Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиБронированные кораблиДредноутыАвстро-ВенгрияВирибус Унитис
ПроектКорабли (4)(11)(1)  
СтранаАвстро-Венгрия
ТипДредноут
Общие характеристики
Длина (м):152,2
Ширина (м):27,3
Водоизмещение (тонн):21600
Скорость (узлов):20
Осадка (м):8,9
Экипаж:1087
Вооружениe
Орудия:12 305 мм
12 150 мм
18 66 мм
Торпедные аппараты:4 533 мм

Первое упоминание об дредноутах типа "Вирибус Унитис" можно отнести к февралю 1908 года, когда на объединенных парламентских слушаниях австрийской и венгерской делегаций двуединой монархии главнокомандующий флотом империи граф Рудольф Монтекукколи заявил, что будущие линкоры должны иметь водоизмещение не менее 18- 19 тыс. т. К этому времени британский Дредноут, родоначальник линейных кораблей новой формации, уже год находился в составе Королевского флота, а обширные отчеты о его успешных испытаниях полостью подтвердили перспективность идей однокалиберного линкора. В те годы в австрийском флоте набирало силу мнение, что будущие собственные линкоры должны создаваться по такому же типу.

Главное достоинство дредноутов типа "Вирибус Унитис" - их артиллерийское вооружение, одно из самых впечатляющих в своем калибре для периода Первой мировой войны. Благодаря увеличенному углу возвышения дальность действия 305-мм орудий почти на 30 кабельтовых превосходила аналогичные характеристики британских и итальянских дредноутов. Австро-Венгерские "Вирибус Унитис" были в целом надежно бронированы и могли стать грозным противником для итальянских или французских линкоров, если бы им довелось помериться силой в артиллерийском бою.

Правда, на этом преимущества кораблей типа "Вирибус Унитис" и исчерпываются. Далее следует куда более длинный перечень их недостатков: общая стесненность компоновки, слабая конструктивная защита от подводных взрывов, плохо продуманное внутреннее подразделение на отсеки, малая остойчивость и недостаточная структурная прочность корпуса.

Наиболее принципиальным просчетом является, конечно же, попытка обеспечить значительную ударную мощь кораблей в рамках предельно ограниченного водоизмещения. Решению о применении возвышенных башен в этих условиях просто не было альтернативы, однако следует отметить, что увеличенная высота броневых барбетов второй и третьей башен вызвала дополнительный расход веса почти 350 т, а это существенно сказалось на остойчивости корабля, и без того невысокой. И здесь неверно было бы свалить всю вину на австрийский морской штаб с его требованием о 20 000-тонном лимите водоизмещения. Анализ многих конструктивных решений проекта "Вирибус Унитис" позволяет усомниться в их оптимальности даже при столь жестких ограничениях.

Наиболее уязвимой для критики является, конечно, система противоминной защиты корпуса, свидетельствующая об отсутствии у Поппера и его инженеров ясного представления о физике подводного взрыва у борта или днища корабля. Главный порок здесь кроется в неправильном распределении объемов бортовых камер, предназначенных эффективно гасить энергию взрыва, поскольку расстояние между наружной обшивкой и противоторпедной переборкой было слишком мало. В этих условиях применение толстой продольной переборки оказалось не только бесполезным, но даже вредным, поскольку вызывало расход веса на нее в 410 т, что выглядит непростительным расточ-тельством. Еще одно "архитектурное излишество" - днищевая "минная броня", столь же бесполезная и еще более вредная, поскольку общий вес бронированного днища превышал 850 т.

Необъяснимо поэтому, почему, не имея достаточной собственной экспериментальной базы, разработчики дредноута не воспользовались опытом союзного германского флота, создавшего к тому времени лучшую в мире конструктивную подводную защиту тяжелого артиллерийского корабля.

По соображениям экономии веса многие конструктивные связи корпуса были существенно облегчены. Это привело к значительным напряжениям и даже некоторым деформациям корпуса, вызванным огромным весом от групп трехорудийных башен в оконечностях. Как следствие, стрингеры в этих районах впоследствии пришлось срочно усиливать. "Сент Иштван" , постройку которого вела малоопытная компания, отличался особенно плохим качеством клепаных соединений. В ряде приемных актов отмечалось, что уже при проведении испытаний тяжелой артиллерии дредноута некоторые заклепки в его днище лопались и выпадали из отверстий. Правда, никудышное качество клепки венгерского дредноута стало далеко не самой главной причиной его гибели.

Внутреннее подразделение "Вирибус Унитис" на отсеки также оставляло желать лучшего. Оно примерно повторяло современную им британскую практику, но заметно отставало по сравнению с германской. Если бы котельные отделения дредноутов подразделялись большим числом переборок, локализовать район затопления было бы вполне возможно, а оставшиеся в действии котлы могли обеспечить работу водоотливных средств, что позволило бы подорванному "Сент Иштван" , по крайней мере, выброситься на мель.

Подведем итог. С одной стороны, решение о размещении мощного артиллерийского вооружения в относительно небольшом корпусе стало причиной всемерного "уплотнения" общей компоновки и, в конечном счете, привело к гибели двух кораблей серии из-за недостаточного запаса начальной остойчивости. С другой, обладавшие мощной тяжелой артиллерией "Вирибус Унитис", согласно основной задаче их создания, предназначались для того, чтобы исключить возможность вражеского десанта на австрийское побережье. Таким образом, они представляли собой род "дредноута береговой обороны" - путь, по которому начиная с 1907 года пошла Россия после поражения в русско-японской войне, создавая серию Петропавловск. И в этом качестве они полностью выполнили возложенную на них задачу - обладавшие подавляющим превосходством в дредноутах союзники так и не рискнули осуществить прорыв в Адриатику, и южный морской фланг фронта центральных держав был надежно прикрыт в течение всего периода боевых действий на итало-австрийском фронте. С точки зрения довоенной теории "fleet In being" - "флота довлеющего" самим фактом своего существования, - серия "Вирибус Унитис" вполне оправдала себя, заставив морские силы Антанты держаться на почтительном расстоянии в течение всей войны.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.