Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиИщу на русском языкеВеликий ВостокNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороникВорошиловск...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиКрейсераРоссия82 Сталинград
Австралия (1)
Англия (15)
Аргентина (2)
Бразилия (1)
Германия (18)
Греция (1)
Испания (2)
Италия (4)
Нидерланды (3)
Россия (16)
США (22)
Франция (9)
Швеция (3)
Япония (10)
ПроектКорабли (3)(4) (1)
СтранаРоссия
ТипКрейсер
Общие характеристики
Длина (м):250,5
Ширина (м):31,6
Водоизмещение (тонн):42300
Скорость (узлов):34
Запас хода (миль):5000
Осадка (м):9,7
Экипаж:1481
Вооружениe
Орудия:9 305 мм
12 130 мм
6 45 мм
Системы ПВО Противо-воздушная оборона:10 25 мм

К 1945 году отечественные надводные корабли – линкоры, крейсеры и эсминцы не только существенно уступали своим американским аналогам, введённым в строй в 1941-45 гг., но и были чрезвычайно изношены. Износ наших кораблей определялся интенсивным использованием в годы ВОВ при отсутствии надлежащего ремонта. Фактически к 1 января 1946 г. советский флот был в небоеспособном состоянии. Стоимость же ремонта и модернизации старых кораблей в большинстве случаев была соизмерима со стоимостью постройки новых. В результате наши адмиралы и кораблестроители оказались перед нехитрым выбором: или строить артиллерийские корабли с учётом опыта Второй Мировой войны, или оказаться вообще без флота. В нашем флоте линейные крейсеры именовались тяжёлыми крейсерами (КРТ). Первые КРТ проекта 69 Кронштадт уже были заложены, но после войны пр.69 признали устаревшим, и в 1948 г. недостроенные корпуса этих крейсеров разобрали.

Оперативно-тактическое задание на проектирование КРТ проекта 82 было утверждено наркомом ВМФ Военно-морской флот Н.Г. Кузнецовым в мае 1941 г. Фактически это был несколько переделанный пр.83, как у нас назвали купленный в Германии тяжёлый крейсер Лютцов. КРТ пр.82 должен был иметь ту же артиллерию главного калибра (восемь 203-мм пушек в четырёх башнях), что и Лютцов. Проектированием КРТ пр.82 первоначально занималось ЦКБ Центральное конструкторское бюро-17. Поскольку в 1941-42 гг. выяснилось, что германских 203-мм пушек приобрести уже не получится, равно как и 305-мм пушек Б-50 с завода «Баррикады», конструкторы ЦКБ Центральное конструкторское бюро-17 в 1943 г. начали фантазировать с главным калибром, предлагая вооружить крейсер девятью орудиями калибра 210...230 мм. Такого калибра в нашей морской артиллерии тогда не было, но проектанты ничем не рисковали: ясно было, что в ходе войны КРТ пр.82 не будет построен. Считалось, что крейсер, вооружённый 210...230-мм орудиями, без труда справится с любым зарубежным крейсером, вооружённым 203-мм орудиями.

В ноябре 1944 г. Кузнецов утвердил новое ОТЗ на проект 82, где предложил вооружить крейсер девятью 220-мм орудиями ГК Главный калибр, 16-ю 130-мм универсальными орудиями, 32-я 45-мм и 12-ю 25-мм зенитными автоматами. Водоизмещение такого крейсера должно было составлять 25...26 тысяч тонн, а скорость хода – не менее 30 узлов. В конце января 1947 г. в Кремле с участием И.В.Сталина состоялось специальное совещание по проблемам военного судостроения. В ходе совещания Сталин предложил вооружить КРТ пр.82 305-мм орудиями. По итогам этого совещания 28 января 1947 г. вышло постановление Совмина СССР, которым Министерству Вооружённых Сил и Министерству судостроительной промышленности поручалось проработать варианты корабля пр.82 с 305-мм и 220-мм артиллерией главного калибра и в двухмесячный срок представить их на рассмотрение. В начале февраля 1947 г. новый главком ВМС Военно-морские силы И.С. Юмашев утвердил ОТЗ на проработку указанных вариантов. Выбор 305-мм артиллерии главного калибра определялся новым перечнем задач для тяжёлых крейсеров: придание боевой устойчивости лёгким силам, действующим в составе манёвренных соединений; уничтожение крейсеров противника, вооружённых 203-мм и 152-мм орудиями, в морском бою; нанесение мощных артиллерийских ударов по особо важным береговым целям в операциях против баз и побережья противника (как при самостоятельных операциях, так и при взаимодействии с приморским флангом своих войск и высадке десантов).

