Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиКрейсераИталияЗара
Австралия (1)
Англия (17)
Аргентина (2)
Бразилия (1)
Германия (18)
Греция (2)
Испания (2)
Италия (4)
Нидерланды (3)
Россия (16)
США (22)
Франция (9)
Швеция (3)
Япония (10)
ПроектКорабли (4)(12)  
СтранаИталия
ТипКрейсер
Общие характеристики
Длина (м):179,6
Ширина (м):20,6
Водоизмещение (тонн):14560
Скорость (узлов):32
Запас хода (миль):4400
Осадка (м):7,2
Экипаж:841
Вооружениe
Орудия:8 203 мм
12 100 мм
Самолеты:3
Системы ПВО Противо-воздушная оборона:8 37 мм
Пулеметы:8 13,2 мм

Во втором десятилетии XX века во флотах большинства ведущих морских держав сложилась удручающая ситуация. Дредноутная лихорадка всецело овладела умами адмиралов, стремительно опустошая при этом бюджеты военно-морских ведомств. Бесспорно, линкоры оставались основным классом боевых кораблей, становым хребтом флота, но за всем этим как-то забылась та истина, что флот должен быть сбалансированным. Самым негативным образом это сказалось на крейсерах. Пожалуй, к концу Первой мировой войны только Великобритания и Германия обладали крейсерскими силами, более или менее отвечающими стоящим перед ними задачам; в остальных странах количество современных крейсеров в лучшем случае исчислялось единицами, но чаще всего они отсутствовали вообще.

Италия находилась в числе таких аутсайдеров. Экономический кризис и сокращение финансирования существенно затруднили даже содержание находящихся в строю кораблей, а бездействие итальянских дредноутов в ходе войны привело к появлению в послевоенные годы противников строительства линкоров. Приверженцы новых военно-морских теорий считали, что главная роль в будущей войне станет принадлежать подводным лодкам и авиации. Как следствие, Италия не пыталась воспользоваться предоставленным ей по итогам Вашингтонской конференции (Договор пяти держав) г. правом на постройку новых линейных кораблей суммарным водоизмещением 70 тыс. т.

В целом же результаты конференции можно назвать для Италии весьма удачными. Во-первых, она узаконила свое пятое место в мировой иерархии военных флотов, уравнявшись по суммарному тоннажу с Францией, еще совсем недавно являвшейся второй морской державой. С учетом же того, что Франции приходилось делить свои силы между Средиземноморьем и Атлантикой, а также заботиться о многочисленных заморских колониях, на Средиземном море итальянский флот становился самым многочисленным. Во-вторых, налагавшийся договором мораторий на строительство новых линейных кораблей дал мощный толчок развитию класса крейсеров.

Первые итальянские "вашингтонские" крейсера типа Тренто - строились по программе 1923 - 1924 гг. В основу их концепции была положена идея нанесения мощного огневого удара на максимально возможной дальности и большой скорости.

Недостатки кораблей типа Тренто были столь очевидны, что свои усилия конструкторы направили на создание "сбалансированного" крейсера, гармонично сочетающего скорость, защиту и вооружение. В задание на проектирование заложили следующие характеристики: толщина бортового пояса - 200 мм, скорость хода - 32 уз., вооружение - восемь 203-мм орудий. Уложиться при этом в "договорные" 10 000 т не представлялось возможным.

Заместитель начальника Морского штаба контр-адмирал Ромео Бернотти - кстати, один из ведущих итальянских военно-морских теоретиков - вообще предложил увеличить водоизмещение до 15 000 т. По мнению адмирала, три таких корабля запросто разделались бы с шестью обычными "вашингтонскими" крейсерами. Однако на столь явное нарушение международных соглашений правительство Италии пойти не могло, поэтому проект начали "ужимать".

Работы велись в Комитете по проектам боевых кораблей (Comitato progetti navi) под руководством инженера-генерал-лейтенанта Фабио Мибелли. Взяв за основу тип Тренто, конструкторы отказались от высокобортного гладкопалубного корпуса в пользу более низкого с относительно коротким полубаком. Это отрицательно сказывалось на мореходности, что не считалось критичным для Средиземного моря, зато позволяло сэкономить несколько сотен тонн. Состав артиллерийского вооружения остался неизменным, но от заложенных в первоначальный проект торпедных аппаратов отказались. Толщину пояса по ватерлинии уменьшили до 150 мм. Существенную экономию в весе дал переход на новую облегченную энергетическую установку, разработанную ранее для скаутов типа "Кондоттьери" первой и второй серий. В отличие от предшественников, число валов сократилось до двух.

Перечисленные меры позволили ощутимо снизить водоизмещение, но все равно оно продолжало превышать договорные значения почти на 1500 т. Тогда итальянцы решились пойти на прямую фальсификацию: не афишируя проектную перегрузку, они официально заявили о 10 000-тонном стандартном водоизмещении крейсеров. Подлог открылся совершенно неожиданным образом, когда во время гражданской войны в Испании один из крейсеров был отбуксирован в Гибралтар для ремонта в доке. Тогда-то и стало очевидно, что реальное водоизмещение корабля как минимум на тысячу тонн превышает официально заявленное.

Кораблестроительной программой 1928гг. была санкционирована постройка двух крейсеров типа "Зара". Третий корабль, строился по программе 1929гг.; четвертый - по программе 1930 - 1931 гг.

Как ни странно, первоначально корабли типа "Зара" числились легкими крейсерами (Incrociatori Leggeri) - таковы уж особенности итальянской национальной классификации того времени (крейсера со 120-мм и 152-мм артиллерией - "разведчиками"). Несуразность подобного отнесения была настолько очевидной, что еще в процессе постройки их перевели в разряд броненосных (Incrociatori Corazzato), чтобы отличать от соизмеримых, но куда более легко бронированных крейсеров типа "Тренто". Лишь в 1930 г, когда Италия подписала Лондонская конференция (1930), установивший единую классификацию крейсеров по калибру артиллерии, и Тренто, и "Зара" были причислены к подклассу тяжелых (Incrociatori Pesanti).

В ходе Второй мировой войны итальянские тяжелые крейсера не добились заметных успехов, но постоянно вызывали сильное беспокойство англичан. Командующий британским Средиземноморским флотом адмирал Каннингхэм считал корабли типа "Зара" оптимальным типом крейсера для Средиземного моря и просил Адмиралтейство включить в состав его сил близкие по тактико-техническим характеристикам крейсера типа "Йорк". Когда в ходе ночного боя у Мыс Матапан удалось уничтожить сразу три итальянских тяжелых крейсера, британский командующий смог облегченно вздохнуть. "Хотя Виттоpио Венето ускользнул, - пишет он в своих мемуарах, - мы потопили "Зара", "Фиуме" и "Пола"... Эти три тяжелых крейсера были хорошо защищены против шестидюймовых снарядов и являлись постоянной угрозой для наших более легких и слабо бронированных кораблей".

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.