Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиИщу на русском языкеВеликий ВостокNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороникВорошиловск...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиПодводные лодкиМногоцелевые ПЛРоссия627 Кит
Австралия (1)
Англия (10)
Аргентина (1)
Бразилия (1)
Германия (2)
Израиль (2)
Индия (2)
Испания (2)
Италия (4)
Китай (4)
Малайзия (1)
Нидерланды (1)
Норвегия (1)
Польша (1)
Россия (22)
Сингапур (1)
США (16)
Тайвань (1)
Финляндия (3)
Франция (6)
Швеция (3)
Япония (4)
ПроектКорабли (14)(9)(2)  
K-3Ленинский комсомолец1958/1991

С 3 июля 1958 лодка, получившая тактический номер К-3, вышла на ходовые испытания, проходившие в Белом море. 4 июля 1958 г. в 10 часов 3 минуты впервые в истории отечественного флота для движения корабля была использована атомная энергия. Испытания завершились 1 декабря 1958 г. В ходе них мощность энергетической установки была ограничена 60% от номинальной. При этом была достигнута скорость 23,3 узла, что на 3 узла превысило расчетную величину. В январе 1959 г. К-3 была передана ВМФ Военно-морской флот для опытной эксплуатации, которая завершилась в 1962 г., после чего АЛЛ стала «полноценным» боевым кораблем Северного флота.

В 1959 г. К-3 под командованием капитана 1 ранга Л. Г. Осипенко прошла под арктическими льдами 260 миль. 17 июля 1962 г. эта АПЛ Атомная подводная лодка выполнила переход к Северному полюсу, однако всплыть на поверхность помешал плотный ледовый покров, толщина которого достигала 12м. Вскоре после арктического похода подводной лодке К-3 было присвоено название "Ленинский комсомолец". В дальнейшем К-3 прошла модернизацию, заключавшуюся в проведении ряда доработок, повысивших надежность паро-производительной установки, замене некоторого оборудования, установке новой системы торпедной стрельбы, усовершенствования радиоэлектронного оборудования. Антенну ГАС Гидро-аккустическая станция «Арктика-М» перенесли из ограждения рубки в носовую оконечность лодки, где был сформирован выступающий за обводы корпуса наплыв, а над торпедными аппаратами была размещена антенна новой шумопеленгаторной станции МГ-10.

Эксплуатация АЛЛ "Ленинский комсомолец" продолжалась до 1991 г., при этом лодка несла службу наравне с другими атомоходами.

8 августа 1967 г., во время возвращения подводной лодки "Ленинский комсомолец" с боевой службы, в первом отсеке загорелась гидравлика. При переходе личного состава во второй отсек пожар через открытую переборочную дверь перекинулся дальше. Выделение угарного газа было настолько интенсивным, что уже через несколько минут личный состав первого и второго отсека перестал отвечать на запросы центрального поста. Кратковременное открытие переборочной двери из третьего отсека во второй для производства разведки привело к загазовыванию и третьего отсека, где личный состав также начал терять сознание. Лодка всплыла в надводное положение, провентилировала третий и четвертый отсеки и в надводном положении с загерметизированными первым и вторым отсеками четверо суток шла на базу. В результате аварии погибло 39 человек.

После списания "Ленинский комсомолец" существовали планы переоборудования его в корабль-музей (соответствующий проект был разработан КБ «Малахит»).

K-141959/1992

В 1966 г. "K-14" совершила 17-суточный переход подо льдами Арктики, проложив трассу, по которой в дальнейшем осуществлялась перегонка атомоходов европейской постройки на Тихоокеанский флот.

K-51960/1992

K-81960/1970

13 октября 1960 г. произошел разрыв парогенераторов и трубопроводов компенсатора объема на "K-8" которая отрабатывала задачи боевой подготовки на полигонах Баренцева моря. Была сброшена аварийная защита, экипаж приступил к ликвидации аварии. Для этого была смонтирована аварийная система проливки реактора, что позволило избежать оплавления активной зоны. Вся АЛЛ была загрязнена радиоактивными газами. Оценить радиационную обстановку не могли, так как все приборы зашкалили. У 13 человек экипажа проявились внешние признаки лучевой болезни.

