Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиБронированные кораблиБроненосцыФранцияМассена
Массена1898/1915(8)(3)
СтранаФранция
ТипБроненосец
Общие характеристики
Длина (м):110
Ширина (м):22
Водоизмещение (тонн):12000
Скорость (узлов):17
Осадка (м):8,9
Экипаж:610
Вооружениe
Орудия:2 305 мм
2 274 мм
8 138 мм
8 100 мм
Торпедные аппараты:4 450 мм

"Массена" – это один из самых экстравагантных эскадренных броненосцев французского флота. Корабль, вступивший в строй в 1898 г., получившиий название в честь талантливого наполеоновского маршала Андре Массена.

На взгляд человека, мало знакомого с флотом, французские корабли последней четверти XIX в. отличались изрядной внешней вычурностью, и броненосцы программы 1890 г. исключения не составляли. Но даже среди них эскадренный броненосец "Массена" выделялся своей экстравагантностью. Необычный облик обусловил данное ему французскими моряками прозвище «Волк». В истории кораблестроения "Массена" остался благодаря применённым при его проектировании нестандартным ходам конструкторской мысли.

После окончания франко-прусской войны французский флот оказался в довольно странной ситуации: настоящее его было если не радужным, то вполне сносным, зато будущее — довольно мрачным. В самом деле, по мощи броненосных эскадр французы прочно занимали второе место в мире и могли не опасаться любого другого противника, кроме британского флота. В минувшей войне моряки, хотя и не покрыли себя славой на море, надёжно обеспечивали морские коммуникации, а сражаясь на суше, весьма достойно действовали при обороне Парижа от пруссаков.

Однако поражение, изрядно «обескровившее» французские финансы, убедило новых правителей в необходимости укрепления в первую очередь армии, в том числе и за счёт средств, отпускаемых на флот. Лишь концу 1870-х гг. морскому министру адмиралу Потюо удалось справиться с задолженностью перед верфями, достроить заложенные ещё при Наполеоне III броненосцы, а после появления в итальянском флоте новейших линкоров, убедить парламент в необходимости загрузить арсеналы новой работой что и привело к созданию серии броненосцев типа Шарль Мартель и броненосца "Массена".

"Массена" был спущен на воду в июле 1895. Вечером 6 июня 1898 г. "Массена" прибыл на рейд; утром 7 июня под салют из 11 залпов на нём был поднят флаг командующего эскадрой Севера вице-адмирала Баррера.

Судьба броненосца не изобиловала громкими событиями.

Вывод "Массена" из строя состоялся 25 июня 1914 г. В последующие месяцы с корабля сняли артиллерию и всё хоть сколько-нибудь ценное оборудование, а также демонтировали надстройку.

Однако старому броненосцу удалось ещё раз послужить Франции. Когда в ходе Дарданелльская операция последовало решение о высадке десанта, французам была выделена зона высадки №5 — 300-метровый пляж, прямо к западу от форта Седд-уль-Бахр. Кораблей же пригодных для выгрузки большого числа людей и соответствующего количества снаряжения, просто не существовало.

Попытка обойтись специальными плотами из пустых бочек, собранных на мощных балках и снабжённых настилом, провалилась из-за сильного течения. Однако, состыковав их, удалось создать пять пристаней. Но даже небольшое волнение приводило к тому, что разгрузку приходилось прерывать. Тогда в штабах решили создать волнорез из затопленных старых кораблей, защищающий пристани. С учётом глубин возле берега сочли, что корпус "Массена" подойдёт для Южного мола. 8 августа Военное управление службы работ флота приказало подготовить броненосец к отправке, уточнив, что «решение о его списании ещё не принято, он лишь разоружён».

28 августа "Массена" буксируемый «Самсоном» и «Вигорё», вышел из Тулона в Бизерту, а 5 сентября, буксируемый «Атласом», направился к Мудросу, куда и прибыл двумя неделями позже. Операция по посадке корабля на грунт, которой руководил капитан 2 ранга де Буассанже, началась лишь 7 ноября. Бывший броненосец сел на мель так, что его форштевень оказался напротив кормы затопленного старого парохода «Сахалин».

Таким образом удалось продлить мол у Седд-уль-Бахр, образовав искусственную гавань. 27 ноября шторм нанёс сильный урон английским причальным сооружениям, тогда как защищённые молом аналогичные французские сооружения выдержали стихию намного лучше.

В марте 1923 г. Покоящийся на мели остов "Массена" продали для разборки на металл некоему месье Жосту.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.