|
ПроектКорабли (5)(8) Страна | Англия | Тип | Крейсер | Общие характеристики | Длина (м): | 169 | Высота (м): | 9,6 | Ширина (м): | 16,8 | Водоизмещение (тонн): | 9103 | Скорость (узлов): | 32,5 | Запас хода (миль): | 5730 | Экипаж: | 570 | Вооружениe | Орудия: | 8 152-мм | Торпедные аппараты: | 8 533-мм | Самолеты: | 1 | Системы ПВО Противо-воздушная оборона: | 12 12,7-мм 4 102-мм |
Британские «вашингтонские» крейсера (тип «Каунти») обладали мощным вооружением, высокой скоростью хода и значительной дальностью плавания, но имели слабую защиту и, главное, были слишком дорогими. Между тем, в Адмиралтействе считали, что для обеспечения интересов империи им необходимо не менее 100 крейсеров. Впоследствии аппетиты пришлось умерить до 75 единиц: 45 из них должны были охранять торговые пути в океане, 15 — служить в составе Флота метрополии и 15 — в дальневосточных водах. Первым шагом, направленным на ликвидацию противоречия между требуемым числом боевых единиц и их стоимостью, стала закладка серии Йорк. Постепенно британские адмиралы укреплялись в намерении восстановить тип небольшого крейсера с артиллерией калибром не более 6 дюймов, поскольку такие корабли при неизменной величине капиталовложений могли строиться в больших количествах. В 1928 г. начались работы над проектом 6000-тонного крейсера
В начале 1928 г. Комитет по военно-морскому планированию под руководством Первого морского лорда адмирала Ч. Мэддена приступил к выработке так называемой «крейсерской политики». На заседании «конференции по 6-дюймовым крейсерам» 30 января 1929 г. было рассмотрено пять эскизных проектов со 152-мм и 140-мм артиллерией. Все они имели водоизмещение 6000 т, длину по ватерлинии 157 м, ширину 15,85 м, мощность силовой установки 60 000 л.с., максимальную скорость 31,25 уз. (30 уз. в полном грузу) и дальность плавания 6000 миль 16-узловым ходом. Основные различия касались вооружения и бронирования. Дальнейшая проработка проектов свелась к приведению к единому знаменателю именно этих параметров.
Варианты размещения артиллерии имели как плюсы, так и минусы. К достоинствам открытых установок относились более высокая скорострельность в начальный период боя, надежность, меньшая площадь цели, представляемая щитом, кроме того, стоимость двух одинарных установок была ниже, чем одной спаренной башни; к недостаткам — невозможность долговременного поддержания высокого темпа стрельбы из-за усталости заряжающих, меньшая эффективность стрельбы ночью, поскольку прислуга ослеплялась вспышками собственных орудий, плохая защита от осколков и непогоды, наконец, открытые установки требовали 10 человек расчета на одно орудие, а спаренная башня обслуживалась всего 15 артиллеристами. Было отмечено, что 140-мм калибр предпочтительнее для открытых установок с ручным заряжанием, тогда как для башенных с силовым приводом преимущество переходило к 152-мм орудиям с их более тяжелым снарядом. Испытания 152-мм башенной установки дали хорошие результаты, что и определило окончательный выбор проекта 3, обеспечивавшего наибольшую огневую мощь.
Возможности ПВО Противо-воздушная оборона для нового корабля оговаривались особо. В первоначальном проекте зенитное вооружение соответствовало тяжелым крейсерам и состояло из четырех 102-мм универсальных орудий и двух перспективных счетверенных 12,7-мм пулеметов. Для управления зенитным огнем предусматривался специализированный директор — так называемая «система управления огнем при больших углах возвышения» (High Angle Control System — HACS). Поскольку новый крейсер предназначался для службы в составе флота и должен был усиливать ПВО Противо-воздушная оборона соединений линкоров, Первый морской лорд распорядился установить два дополнительных зенитных пулемета и придать орудиям главного калибра углы возвышения не менее 50°, чтобы обеспечить возможность ведения заградительного огня по самолетам.
3 июня 1929г. эскизный проект был утвержден и направлен на детальную проработку.
Специалисты конструкторского отдела Адмиралтейства под руководством Уильяма Бэрри в первую очередь взялись за совершенствование силовой установки. В первоначальном проекте она занимала три отсека и включала в себя четыре котла и четыре турбозубчатых агрегата, причем мощность ТЗА, работавших на внешние валы, составляла 20 000 л.с., а у внутренних была вдвое меньше. Взяв за основу проект тяжелого крейсера Йорк, конструкторы полностью перекомпоновали силовую установку.
