбия (1)
Малайзия (1)
Марокко (2)
Мексика (1)
Нидерланды (3)
Новая Зеландия (1)
Норвегия (2)
Пакистан (1)
Россия (6)
Румыния (1)
Сингапур (1)
США (3)
Таиланд (1)
Тайвань (2)
Турция (2)
Франция (8)
ЮАР (1)
Южная Корея (1)
Япония (3)
ПроектКорабли (3)(13) (3)
СтранаРоссия
ТипФрегат
Общие характеристики
Длина (м):130
Ширина (м):15,6
Водоизмещение (тонн):4350
Скорость (узлов):30
Запас хода (миль):3000
Осадка (м):5
Экипаж:210
Вооружениe
Орудия:1 АК-100
Торпедные аппараты:6 533 мм
ПКК Противо-корабельные комплексы:8 Х-35 Уран
Вертолеты:1 Ka-27
Системы ПВО Противо-воздушная оборона:2 Кортик
ПЛК Противолодочные комплексы:1 РБУ-6000
2 Водопад
УВП Установка вертикального пуска (ячеек):32 Кинжал

Учитывая то, что отечественные СКР Сторожевой корабль морской зоны стали значительно уступать западным кораблям аналогичных классов по своим боевым возможностям (отсутствие авиационного вооружения и ПКР Противокорабельные ракеты, более слабая артиллерия) в 1 ЦНИИ МО уже в середине 1970-х годов начались исследования направленные на создание перспективного многоцелевого сторожевого корабля. Группе специалистов, во главе с капитаном 3 ранга В.П.Кузиным удалось доказать руководству института, что настало время реализации полученных научных результатов.

В ходе проектирования круг возлагаемых на корабль задач постепенно расширялся, вооружение усиливалось за счет принятия все более совершенных образцов техники и увеличения их номенклатуры, что сопровождалось ростом водоизмещения. Так, в утвержденном эскизном проекте 1975 года полное водоизмещение достигало 1500 т, а корабль был переклассифицирован в противолодочный СКР Сторожевой корабль, в техническом проекте (1976 г.) – 1700 т, в корректированном техпроекте (1979 г.) – около 2000 т, а в варианте с вертолетом – 2500 т. Скорость полного хода при этом уменьшилась до 27-28 узлов. Начиная с этого этапа, работы велись под руководством главного конструктора Н.А. Яковлевского. Таким образом, в результате семилетних работ корабль пр.1154 приблизился по водоизмещению к СКР Сторожевой корабль 1135 . В 1981 г. было разработано новое тактико-техническое задание Зеленодольскому ПКБ на пр "11540 Ястреб", которому сохранили шифр «Ястреб», а 1982 г. вышло решение Минсудпрома и ВМФ Военно-морской флот о его дальнейшей разработке по новому ТТЗ Тактико-техническое задание в виде СКР Сторожевой корабль 1135 за счет применения новых средств ПЛО Противо-лодочная оборона-ПВО Противо-воздушная оборона, радио- и гидролокации, а также придания ударных возможностей в борьбе с НК (то есть многоцелевого СКР Сторожевой корабль, назначение которого ПЛО Противо-лодочная оборона, ПВО Противо-воздушная оборона и ПКО соединений кораблей, конвоев и десантных отрядов). В октябре 1981 г. в соответствии с приказом Главкома ВМФ Военно-морской флот в связи с изменением состава вооружения водоизмещение проектируемого корабля было разрешено увеличить до 3,5 тысяч тонн. Главный конструктор корабля остался прежним – Н.А.Яковлевский, главный наблюдающий от ВМФ Военно-морской флот вначале был капитан 2 ранга В.Я.Корсуков, а затем – капитан 2 ранга О.К.Коробков.

Разработка проекта "11540 Ястреб" потребовала проведения ряда специальных НИОКР Научно-исследовательские конструкторские разработки, в том числе по снижению уровня подводного шума, обеспечению мореходных качеств и хорошей управляемости. Значительное внимание было уделено также и снижению уровней ФПК. Впервые в практике отечественного кораблестроения в процессе отработки ТТЗ Тактико-техническое задание и научно-технического сопровождения главным конструктором Н.А.Яковлевским и главным наблюдающим капитаном 2 ранга В.Я.Корсуковым использовались результаты военно-экономических исследований полученных на системе автоматизированного проектирования (САПР) «Чертеж» старшим научным сотрудником капитаном 3 ранга В.И.Никольским. В процессе проектирования менялась компоновка корабля: так ЗРК Зенитно-ракетные комплексы с кормы был перемещен в нос, антенна ГАС Гидро-аккустическая станция из подкильного обтекателя переместилась в носовой бульб. Состав вооружение также менялся от проекта к проекту. Первоначально на корабле предполагалось установить противолодочный комплекс РБУ-1000, эффективность которого ставилась многими специалистами под сомнение. Но в конце-концов разработка комплекса была прекращена, а "11540 Ястреб" получил уже хорошо отработанную на флоте РБУ-6000 (именно поэтому установка на корабле только одна). Офицерам 1-го ЦНИИ МО пришлось долго «воевать» и за размещение на корабле 100-мм орудия АК-100. «Вооруженцы» настойчиво (особенно специалисты ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова) «продвигали» 76-мм АК-176. Последнюю точку в споре поставил Главком: «О чем речь? Конечно, «сотку»!»

1 Институт ВМФ Военно-морской флот настойчиво рекомендовал установить на новый СКР Сторожевой корабль ДГТУ, справедливо рассчитывая на то, что такое решение – наиболее оптимальное и «потащит» за собой этот тип установки и на другие новые корабли. Однако в окончательном варианте пришлось применить ГГТУ по схеме пр.1135 с маршевыми и форсажными двигателями. Это было вызвано тем, что тогда ни дизельное ни газотурбинные ведомства никак не хотели брать на себя разработку редуктора и установки в комплексе. Постепенно стандартное водоизмещение корябля достигло 3 200 т. Это отрицательно сказалось на возможности строительства корабля очень большой серией.

Корабль "11540 Ястреб"0 имеет полубачную архитектуру со сплошной надстройкой и относительно большой высотой надводного борта в носовой оконечности корпуса. Все корпусные конструкции выполнены стальными, что было сделано впервые после тридцатилетнего перерыва (последним кораблем, имевшим стальные надстройки был ЭМ Эскадренный миноносец пр.57-бис). Улучшению мореходности способствуют успокоители качки с выдвижными рулями, а также скуловые кили. Предусмотрены устройства для принятия в море с судов снабжения жидких и сухих грузов.

С самого начала СКР Сторожевой корабль "11540 Ястреб" получил большое количество недоброжелателей, как среди представителей промышленности, так и флота и различных проектных организаций. Это привело к тому, что проектирование корабля и его воплощение в металле сильно затормозились. Еще 10 лет назад для всех специалистов оставалось загадкой почему программа строительства новейших кораблей "11540 Ястреб" начала свертываться и, несмотря на ограничения финансирования, началась подготовка к строительству СКР Сторожевой корабль уже нового проекта. Разрушилась старая кооперация заводов, делалась анемичная попытка создать новую, и всё это в обстановке, когда большие модернизационные возможности проекта "11540 Ястреб" совершенно не востребовались. Сейчас многие склоняются к тому, что скорее всего это было связано с лоббированием тех или иных решений в ущерб ВМФ Военно-морской флот и в угоду промышленности: чем больше проектов, тем больше кормится структур. Кроме того, «Ястреб» как бы «перебегал дорогу» более крупным кораблям, строить которые промышленности было выгоднее.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.