"Maria S. Merian" является одним из самых современных судов и названо в честь натуралиста и фотографа Марии Сибилла Мериан.
"Maria S. Merian" относится к типу многоцелевых научно-исследовательских судов и способно преодолевать ледяной покров толщиной до 50 см.
Судно "Maria S. Merian" было заложено в июне 2003 года на польском судостроительном предприятии «Maritim Ltd.» в городе Гданьск, которое входит в консорциум «Kroger Werft», Германия. Строительство было завершено в немецком городе Schacht-Audorf в июле 2005 года. После проведения успешных швартовых и ходовых испытаний в Бискайском заливе в феврале 2006 года судно "Maria S. Merian" было передано организации «Leibniz Institute for Baltic Sea Research», но выполняет задания и других научно-исследовательских институтов по всему миру. Стоимость строительства корабля составила 56,4 миллиона евро, двенадцать процентов из которых внесло немецкое правительство. Портом приписки судна стал город Росток.
Функциями уникального корабля является проведение арктических исследований, изучение морских и океанских течений, а также исследование мирового океана на глубинах до 10000 м.
Научно-исследовательское судно "Maria S. Merian" оснащено двумя азимутальными движительными установками, а также движителями типа pump-jet, расположенным по обоим бортам. Спутниковая система навигации сопряженная с движителями позволяет судну в автоматическом режиме удерживать заданный курс с точностью до 50 см.
С точки зрения размеров судно "Maria S. Merian" относится к средним научно-исследовательским судам и на сегодняшний день немецкий флот обладает четырьмя кораблями подобного типа.
Судно "Maria S. Merian" можно отнести к «Зеленому флоту», так как его энергетическая установка обеспечивает минимальный выброс загрязняющих веществ.
Все сточные воды судна поступают в резервуары, где проходят биомеханическую обработку. Благодаря усовершенствованной работе дизельных двигателей, а также ряду других новшеств позволили судну "Maria S. Merian" проводить свои научные миссии в экологически чистых водах мирового океана не нанося вреда окружающей среде.
На борту с комфортом, как для работы, так и для досуга могут разместиться 22 научных сотрудника. В их распоряжении целая палуба с лабораториями, ангарами, эхолотом, компьютерным центром, конференц-залом и два катера, а также сауна и отдельные каюты.
Прямо на верхней палубе научно-исследовательского судна могут находиться около 150 тонн дополнительного научного оборудования размещенного в контейнерах, обеспечивающие многофункциональность выполнения задач.
В период с 12 апреля по 02 июня 2010 года научно-исследовательское судно "Maria S. Merian" с научными сотрудниками разных стран на борту находились в Черном море, выполняя миссию научно-исследовательского центра MARUM («Центра экологии моря») расположенным в немецком городе Бремен. В экспедиции также принимали участие украинские ученые из Севастопольского института биологии южных морей имени Ковалевского.
Целью рейса было проведение фундаментальных исследований по микробиологии, морской геологии, морской геофизики и химических процессов метана и гидранта в Черном море.