Измененный проект Совет Адмиралтейства утвердил 9 января 1930 г. Однако к тому времени был изучен опыт эксплуатации силовых установок крейсеров типа «Каунти», показавших хорошие результаты, что позволило увеличить рабочее давление пара с 18 до 21 атм. В результате мощность силовой установки была повышена до 72 000 л.с., а скорость увеличилась более чем на узел и составила 32,5 уз. Предпринимались попытки внедрения в проект новинки того времени — бульбовидной оконечности. Прогонки модели в опытовом бассейне в Хэсларе показали, что в диапазоне скоростей от 25 до 32 уз. бульб уменьшает сопротивление на 1,75% и дает прибавку в скорости на 1/8 уз. Но в окончательном варианте от него отказались.
Поскольку новый крейсер должен был действовать не только в составе флота, но и на океанских коммуникациях, уже после закладки головного корабля начальник авиационного отдела Адмиралтейства настоял на включении в состав вооружения второго самолета и 53-футовой катапульты (вместо 46-футовой), что позволило бы использовать самый тяжелый бортовой разведчик того времени — поплавковый биплан «Фэйри IMF». Одновременно Контролер Адмиралтейства адмирал А. Чэтфилд потребовал, чтобы крейсера были оборудованы для использования в качестве флагманских кораблей. Кроме того, решено было установить второй зенитный дальномер HACS на кормовой надстройке и защитить мостик 12,7-мм броней. В результате проектное водоизмещение возросло до 7184 т. Окончательные изменения Совет Адмиралтейства утвердил 4 июня 1931 г., когда на верфях уже кипела работа. Линдер1933/1949После вступления в строй входил в состав Флота метрополии.
30.4.1937 передан Королевскому Новозеландскому флоту. Действия по защите коммуникаций в Индийском океане (9.1939— 5.1940).
27.2.1941 потопил итальянский вспомогательный крейсер «Ramb I».
Участвовал в подавлении антибританского мятежа в Ираке (4.1941).
Участвовал в боевых действиях против французских сил в Сирии (6 — 7.1941).
Участвовал в защите коммуникаций в Тихом океане (3 — 6.1943).
Включен в состав 9-й дивизии крейсеров оперативного соединения TF. 18 ВМС Военно-морские силы США (7.1943).
13.7.1943 торпедирован и тяжело поврежден японскими эсминцами в ночном бою у о. Коломбангара. Ремонт
Возвращен Королевскому флоту в мае 1944.
15.12.1949 продан на слом. Акилез1933/1979После вступления в строй входил в состав Флота метрополии.
31.3.1936 передан Королевскому Новозеландскому флоту. Участвовал в бою у Ла-Плата, поврежден.
5.1.1943 поврежден японским бомбардировщиком в районе о. Гуадалканал.
22.6.1943 дополнительно поврежден в результате внутреннего взрыва.
12.9.1946 возвращен Королевскому флоту. 17.9.1946 выведен в резерв.
15 августа 1947 г. была провозглашена независимость Индии — на первых порах под покровительством британской короны. Хорошо осознавая значение флота для обороны страны, ее руководство прилагало усилия для пополнения корабельного состава — разумеется, за счет бывшей метрополии, имевшей переизбыток кораблей. 5 июля 1948 г. в Ширнессе крейсер "Акилез" был официально передан индийскому флоту под новым именем «Дели» (бортовой номер С47).
15 сентября 1948 г. «Дели» прибыл в Бомбей, став флагманом индийского флота. В конце года крейсер посетил с дружественным визитом порты Восточной Африки, Сейшельские острова и Маврикий. «Дели» возглавлял первый парад индийского флота в Бомбее, а в 1956 г. сыграл сам себя в известном фильме История битвы у Ла-Платы.
Осенью 1957 г. в Индию прибыл крейсер «Майсор», сменивший «Дели» в качестве флагманского корабля флота, в связи с чем последний был переклассифицирован в учебный крейсер, став флагманом учебной эскадры.
Несмотря на свой учебный статус, «Дели» активно участвовал в боевых действиях против португальских анклавов Гоа и Диу в декабре 1961 г. Главный калибр крейсера поддерживал действия войск в Диу: вел огонь по старой цитадели и аэродрому, сыграв, как считается, решающую роль в прекращении португальского сопротивления в этом анклаве.
В октябре 1969 г. под флагом вице-адмирала Барбоза «Дели» совершил учебный поход в Австралию, Новую Зеландию и на Фиджи. В Новой Зеландии он побывал в Веллингтоне и Окленде, где совершил выход в море с 95 ветеранами "Акилез" на борту, развив при этом на короткое время 22-узловый ход.