В августе 1947 г. министры вооружённых сил (Н.А. Булганин), судостроительной промышленности (А.А. Горегляд) и вооружения (Д.Ф. Устинов) представили на рассмотрение правительства три варианта КРТ пр.82: два с 305-мм и один с 220-мм артиллерией главного калибра. В своем докладе Сталину они обосновывали целесообразность применения 305-мм орудий и отмечали, что представленные два варианта с одинаковым вооружением отличались толщиной брони главного бортового пояса корабля, что объяснялось разногласиями между Министерством Вооружённых Сил и Минсудпромом по оптимальной толщине брони. Булганин предлагал вариант №1 с толщиной брони 200 мм, обеспечивающей защиту основных жизненно важных частей корабля от 203-мм снарядов противника с дистанции 70 кабельтовых и большую степень свободы маневрирования в бою с такими же кораблями, что являлось его важным тактическим преимуществом. Горегляд же предлагал принять вариант №2 со 150-мм броневым поясом, с соответствующим уменьшением водоизмещения корабля и повышением скорости его полного хода. Это, по мнению Минсудпрома, должно было позволить кораблю пр.82 успешно вести бой с тяжёлыми крейсерами противника с 203-мм артиллерией на дальних дистанциях, и в этом случае броневая защита корабля вполне достаточна от снарядов на дистанции 85 кабельтовых. Вариант №3 с 220-мм артиллерией сильно уступал предыдущим вариантам по огневой мощи и боевой живучести. Его преимуществом была более высокая (1,5 узла) скорость полного хода и меньшее (на 25%) водоизмещение.

В марте 1948 г. Сталин одобрил для дальнейшего проектирования вариант №1 (с 305-мм артиллерией и 200-мм бронированием, стандартным водоизмещением 40000 тонн и скоростью хода 32 узла), дал указание ускорить создание таких крейсеров и впоследствии сам контролировал работы. КРТ пр.82 рассматривался как главный оппонент американских крейсеров типа «Alaska».

После принятия решения о выборе варианта КРТ пр.82 подготовленный в 1947 г. проект тактико-технического задания на проектирование корабля был откорректирован ВМС Военно-морские силы, согласован с Минсудпромом и в апреле 1948 г. представлен в Совет Министров СССР. 31 августа того же года вышло постановление Совмина о проектировании и строительстве головного корабля пр.82. Главным конструктором по проекту был назначен Л.В. Дикович, а главным наблюдающим от ВМФ Военно-морской флот – капитан 1 ранга М.С. Михайлов.

Ещё в конце 1947 г. в ЦКБ Центральное конструкторское бюро-17 началась разработка эскизного проекта корабля, который был представлен на рассмотрение в Министерство ВМС Военно-морские силы и Министерство судостроительной промышленности в марте 1949 г. Разработчики представили четыре варианта эскизного проекта, отличавшиеся размещением универсальной артиллерии и зенитных автоматов, количеством и паропроизводительностью главных котлов и расположением главной энергетической установки.