12 апреля 1970 г. во время крупномасштабных учений «Океан» "K-8" погибла. Корабль специально не готовился к участию в этих учениях, он завершил боевую службу в Средиземном море. Пополнив запасы продовольствия и средств регенерации с надводного корабля, "K-8" согласно первоначальному плану в подводном положении прошла Гибралтарский пролив и вышла в Атлантику, где и получила 7 апреля приказ следовать в заданный район для участия в учениях. В дальнейшем корабль на связь не выходил. 8 апреля в 21.30 в Бискайском заливе, в нескольких сотнях миль от берегов Испании, на борту лодки в 3-м отсеке возник пожар, вызванный возгораниями патронов регенерации. Сработала система аварийной защиты реактора, и корабль, всплывший в надводное положение, остался практически без электроэнергии. Дизель-генераторы из-за неисправности использовать не удалось. На вторые сутки был израсходован запас воздуха, что затруднило выравнивание дифферента и поддержание плавучести. Экипаж боролся за живучесть корабля более трех суток, однако спасти К-8 не удалось. В седьмой и восьмой отсеки начала поступать забортная вода. 11 апреля в 6.18 лодка затонула на глубине 4680 м, унеся с собой жизни 52 членов экипажа. Часть людей была эвакуирована на советские суда, подошедшие к месту аварии.

K-1151960/1992

K-211961/1992

K-111961/1992

7 февраля 1965 г. проводилась операция перегрузки активной зоны, которая велась с нарушением технологии. Произошел выброс паровоздушной смеси из-под приоткрытой крышки реактора. Приборы радиационного группового контроля зашкалили. Весь персонал был удален. В течение пяти суток работы не велись, специалисты пытались выяснить причину происшедшего. Сделав неправильные выводы, 12 февраля начали повторный подъем крышки, при этом опять нарушили технологию. Произошел новый выброс радиоактивной паровоздушной среды из-под крышки, и начался пожар. В результате погибла часть личного состава АПЛ Атомная подводная лодка, остальные получили большие дозы облучения.

K-1811962/1992

В 1963 г. "K-181" выполнила высокоширотный поход, всплыв 29 сентября на Северном полюсе.

Для проверки возможности использования атомоходов в южных широтах "K-181" в 1963 г. совершила поход в экваториальные районы Атлантики. Этот опыт пригодился в 1966 г., когда "K-181" из состава 3-й дивизии подводных лодок Северного флота совместно с ракетоносцем К-116 совершила «кругосветный» переход на ТОФ через Атлантический и Тихий океаны, пройдя в подводном положении за 54 суток почти 20 000 миль.

K-1331962/1992

K-1591963/1992

АПЛ Атомная подводная лодка "K-159" затонула 30/08/2003 в Баренцевом море. На "K-159", выведенной из эксплуатации и буксировавшейся к месту утилизации, находилось 10 членов экипажа, одного из которых удалось спасти.

K-42Ростовский комсомолец1963/1992

В 1968 г. "Ростовский комсомолец" совместно с К-55 совершила подледный переход под арктическими льдами. Этот поход отличался от аналогичных тем, что лодки несли на борту штатное ядерное оружие.

28 июня 1978 "Ростовский комсомолец" всплыла в 02 часа 50 минут и сразу же была открыта вахта РЛС Радио-локационная станция и обнаружены три цели. На море стоял туман, видимость не превышала полутора кабельтовых, волнение моря - 1 балл. Атомоход следовал курсом 56° со скоростью 9,3 узла и в три часа лег на новый курс 25° для расхождения с целью № 2. Но в 3 часа 1 минуту и цель № 2 отвернула вправо на 50°, но ее поворот на лодке не был обнаружен, так как "боевая готовность №1" для плавания в тумане не объявлялась и расчет БИП не был развернут. Командир "Ростовский комсомолец", не зная о повороте цели №2, приказал в 3 часа 5 минут лечь на курс 350° для увеличения дистанции расхождения. Через минуту штурман определил поворот цели и элементы ее движения. Его доклад на мостик поступил к командиру непосредственно перед визуальным обнаружением цели №2. Танкер "Силуэт" следовал со скоростью 8,5 узлов курсом 277° и повернув вправо, уменьшил скорость на один узел. Его ходовые огни были визуально обнаружены в 3 часа 10 минут. Одновременно их увидели командир, вахтенный офицер и сигнальщик в дистанции менее 300 метров справа по пеленгу 60°. Немедленно на атомоходе был дан реверс турбиной и положен руль "лево на борт". Но принятые меры запоздали и через две минуты произошло столкновение "Ростовский комсомолец" с танкером. На почти погашенной инерции переднего хода лодка навалилась носовой частью на кормовой подзор танкера "Силуэт". В результате аварии лодка получила легкие повреждения обшивки и гидроакустической станции.