В 1970 г. в составе учебной эскадры «Дели» совершил свой последний дальний поход в Танзанию, а по возвращении в Индию его окончательно вывели из активного состава флота. С мая 1971 по август 1972 г. крейсер прошел ремонт в Бомбее, после чего был превращен в стационарное учебное судно в Кочине. В конце 1977 г. крейсер своим ходом перешел из Кочина в Бомбей, куда прибыл 23 декабря и ошвартовался у Южного мола военно-морской верфи. Там началась его подготовка к окончательному списанию и разборке. Некоторое время обсуждался проект превращения крейсера в музей, однако реализовано это не было. 30 июня 1978 г. последний командир «Дели» спустил флаг. Корабль исключили из списков индийского флота, в составе которого он прослужил 30 лет — ровно вдвое больше, чем в британском.
Башня «Y» и директор главного калибра крейсера были подарены Новой Зеландии, где сохраняются до сих пор у ворот Девонпортской военно-морской верфи в Окленде. Там же, в Оклендском военном музее, экспонируется корабельный колокол "Акилез". Еще одна башня установлена у здания артиллерийского училища индийской армии в Деодали. Нептун1934/1941После вступления в строй входил в состав Флота метрополии.
В 1937 г. передан в подчинение Африканской станции.
Перехватил в Южной Атлантике германские суда «Inn» (5.9.1939) и «Adolf Woermann» (22.10.1939).
Дважды поврежден во время налетов германских бомбардировщиков на Чатем (9.2.1941 и 16.2.1941).
В 1941 г. придан Южно-Атлантическому командованию.
В 18 часов 18 декабря из Ла-Валетты на поиск очередного итальянского конвоя направились крейсера "Нептун", «Аурора», «Пенелопа», эсминцы «Кандагар», «Хэвок», «Лэнс» и «Лайвли». Следуя полным ходом, к полуночи соединение вышло к африканскому побережью в 20 милях от Триполи. Эскадра шла кильватерной колонной — впереди крейсера, за ними эсминцы. Руководивший операцией командир "Нептун" кэптен Рори О'Конор чувствовал себя в безопасности, поскольку считал, что располагает полными данными о неприятельских минных полях, к тому же глубина в 150 м считалась недоступной для итальянских мин. Однако ему не было известно, что еще в июне итальянские крейсера выставили в этом районе заграждение из немецких контактных мин типа ЕМС.
В 1.05 О'Конор приказал уменьшить ход до 24 уз., намереваясь развернуться для поиска судов противника вдоль побережья, как вдруг минутой позже под левым бортом головного "Нептун" в районе миделя раздался взрыв. Шедшая за ним «Аурора» (кэптен Эгню) начала отворачивать вправо, но в 1.08 тоже подорвалась. Командир «Пенелопы» кэптен Никол решил, что два передних мателота торпедированы подводной лодкой, поскольку раньше мин на такой глубине не встречалось. Его крейсер также повернул вправо, и в 1.10 под левым бортом напротив мостика прогремел взрыв, но параван спас корабль от серьезных повреждений.
Оправившись от потрясения, командиры «Ауроры» и «Пенелопы» повернули свои корабли на северо-восток и 10-узловым ходом осторожно вывели их с минного поля. Принявший командование соединением кэптен Эгню приказал «Пенелопе» остаться с поврежденным "Нептун", а сам в сопровождении «Лэнса» и «Хэвока» повел «Аурору» на Мальту.
В 1.12 и 1.25 "Нептун" подорвался кормой еще на двух минах. На помощь ему вызвался пойти «Кандагар», готовый в случае необходимости снять команду. Командир «Пенелопы» решил не подходить к поврежденному флагману ближе, чем на 2,5 мили, все сообщения передавались через эсминец «Лайвли». В 2.18 «Пенелопа» получила приказ О'Конора подготовиться к буксировке, как только "Нептун" сдрейфует с минного поля. Флагманский крейсер стоял в 2 — 3 милях, с креном 11 ° и сильно осев на корму. На «Пенелопе» убрали параваны и подготовили буксирные концы. Настал момент, когда Никол решил рискнуть и начал сближение, но в 3.04 подорвался «Кандагар». Взрыв мины вызвал детонацию кормового погреба, вся кормовая часть эсминца была затоплена, руль и винты оторваны.
«Пенелопа» сразу отвернула, с "Нептун" просигналили: «Держитесь подальше». Слабая надежда спасти «подранков» сохранялась до 4 часов утра, когда прогремел новый взрыв, сопровождавшийся яркой вспышкой. "Нептун" подорвался в четвертый раз. Этого удара его израненный корпус не мог выдержать. Крейсер резко повалился на левый борт и перевернулся. Поскольку близился рассвет и оставаться на месте было опасно, «Пенелопа» радировала «Кандагару»: «Я, очевидно, не смогу помочь. Да будет с вами Бог» — после чего вместе с «Лайвли» на большой скорости ушла на Мальту.
После гибели "Нептун" немногие спасшиеся пытались вплавь добраться до «Кандагара», но тонули в декабрьском море. Известно, что командир корабля с 14 членами экипажа находились на спасательном плотике, с которого уцелел единственный моряк — старший матрос Норман Уолтон. Он был подобран итальянским эсминцем в канун Рождества. По его словам, кэптен О'Конор умер днем ранее. Орион1934/1949После вступления в строй входил в состав Флота метрополии.