Технический проект ЦКБ Центральное конструкторское бюро-17 должно было представить заказчику в конце 1949 г., чтобы обеспечить начало постройки кораблей в III квартале 1950 г., и уже в апреле 1949 г. конструкторы приступили к техническому проектированию. Но осенью того же года при рассмотрении в Кремле результатов разработки представленного Министерствами ВМС Военно-морские силы и судостроительной промышленности для утверждения эскизного проекта Сталин спросил у Диковича: «А нельзя ли повысить скорость хода корабля для того, чтобы наш тяжелый крейсер мог догнать и уничтожить менее сильный по вооружению и защите корабль его противника и своевременно уйти от любого, более сильного корабля?» Это пожелание Сталина было воспринято как указание об изменении ТТЗ Тактико-техническое задание, утверждённого правительством всего год назад. В результате разработанный ЦКБ Центральное конструкторское бюро-17 эскизный проект не утвердили, а в протоколе его рассмотрения отметили, что корабль имеет слишком большое водоизмещение и недостаточную скорость хода.

15 октября 1949 г. Совмин СССР издал постановление «Об улучшении проектирования кораблей и о мерах помощи конструкторским бюро и научно-исследовательским институтам военного кораблестроения», в котором одной из главных причин отставания в выполнении плана было признано неудовлетворительное обеспечение заводов технической документацией. Этим же постановлением Совмин решил организовать конструкторское бюро по проектированию линкоров и тяжёлых крейсеров с непосредственным подчинением Минсудпрому – ЦКБ Центральное конструкторское бюро-16. С этого времени тяжёлыми крейсерами пр.82 стало заниматься исключительно новое конструкторское бюро – ЦКБ Центральное конструкторское бюро-16.

В начале марта 1950 г. состоялось новое совещание в кремлевском кабинете И.В. Сталина по проекту 82 с участием В.А. Малышева, И.С. Юмашева и заместителя Главкома ВМС Военно-морские силы П.С. Абанькина. На вопрос Сталина о назначении КРТ моряки ответили, что он должен бороться с тяжёлыми крейсерами противника. На что Сталин возразил, что основная задача тяжёлого крейсера должна быть иной – борьба с лёгкими крейсерами противника, и надо увеличить его скорость до 35 узлов чтобы он всегда мог уйти из-под удара тяжёлых кораблей противника. Затем Сталин предложил ряд мер по уменьшению водоизмещения. Когда моряки возразили против некоторых из них, он высказал справедливые замечания по составу универсальной и зенитной артиллерии и по боекомплекту артиллерии всех калибров, заметив, что глупо ставить на КРТ 130-мм зенитные орудия с потолком стрельбы 16 км, ведь противник будет бомбить его с высоты 500...1500 м, и поэтому нужна мелкокалиберная зенитная артиллерия. Но и количество зенитных автоматов Сталин также велел сократить, считая что такой корабль будет всегда иметь охранение, которое должно его защищать. Моряки возразили против сокращения боекомплекта, ссылаясь на то, что ВМС Военно-морские силы США и Англии имеют на кораблях большой запас снарядов. Но Сталин парировал: «Вы слепо не копируйте американцев и англичан, у них другие условия, их корабли уходят далеко в океан, отрываясь от своих баз. Мы же не думаем вести океанские бои, а будем воевать вблизи своих берегов, и нам не нужно иметь большого боезапаса на корабле». По этим же соображениям Сталин разрешил уменьшить дальность плавания и отметил, что создать корабль, который имел бы все преимущества, нельзя. Узнав, что головной крейсер планируют заложить в Ленинграде, Сталин сказал, что хотел бы в первую очередь иметь два КРТ на Чёрном море, «где надо иметь большой флот, раз в десять больше, чем сейчас, и суметь крепко запереть Дарданеллы. Во вторую очередь – строить тяжёлые крейсеры на Балтике».

С учетом замечаний Сталина по эскизному проекту и результатов разработки предварительного этапа техпроекта Совмин СССР постановлением от 25 марта 1950 г. утвердил основные элементы задания на разработку технического пр.82 с частичными изменениями ТТЗ Тактико-техническое задание, утверждённого в августе 1948 г. Теперь скорость полного хода КРТ должна была составлять 35 узлов за счёт уменьшения артиллерийского вооружения универсального калибра и мелкокалиберной зенитной артиллерии, водоизмещение 36–36,5 тысяч тонн, а дальность плавания и автономность уменьшены по сравнению с предыдущими вариантами проекта. Минсудпром должен был представить техпроект на утверждение в феврале 1951 г. Одновременно Совмин СССР обязал Минсудпром начать во II квартале того же года строительство двух крейсеров пр.82 на заводах № 444 в Николаеве и № 189 в Ленинграде со сдачей их заказчику в 1954 и 1955 гг. соответственно. В декабре 1952 г. техпроект 82 был завершён ЦКБ Центральное конструкторское бюро-16 и представлен на утверждение Военно-морскому министерству и Минсудпрому.

