Заложен 23.01.1909, спущен на воду 7.04.1910, принят в состав флота 30.09.1911 г. Строился на верфи фирмы "Блом унд Фосс" ("Blohm und Voss") в Гамбурге, № 201. До спуска на воду обозначался литерой "H", стоимость – 41 564 тыс. марок.
Назван в честь генерала от инфантерии Августа фон Гебена (1816-1880 г.), прославившегося в годы франко-прусской войны 1870-1871 гг.
С ноября 1912 года вместе с легким крейсером Бреслау находился в Средиземном море. Осенью 1913 г. прошел ремонт в австрийском порту Пола. Зиму 1913/1914 г. провел на рейде Константинополя в составе международной эскадры.
С началом Первой мировой войны обстрелял французский порт Филиппвиль, после чего прорвался в Дарданеллы.
13 августа 1914 г. фиктивно куплен Турцией и вошел в состав турецкого флота под названием "Султан Селим Джавус" (Султан Селим Грозный). Назван в честь одного из самых победоносных султанов Турции – Селима I (1467-1520), который в многочисленных сражениях одержал победы и завоевал Месопотамию, Курдистан, Сирию и Египет. Жестокая политика по отношению к внешним и внутренним врагам и послужила причиной исторической приставки к его имени – “Грозный” (“Явуз”/"Джавус").
Команда на корабле оставалась немецкая; контр-адмирал В.Сушон, командовавший до этого германскими кораблями, не только сохранил свои права, но и был назначен командующим турецким флотом. Вторым флагманом был назначен турецкий контр-адмирал Ариф-Бей.
29 октября атаковал Севастополь, потопив минный транспорт "Прут" и эсминец "Лейтенант Пущин". В ответ на это Россия объявила войну Турции.
Во время войны участвовал в ряде сражений с русским флотом; наиболее известное – бой у мыса Сарыч. С русской стороны в бою участвовали броненосцы Евстафий, Иоанн Златоуст, Потемкин , Три Святителя и Ростислав , однако фактически бой вел один Евстафий . "Гебен" получил попадания трех 305-мм, одиннадцати 203-мм и 152-мм снарядов и через 14 минут вышел из боя (Евстафий получил 4 попадания).
В декабре 1914 г. подорвался на двух минах; ремонт проводился водолазами, прибывшими из Германии, с помощью кессона.
8 января 1916 г. "Гебен" участвовал в бою с новым русским дредноутом Екатерина Вторая. Получив попадание, воспользовался преимуществом в скорости и ушел в Босфор.
В конце 1916 года на "Гебен" установили визиры центральной наводки главного и среднего калибров. Угол возвышения орудий увеличили до 22.5°, что давало крейсеру возможность вести бой с новыми русскими черноморскими линкорами на дистанциях до 23000 м. Одновременно были демонтированы последние четыре 88-мм орудия, еще остававшиеся на борту.
После заключения в 1918 г. перемирия между Советской Россией и Германией 20 января 1918 г. атаковал морские силы Антанты в акватории Греческого архипелага совместно с крейсером Бреслау, тремя эсминцами и подводной лодкой. Уничтожил два английских монитора (Рэглен и М-28). В ходе операции подорвался на трех минах, однако сохранил ход; но при возвращении в Дарданеллы сел на мель у мыса Нагара. Снят с мели 26 января 1918 г. С помощью турецкого линкора "Тургут Рейсс" (бывший немецкий броненосец "Вайсенбург").
2 мая 1918 г. Вошел в Севастополь и в мае 1918 г. Прошел там ремонт. 28 июня 1918 г. Прибыл в Новороссийск.
После окончания Первой мировой войны служил в турецком флоте. До 1926 г. Находился в небоеспособном состоянии, в 1919-1926 гг. Был исключен из списков флота. В 1926-1930 гг. Капитально отремонтирован и модернизирован с помощью французской фирмы Penhoet St Nazaire: на крейсере были заменены механизмы, увеличен угол возвышения орудий, установлена новая французская система управления огнем. В 1936 г. Название было изменено на “Явуз” (“Yavuz”). В 1938 г. Еще раз модернизирован.
С 1948 г. – стационер в Измите, где прослужил до 1960 г.; с 1950 г. – в резерве. 7 июня 1963 г. Состоялся последний торжественный спуск флага. Крейсер был исключен из состава флота и передан на разборку государственному военно-промышленному концерну М.К.Е.К. Полностью демонтирован к 1976 г.
В 1963 г. Правительство ФРГ обращалось с просьбой продать крейсер для использования в качестве музея (решение вопроса затянулось до 1969 г.), но в 1969 г. Получило отказ.