В 1937 г. передан в состав 8-й эскадры крейсеров Американо-Вест-Индского командования. Входил в состав 7-й эскадры крейсеров Средиземноморского флота.
Участвовал в бою у Мыс Матапан, Критской кампании.
29.5.1941 тяжело поврежден германскими пикирующими бомбардировщиками в р-не о. Крит.
Передан в состав Флота метрополии (5.1944).
Продан на слом 19.7.1949. Аякс1935/1949После вступления в строй находился в подчинении Американо-Вест-Индского командования.
Участвовал в бою у Ла-Плата, поврежден.
8 — 11 октября Средиземноморский флот провел четыре транспорта на Мальту. Итальянское командование решило нанести удар по возвращающемуся конвою ночью силами 11-го дивизиона эсминцев («Артильере», «Авьере», «Дженьере», «Камича Нера») и 1-го дивизиона миноносцев («Аироне», «Альчоне», «Ариэль»), развернутыми в 110 милях восточнее Мальты.
В 1.35 12 октября миноносец «Альчоне» первым обнаружил британский крейсер и в 1.57 с дистанции 9,5 кбт. выпустил ему в левый борт две торпеды, после чего круто отвернул, чтобы повторно атаковать с другого направления, но потерял контакт. Флагман дивизиона «Аироне» установил визуальный контакт с противником и почти одновременно с «Альчоне» выпустил две торпеды с дистанции около мили, затем еще две с 5 кбт и открыл огонь из 100-мм орудий. То же самое сделал подоспевший с левого фланга «Ариэль».
Атакованным кораблем был "Аякс" (кэптен Э. Маккарти). Несмотря на установленный недавно радар типа 279, британский крейсер обнаружил неприятеля визуально, на дистанции всего 20 кбт и сразу отрыл сокрушительный огонь по «Ариэлю». Миноносец успел выпустить только одну торпеду, прежде чем снаряды буквально засыпали его. Потерявший ход и объятый пожаром миноносец в 2.14 взорвался и мгновенно затонул."Аякс", между тем, совершил маневр уклонения от выпущенных торпед и перенес огонь на «Аироне», находившийся теперь всего в 2 кбт от него. Некоторое время корабли перестреливались, идя параллельными курсами. "Аякс" получил попадания двух 100-мм снарядов в центр корпуса и основание мостика. Сколько снарядов угодило в «Аироне», остается только догадываться. Несмотря на дымовые завесы, миноносец очень быстро потерял ход и в 2.10 затонул. Командир итальянского дивизиона капитан 3 ранга Бафни отказался покинуть свой тонущий корабль, но воздушным пузырем его выбросило на поверхность, и самоотверженный офицер был спасен подоспевшей шлюпкой.
"Аякс" счастливо избежал торпедных попаданий, однако бой на этом не закончился. С юга появились итальянские эскадренные миноносцы 11-го дивизиона. Бросив пылающий «Аироне», артиллеристы крейсера поспешно переключились на новую цель — «большой эсминец». Крейсер устремился навстречу противнику. Огонь велся с дистанции 15 — 17 кбт. Не успел «Авьере» сблизиться на дистанцию залпа, как в 2.18 несколько снарядов поразило его в носовую часть. Эскадренный миноносец быстро отвернул, отстреливаясь кормовыми орудиями, и скрылся из виду. Подоспевший с правого борта «Артильере» выпустил по "Аякс" торпеду, но промахнулся. Британец немедленно перенес огонь на него, и в 2.31 эсминец получил роковое попадание, от которого полностью лишился хода. Все офицеры корабля, за исключением старшего механика, выбыли из строя.
Эсминец «Дженьере» решил держаться от "Аякс" на безопасной дистанции и остался за кормой, маневрируя переменными галсами. Четвертый корабль дивизиона — «Камича Нера» — в 2.42 — 2.46 обменялся с крейсером парой залпов, а затем направился на поиск британских транспортов. Поврежденный «Артильере» остался в одиночестве. Не имея возможности оказать реального сопротивления, его экипаж выкинул белый флаг. Команде эсминца было дано полчаса на то, чтобы спустить шлюпки. После этого подоспевший на радиограмму Маккарти тяжелый крейсер Йорк потопил итальянский корабль артиллерией и торпедами.
Впоследствии "Аякс" входил в состав 7-й эскадры крейсеров Средиземноморского флота. Участвовал в бою у Мыс Матапан Критской кампании, кампании в Сирии.
2.1.1943 тяжело поврежден германскими бомбардировщиками в Боне, Алжир.
8.11.1949 продан на слом. С.В.Патянин Крейсера типа «Линдер» и «Сидней»
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.
|