Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиАвианесущие кораблиАвианосцыКитайЛяонин
Австралия (2)
Англия (23)
Аргентина (1)
Бразилия (2)
Германия (1)
Индия (4)
Испания (1)
Италия (4)
Китай (1)
В строюЛяонин
Россия (4)
США (21)
Таиланд (1)
Франция (6)
Южная Корея (1)
Япония (22)
16Ляонин2010(11)(5)
СтранаКитай
ТипАвианосец
Общие характеристики
Длина (м):302,4
Высота (м):66
Ширина (м):74
Водоизмещение (тонн):65000
Скорость (узлов):32
Осадка (м):10,4
Экипаж:2500
Вооружениe
Самолеты:46
Вертолеты:4
Системы ПВО Противо-воздушная оборона:2 Type 1130
4 FL3000N

"Ляонин" можно заносить в книгу рекордов Гиннеса как самый дешевый авианосец в мире. Потому что его корпус достался Китаю практически даром – в 1998 году за него было заплачено всего 20 миллионов долларов. В день, когда прозвучала команда «Продано!», "Ляонин" стоял у достроечной стенки Черноморского судостроительного завода в украинском городе Николаеве и назывался тяжелым авианесущим крейсером Варяг. Из состава ВМФ Военно-морской флот России он был исключен после раздела Черноморского флота в 1995 году. Киев, которому достался крейсер, подарком судьбы явно тяготился и готов был сбыть даже не в самые хорошие руки.

Когда-нибудь это приобретение наверняка будет отнесено к самым большим достижениям китайской разведки. В 1998 году достроенный до 68-процентной степени готовности Варяг был выкуплен у Киева подставной компанией из Аомэня за смешные деньги с целью, якобы, постройки на крейсере развлекательного комплекса. Хотя с самого начала многие выражали сомнения в искренности заявленных намерений китайцев. Потому что приобретали они не только тысячи тонн высокопрочного металла. Из Николаева посланцы Пекина почти за здорово живешь уводили технологии, к которым советские инженеры и конструкторы шли десятилетиями.

Через 14 лет после начала строительства крейсер Варяг под буксирами отправился в трудный путь до Китая. 1 ноября 2001 года Варяг прошёл пролив Босфор, а уже 3 ноября вошёл в Эгейское море, где попал в сильный шторм и сел на мель в районе греческих островов Северные Спорады. Но, к счастью для китайцев, непогода пощадила крейсер и его удалось снять с мели без особых последствий. Океанская дорога заняла без малого два года - 627 суток. 4 марта 2002 года авианосец Варяг прибыл в порт Далянь.

До 2005 года сотни китайских инженеров и техников на коленках исползали тысячи внутренних помещений и все палубы Варяг. 8 января 2007 года на пресс-конференции Госкомитета по делам оборонной науки и техники было заявлено, что Китай способен построить свой авианосец. 5 марта 2009 года замкомандира десантного подразделения морских сил НОАК Народно-освободительная армия Китая, генерал-майор Ма Гочао сообщил, что Китай освоил технологию создания авианосца.

Авианосец "Ляонин" получил радиоэлектронную начинку - четыре антенны с активной фазированной решеткой китайской разработки. По данным зарубежных специалистов, параметры установленной на авианосце РЛС Радио-локационная станция схожи с американскими радарами противоракетной системы Иджис. Кроме того, на корабле смонтировано электронное оборудование боевой информационно-управляющей системы.

Одновременно "Ляонин" получил модернизированную скорострельную установку Type 1130 и корабельный зенитный ракетный комплекс самообороны FL-3000N (4 блока по 18 ячеек).

Но авианосца без самолетов не бывает. Поначалу Китай пытался заполучить российский палубный истребитель Су-33. Первое предложение было таким: «Продайте пару штук на пробу». Но к тому времени уже весь мир убедился в редкостном умении этой страны беззастенчиво красть и присваивать чужие технологии. Ведь понятно же, что два Су-33 проблем создающегося авианосца не решат, зато разобрать их по винтику для детального изучения вполне можно. Встречное предложение компании «Сухой» было более реалистичным: покупайте у нас первую партию из 12-14 самолетов Су-33 в стандартной конфигурации приблизительно по 50 миллионов долларов за штуку. Можете использовать их как учебную эскадрилью. Потом – еще 36 усовершенствованных таких же самолетов. Однако и этот контракт сорвался еще на стадии обсуждения.

И все было бы достаточно плохо для лихорадочно готовящегося к первому походу тяжелого крейсера "Ляонин", если бы снова на выручку не пришел Киев. Они продали китайцам в 2005 г. Т-10К - прообраза российского палубного истребителя Су-33. Быстро скопировали, и получился китайский J-15, который был запущен в серию.

1 июня 2011 в одном из американских военных журналов было перечислено четыре существенных недостатка китайского авианосца "Ляонин".

Во-первых, этот авианосец будет действовать в Тихом океане, где уже сконцентрировано более 10 авианосцев и авианосных кораблей США и их союзников.

Во-вторых, китайский палубный истребитель J-15 по своим боевым характеристикам значительно уступает американским истребителям F/A-18E/F, кроме того, авианосец не имеет самолетов ДРЛО, РЭБ и транспортных машин, и этот разрыв со временем будет только увеличиваться.

В-третьих, китайский корабль имеет чрезвычайно маломощную систему самообороны, не имеет достаточно эффективных эскортных сил в виде современных надводных кораблей и подводных лодок.

В-четвертых, Китай не смог решить проблему создания надежной силовой установки корабля, что является «крупнейшей слабостью» его первого авианосца.

Таким образом "Ляонин" может быть только учебной платформой для подготовки персонала, и это может длиться годы и даже десятилетия, прежде чем появятся первые действительно эффективные в боевом отношении национальные авианосцы. Если даже "Ляонин" будет применяться в боевых действиях, его боевые возможности будут минимальными. Впрочем, патрулировать спорные морские акватории он может, и в этом отношении авианосец значительно увеличит дальность действия ВМС Военно-морские силы НОАК Народно-освободительная армия Китая.


1 сентября 2012 года авианосец "Ляонин" получил бортовой номер "16", нанесенный на борт корабля. Двухзначный бортовой номер подтверждает официальную классификацию бывшего "Варяга" как экспериментального и учебного корабля. "Ляонин" приписан к Даляньскому военно-морскому корабельному институту, став его третьим учебным кораблем.

25 сентября 2012 года в Даляне состоялась окончательная официальная церемония ввода в строй ВМС Военно-морские силы НОАК Народно-освободительная армия Китая первого китайского авианосца "Ляонин". Церемония прошла в присутствии высших руководителей Китая - председателя КНР Ху Цзиньтао и премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао. На корабле окончательно был поднят военно-морской флаг ВМС Военно-морские силы НОАК Народно-освободительная армия Китая, а сам авианосец получил официальное название "Ляонин" (Liaoning) - в честь северо-восточной провинции КНР, на территории которой находится Далянь.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.