Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиАвианесущие кораблиГидроавианосцыШвецияГотланд
Готланд1933/1962(9)  
СтранаШвеция
ТипГидроавианосец
Общие характеристики
Длина (м):134,8
Ширина (м):15,4
Водоизмещение (тонн):4600
Скорость (узлов):27,5
Запас хода (миль):6200
Осадка (м):4,5
Экипаж:527
Вооружениe
Орудия:6 152 мм
Торпедные аппараты:6 533 мм
Самолеты:6
Системы ПВО Противо-воздушная оборона:4 25
4 75 мм
8 Бофорc
Мины:100

К идее создания специализированного авианосца руководство шведского флота пришло после проведения морских маневров в 1925 году. Первым шагом в этом направлении стала перестройка в авиатранспорт старого броненосца «Dristigheten».

Одновременно с этим началось проектирование авианесущего крейсера "Готланд" строительство, которого было завершено 14 сентября 1933 года. Универсальное назначение корабля наложило отпечаток на его внешний вид: кормовая треть корпуса была отведена под авиацию.

Кран для подъема самолетов размещался в самой корме, а катапульта для запуска - ближе к передней части корпуса. Для транспортировки самолетов от крана к катапульте по платформе проложили специальные рельсовые пути.

Артиллерийское и торпедное вооружение было сконцентрировано в средней части корпуса. Вертикальное бронирование по ватерлинии состояло из 25 мм пояса - обширные размеры корабля "Готланд" не позволяли обеспечить кораблю серьезную железную защиту. Верхняя палуба выполнена из 20 мм стали, которая играла роль дополнительной защиты. В средней части корпуса находились трехтрубные торпедные аппараты.

В состав авиакрыла входили самолеты типа «Hawker Osprey», которые находились на вооружении Швеции до 1943 года.

В период Второй Мировой Войны, из-за опасности атак подводных лодок (советские, а возможно, и германские, ПЛ Подводная лодка иногда атаковали шведские суда, в связи с чем шведское правительство даже предъявило ноту протеста Советскому Союзу) самолеты на "Готланд" не базировались, осуществляя свои полеты с прибрежных баз гидроавиации или с наземных аэродромов. Кроме того, для снижения уязвимости крейсера с него было слито все авиационное топливо.

Впрочем, к 1943 году боевое значение самолетов типа «Hawker Osprey», "Оспреев" было уже невелико. Замена их на более современные гидросамолеты требовала соответствующей замены катапульты на более мощную и переделки остального авиационного оборудования. Учитывая возросшие возможности береговой авиации, крейсер было решено основательно перестроить убрав все авиационное снаряжение и установив на освободившееся место дополнительное зенитное вооружение: четыре Бофорc, три спаренных 25-мм и один 20-мм автомат (после чего в некоторых источниках "Готланд" даже стал именоваться крейсером ПВО Противо-воздушная оборона - antiaircraft cruiser).

После войны крейсер до вывода в резерв (1956) служил в качестве учебного корабля. В июле 1960 году "Готланд" был исключен из списков флота и в 1962 продан на слом.


Однако в историю "Готланд" вошел не столько из-за своей универсальности крейсера-авианосца, сколько благодаря случайной встрече 20 мая 1941 года в проливе Каттегат.

18 мая 1941 года немецкий линкор Бисмарк и тяжелый крейсер Принц Ойген вышли из Готенхафена (ныне Гдыня) и направились к балтийским проливам. Начиналась операция "Учения на Рейне" ("Rheinubung"). Пролив Большой Бельт в ночь с 19 на 20 мая эскадре удалось пройти незамеченной. Но вот прохождение через пролив Каттегат осуществлялось уже днем в условиях прекрасной видимости.

В 13.00 немецкие корабли встретили шведский крейсер "Готланд". Крейсер лег на параллельный курс и несколько часов следовал за немецким соединением. Почти сразу после встречи немцы перехватили радиограмму. Командир "Готланд" командор Агрен (Agren) доложил о встрече своему командованию. На траверзе Марстанда "Готланд" отвернул от эскадры адмирала Лютьенса.

Среди шведов имелись люди, относившиеся с большой симпатией к захваченной немцами Норвегии и к англичанам. Одним из них был майор Тернгрен, начальник штаба при главе шведской секретной службы. Радиограмма, переданная с борта "Готланда", попалась на глаза Тернгрену, который решил немедленно ознакомить с ее содержанием норвежского военного атташе полковника Рошера Лунда. А вскоре и английский военно-морской атташе в Швеции Генри Денхем, получил информацию от Лунда (последний рассматривал донесение «Готланда» как обычное сообщение и упомянул о нем как об информации, не являющейся особо секретной). 20 мая в 21.00 Денхем отправил в Лондон сообщение следующего содержания: "Сегодня в 15.00 два тяжелых военных корабля в сопровождении трех эсминцев, пяти эскортных кораблей, десяти или двенадцати самолетов прошли Марстанд курсом на северо-запад".

Это сообщение положило начало одной из самых драматических операций на море - Охота на "Бисмарка".

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.