Головной линкор "Эспанья" был заложен в Эль-Ферроле 5 февраля 1909 года. Ровно три года спустя, 5 февраля 1912 года, состоялась пышная церемония спуска на воду самого крупного на тот момент испанского боевого корабля.
26 августа 1923 года "Эспанья" попала в густой туман. Командир старался идти ближе к берегу, но несмотря на малую скорость, около полудня линкор сел на камни. Когда туман рассеялся, обнаружилось, что "Эспанья" находится всего в 200 м от берега, прямо напротив маяка Трес Форкаш.
Из-за повреждения корпуса образовалась сильная течь с левого борта (длинная узкая пробоина) в районе машинного отделения. Командир корабля капитан 1 ранга Педро Сане сразу приказал начать спасательные работы, но попытки экипажа оказались тщетными. Вода затопила машинное отделение, и линкор прочно сел на камни с сильным креном на левый борт. В район кораблекрушения подошли различные корабли. Но их помощь свелась лишь к эвакуации личного состава, к счастью, не понесшего никаких потерь. Для пресечения вполне возможного в этих местах мародерства на "Эспанья" остались командир корабля, два офицера и тридцать матросов, а самолеты вели над линкором патрулирование. В первый же день все из-за того же тумана в воду упали сразу пять самолетов — правда, ни один из них не получил фатальных повреждений.
Через четыре дня, когда из Гибралтара подошли мощные буксиры, начались спасательные работы. Однако стащить корабль на глубокую воду не удавалось в течение нескольких месяцев.
В январе 1924 года для спасения линкора был выделен кредит в 2 млн песет. Общее руководство спасательными работами возлагалась на подполковника корпуса корабельных инженеров Аугусту Миранду, наделенного чрезвычайными полномочиями.
Все лето текущего года велись широкомасштабные работы. С "Эспанья" демонтировали все, что можно было снять. В сентябре с подходом мощного плавкрана пришла очередь и главной артиллерии. К сожалению, опять не обошлось без инцидентов: для подъема соскользнувших под воду стволов пришлось воспользоваться услугами спасательного корабля подводных лодок «Кангуро». Лишь к осени появились надежды на благополучный исход спасательной операции.
Но с приходом осени начались шторма. Сильно ослабленный корпус 20 ноября разломился на две части и перевернулся. Дальнейшие спасательные работы были абсолютно бессмысленны.
В начале 1925 года морское министерство признало факт гибели линкора. Снятая с него артиллерия главного калибра в основном пошла на усиление береговой обороны северного Марокко; четыре 102-мм орудия установили в батарее на острове Исла Тарифа, прикрывающей вход в Кадис, еще несколько таких же орудий отправили на Канарские острова. Обломки корпуса постепенно ушли под воду, причем волны буквально разметали их по морскому дну.