K-501963/1992

K-521963/1992

K-271963/1968

22 октября 1955 г. вышло партийно-правительственное постановление о создании опытной атомной торпедной подводной лодки проекта 645 с двухреакторной паропроизводящей установкой с жидкометал-лическим теплоносителем (сплав свинец-висмут). Первоначально разработка АПЛ Атомная подводная лодка осуществлялась под руководством главного конструктора В. Н. Перегудова, в 1956 г. его сменил А. К. Назаров. Главными наблюдающими от ВМФ Военно-морской флот были А. Н. Донченко и А. С. Губкин.

Тактико-техническое задание на новую лодку не выдавалось, работы были начаты непосредственно со стадии технического проекта: предполагалось, что АПЛ Атомная подводная лодка проекта 645 должна была отличаться от лодки 627-го проекта лишь энергетической установкой, что позволило бы с максимальной объективностью оценить достоинства ГЭУ Главная энергетическая установка с жид-кометаллическим теплоносителем. Однако полностью этот замысел осуществить не удалось. В проект корабля вносились изменения, обусловленные опытом эксплуатации первых атомоходов, а также результатами испытаний опытной ядерной энергетической установки с жидкометаллическим теплоносителем на стенде Физико-энергетического института. Работы по техническому проекту АПЛ Атомная подводная лодка были закончены осенью 1956 г. Следует заметить, что при этом не ставились жесткие требования по шумности лодки и влиянию ее акустических помех на работу бортовых гидроакустических станций. В рамках проектирования были выполнены лишь расчеты критических оборотов гребных винтов и воздушного шума в отсеках корабля.

В ноябре 1957 г. были выпущены рабочие чертежи, а 15 июня 1958 г. в Северодвинске была проведена закладка опытного атомохода. Его спуск на воду состоялся 1 апреля 1962 г., а 30 октября 1963 г. АЛЛ проекта 645 с тактическим номером "K-27" была включена в состав ВМФ Военно-морской флот. Как и корабли 627-го проекта, новая АПЛ Атомная подводная лодка предназначалась для борьбы с надводными кораблями и транспортными судами противника при действиях на океанских и удаленных морских театрах.


В мае 1968 г. К-27 вышла в море для проверки работоспособности энергетической установки, а также для отработки учебно-боевых задач. 24 мая при проверке параметров работы ГЭУ Главная энергетическая установка на режимах полного хода произошло резкое падение мощности реактора. Одновременно был отмечен значительный рост давления в газовой системе первого контура, увеличение уровня теплоносителя в буферной емкости и появление воды в аварийном конденсаторе. Наиболее вероятной причиной возникновения аварии, в результате которой погибли девять членов экипажа атомохода, являлось резкое ухудшение теплосъема в активной зоне из-за попадания в нее окислов сплава свинец-висмут и шлаков.

В связи с аварией потребовались дополнительные исследования воздействия сплава и растворенных в нем окислов на циркуляцию теплоносителя, а также состояние поверхностей контура, изучение условий образования нерастворимых шлаков и пылевидных окислов. Полученные результаты были использованы при разработке ГЭУ Главная энергетическая установка для лодок 705 Лира проекта.

После аварии восстановление "K-27" было признано нецелесообразным. В течение 13 лет она находилась в резерве, после чего передана на утилизацию.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.