Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиВторой флотЭкспериментальные судаСШАДолфин
AGSS-555Долфин1968/2005(8)  
СтранаСША
ТипЭкспериментальное судно
Общие характеристики
Длина (м):46,3
Ширина (м):6
Водоизмещение (тонн):860 надводное
940 подводное
Скорость (узлов):10 подводная
7,5 надводная
Глубина погружения (м):970
Осадка (м):4,8
Экипаж:40
Вооружениe
Торпедные аппараты:1

Подводная лодка "Долфин" была заложена на военно-морской судоверфи Портсмут в г. Киттери (штат Мэн) 9 ноября 1962 года, спущена на воду 8 июня 1968-го и передана флоту 17 августа того же года.

Подводная лодка "Долфин" была сконструирована по весьма необычному проекту: ее прочный корпус из стали марки HY-80 имеет правильную цилиндрическую форму, с внешним диаметром 18 футов (4,57 м) и полусферическими закруглениями в носу и корме. Усовершенствованные рулевые устройства позволяли маневрировать без носовых горизонтальных рулей (с использованием лишь кормовых).

При постройке "Долфин" серьезное внимание обратили на обеспечение мер безопасности. В прочном корпусе был предусмотрен единственный входной люк, и лодка была оборудована спасательными системами, обеспечивающими, в частности, экстренное всплытие. Чтобы повысить надежность трубопроводов забортной воды, применили двухконтурную систему охлаждения, основной частью которой являлся встроенный в корпус лодки теплообменник, омываемый забортной водой. В целях гарантированного срочного всплытия обычная аварийная система продувания балласта сжатым воздухом дублируется устройством дистанционного сброса двадцатитонной секции киля, кренящейся к корпусу двумя взрывными болтами. При нажатии кнопки в центральном посту болты разрушаются взрывом и секция отделяется от лодки.

Экспериментальный однотрубный торпедный аппарат предназначался для выстреливания торпед на большой глубине. Но и без него многочисленный экипаж (с научными сотрудниками – более 50 человек) испытывал затруднения с размещением и бытовые неудобства.

Энергетическая установка была стандартной: одновальная, два дизельных двигателя фирмы «Дженерал моторс», работающие в надводном положении (шноркельное устройство – для работы дизеля под водой – не было предусмотрено), и электромотор компании «Эллиотт», обеспечивающий движение под водой со скоростью хода до 10 уз (со свинцово-кислотными аккумуляторными батареями) и до 15 уз (c серебряно-цинковыми).

ДЭПЛ Дизель-электрическая подводная лодка "Долфин" участвовала в ряде уникальных экспериментов – по установлению лазерной связи из-под воды с самолетом, передаче сообщений на берег по электронной почте, а также в испытаниях новейших гидроакустических систем и других средств борьбы с подводными лодками противника. Приходилось ей играть и роль условного противника на учениях американских ВМС Военно-морские силы.

Наибольшую известность ДЭПЛ Дизель-электрическая подводная лодка "Долфин" получила, прежде всего, благодаря своему участию в ряде глубоководных проектов. В частности, в первый же год своей службы, в ноябре 1968 года, она установила рекорд (среди действующих подводных лодок) по глубине погружения – до 3 000 футов (915 м), а в апреле 1969-го с нее был выполнен самый глубоководный пуск торпеды (правда, фактическая глубина погружения ПЛ Подводная лодка в момент этого пуска так и не была объявлена в США). Считается, что эти рекорды могла побить только российская подводная лодка Комсомолец, погрузившаяся на глубину свыше 1 000 м и выстрелившая торпеду на большей, чем у "Долфин" глубине.

В годы «холодной войны» лодка "Долфин" наряду с океанографическими работами выполняла и сугубо «секретные» (разведывательные) задания.

На протяжении почти всей своей службы ПЛ Подводная лодка "Долфин" действовала из базы подводных лодок Пойнт-Лома (Сан-Диего, штат Калифорния) и была приписана к 11-й эскадре подводных сил Тихоокеанского флота. Ее береговое обслуживание и научное обеспечение возлагались на НИЦ командования космических и военно-морских систем ВМС Военно-морские силы США.


21 мая 2002 года лодка, находясь в море в 100 милях от ВМБ Военно-морская база Сан-Диего, попала в крупную аварию. Произошло серьезное возгорание электропроводки, был поврежден корпус, в отсеки лодки (уже в надводном положении) стала поступать вода. Члены экипажа (в то время 43 человека вместе с научными сотрудниками) отделались легкими ранениями, но вынуждены были покинуть корабль. В ходе борьбы за живучесть течь была остановлена, пожар потушен, и лодка была отбуксирована в Сан-Диего. Ремонт и восстановление лодки продолжались три года и обошлись казне в 9 млн долларов.


Полностью восстановленная ДЭПЛ Дизель-электрическая подводная лодка "Долфин" вернулась к службе в середине 2005 года, но в сентябре 2006-го было принято решение о выводе ее из боевого состава флота.

В сентября 2008 года "Долфин" был официально переведен Морской музей в Сан-Диего и стал восьмым судном в коллекции музея.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.