Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиАвианесущие кораблиАвианосцыАнглияЭмпайр Мак Алпайн
Австралия (2)
Англия (23)
Аргентина (1)
Бразилия (2)
Германия (1)
Индия (4)
Испания (1)
Италия (4)
Китай (1)
Россия (4)
США (21)
Таиланд (1)
Франция (6)
Южная Корея (1)
Япония (22)
ПроектКорабли (10)(8)  
СтранаАнглия
ТипАвианосец
Общие характеристики
Длина (м):140
Ширина (м):8,3
Водоизмещение (тонн):12000
Скорость (узлов):12,5
Осадка (м):7,3
Экипаж:107
Вооружениe
Самолеты:4
Системы ПВО Противо-воздушная оборона:2 Бофорc
4 Эрликон

В 1942 англичане убедивлись, что конвой, вышедший в море без истребительного прикрытия, обречен на гибель, и уже с начала 1942 года стали применять так называемые «КАМ-шипы». Это были обычные грузовые суда с установленными на них катапультами, с которых могли стартовать сухопутные «харрикейны». По боевой тревоге такие истребители «выстреливались» в воздух, а после выполнения задания, если до своего берега было далеко, летчик возвращался к своему судну и выбрасывался с парашютом, бросая самолет. Приводнившись, он освобождался от парашюта, надувал резиновый плотик и, взобравшись на него, ждал, пока его подберут. Хорошо натренированные экипажи «кам-шипов» ухитрялись доставлять летчика на борт через пять минут после приводнения. Хотя потеря истребителя вполне компенсировалась сохранением судов конвоя с транспортируемым ими ценным грузом, ни для кого не составляло секрета, что подобное «истребительное охранение» есть мера вынужденная и что необходимо искать более эффективное решение. И оно было найдено в виде так называемых «МАК-шипс».

В отличие от «кам-шипов» «маки» должны были принимать взлетевшие с них самолеты после выполнения ими боевого задания. Для этого на них устанавливалась полетная палуба и монтировалось необходимое оборудование. В этом смысле они походили на переоборудованные из гражданских судов эскортные авианосцы. Но если последние считались военными кораблями и несли военно-морской флаг, то «маки» оставались коммерческими судами и, помимо самолетов, загружались как и обычные гражданские суда. Вот почему «маки» не числились в составе британского военного флота и несли торговый флаг.

Идея «маков» впервые была высказана в начале 1942 года, и отдел торгового судостроения британского адмиралтейства выработал предварительные технические условия на переоборудование подходящих судов: на них предполагалось смонтировать ангары на шесть самолетов, полетную палубу длиной не менее 150 м и шириной не менее 19 м. Планируемая скорость хода «маков» 14—15 узлов. Однако потери тоннажа в первые месяцы 1942 года росли столь стремительно, что эти условия пришлось срочно пересмотреть. Теперь приемлемыми стали считать суда с палубой длиной 120 м, скоростью хода 11 узлов и с ангаром всего на четыре самолета. Для переоборудования в «маки» с такими сниженными характеристиками оказались пригодными зерновозы типа "Эмпайр Мак Алпайн".

В июне 1942 года адмиралтейство заказало первый «мак» типа "Эмпайр Мак Алпайн". Корпус зерновоза и его силовая установка практически не изменились, существенно переделывалась лишь надстроечная часть. Под полетной палубой располагался ангар длиной 43,5 м, шириной 11,6м и высотой 7,3 м для четырех торпедоносцев типа «Свордфиш» со складывающимися крыльями. Электрический лифт поднимал полностью снаряженный самолет весом до 5 т за 50 с. Помещение было оборудовано вентиляционной, отопительной, осветительной и противопожарной системами.

Тип экскортного авианосца "Эмпайр Мак Алпайн" вошел в историю судостроения как самый маленький авианосец второй мировой войны. От пилотов требовалось величайшее искусство, чтобы посадить самолет на палубу, поперек которой было натянуто всего-навсего четыре тормозных троса. Промахнувшись при посадке и не зацепившись за первые два троса, летчик был обречен. Вот почему на «маки» назначались самые опытные летчики и обслуживающие команды, которым, в частности, принадлежит своеобразный рекорд: на одном из «маков» три «Свордфиша» взлетели за 16 с и снова вернулись на борт за 42 с! И это на корабле, который, помимо авиационного вооружения, нес в трюмах 6450 т зерна, погрузка которого занимала три дня, а разгрузка - сутки.

Авианосцы "Эмпайр Мак Эндрю", "Эмпайр Мак Дермотт", "Эмпайр Мак Рае", "Эмпайр Мак Каллум" строились с более мощными дизелями — 3300 вместо 2500 л. с. Соответственно удалось повысить скорость хода до 13 узлов. Поэтому данные корабли, в некоторых источниках, относят к отдельному классу.

Суда типа "Эмпайр Мак Алпайн" плавали под торговым флагом (17 под британским и 2 под голландским) и официально в состав английского флота не входили.

Все корабли типа "Эмпайр Мак Алпайн" после войны вернулись к мирной жизни и были разобраны на металлолом в 70-х годах.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.