Основные контрагенты по вооружению, приборам, электрооборудованию, главной турбинной установке, котлам и их вспомогательным механизмам не прекращали разработку технических проектов и рабочих чертежей даже в период изменения элементов корабля в связи с требованием увеличить его скорость. Поэтому в первые же месяцы 1951 г. они смогли передать в производство рабочую документацию. Ряд образцов вспомогательных механизмов был изготовлен и принят междуведомственными комиссиями к концу 1950 г. благодаря совмещению этапов проектирования и подготовки производства. В создании КРТ пр.82 к концу 1950 г. участвовало 45 коллективов ведущих НИИ Научно-исследовательский институт, ПКБ и крупнейших заводов: Ижорского, Кировского, Ленинградского металлического, Балтийского, Новокраматорского завода тяжёлого машиностроения.

С января 1951 г. по решению Военно-морского министерства и Минсудпрома коллектив ЦКБ Центральное конструкторское бюро-16 начал срочную подготовку рабочей документации, для того чтобы ускорить начало строительства тяжелых крейсеров сразу на трех заводах, не дожидаясь рассмотрения и утверждения техпроекта. 4 июня 1951 г. Совмин СССР утвердил технический пр.82. А 14 ноября того же года было принято постановление правительства о строительстве третьего КРТ на заводе № 402 в г. Молотовск (ныне Северодвинск).

Впервые в отечественном судостроении на крейсерах проекта 82 предусматривалась трёхслойная днищевая защита, выполненная по продольно-поперечной системе на протяжении цитадели. Её высота от наружной обшивки до третьего дна составляла 2250 мм. Наружная обшивка выполнялась из брони толщиной 20 мм, второе дно имело толщину 18 мм, а третье – 12...18 мм.

В 1950 г. в Морском генштабе был разработан ориентировочный проект штата для КРТ пр.82, по которому предусматривалось для командира корабля звание контр-адмирала, для старшего замполита и командиров БЧ Боевая часть-2 и БЧ Боевая часть-5 – капитанов 1 ранга.

Формально закладка головного крейсера «Сталинград» состоялась 31 декабря 1951 г. на заводе №444 в Николаеве, хотя днищевые секции корабля установили на стапеле ещё в ноябре. Коллектив завода взял на себя социалистическое обязательство досрочно, к 36-й годовщине Октября (т.е. к 7 ноября 1953 г.), спустить корабль на воду. В сентябре 1952 г. на стапели «А» завода №189 в Ленинграде заложили второй КРТ – «Москва». В октябре 1952 г. в северной доковой камере стапельного цеха-эллинга завода №402 в Молотовске был заложен третий тяжёлый крейсер пр.82, не получивший имени собственного.

Быстрее всех строился крейсер «Сталинград». К концу 1952 г. контрагенты поставили на него 118 образцов комплектующего оборудования: вооружение, котлотурбинную установку, электро- и дизель-генераторные установки, вспомогательные механизмы, теплообменные аппараты, корабельные устройства и оборудование, системы автоматики и приборной техники.

Но вот 5 марта 1953 г. умирает И.В. Сталин, и уже 18 апреля 1953 г. вышел приказ №00112 министра транспорта и тяжёлого машиностроения И.И. Носенко о прекращении строительства всех трёх КРТ типа "82 Сталинград". Понятно, что это решение было вынесено не самим министром, а кем-то из высшего руководства, пришедшего к власти после смерти Сталина. Всё произошло быстро и тихо, без возражений со стороны адмиралов или судостроителей.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.