Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиВторой флотСпасательные судаРоссия21300 Дельфин
ПроектКорабли (1)(10) 
СтранаРоссия
ТипСпасательное судно
Общие характеристики
Длина (м):105,1
Ширина (м):17,2
Водоизмещение (тонн):5310
Скорость (узлов):15
Запас хода (миль):3000
Экипаж:96
Вооружениe
Вертолеты:1

Спасательные суда типа "21300 Дельфин", разработанны конструкторами ЦКБ Центральное конструкторское бюро «Алмаз» под руководством А.А. Форста.

Тип "21300 Дельфин" может оказывать помощь подлодкам, лежащим на грунте или находящимся в надводном положении, а также подавать электроэнергию и спасательные средства на субмарины и надводные корабли. Также суда этого типа могут осуществлять поиск и обследование аварийных объектов в заданном районе, в том числе и в составе международных морских спасательных формирований.

Тихоокеанский флот стал первым оперативно-стратегическим объединением российского военно-морского флота, в состав которого было включено спасательное судно проекта "21300 Дельфин". В обозримом будущем планируется построить еще три таких корабля, которым предстоит служить в составе других флотов: Северного, Черноморского и Балтийского. Благодаря этому все основные объединения ВМФ Военно-морской флот получат современную технику, которая обеспечит безопасность экипажей других кораблей и подводных лодок.

Являясь носителем специального оборудования, судно проекта "21300 Дельфин" имеет ряд характерных черт конструкции. В первую очередь необходимо отметить установку внутри корпуса и надстройки различных крупных агрегатов водолазного и глубоководного комплекса. Также на кормовой части палубы проектом предусматривается монтаж подъемных кранов. Конструкция судна была разработана с учетом установки подобных систем, а также некоторых особых требований к ходовым качествам, маневренности и т.д.

Корабль получил единой энерго-электрической системы с полным электродвижением. Разработка энергетического комплекса велась в ЦКБ Центральное конструкторское бюро «Алмаз» при участии Крыловского государственного научного института. Совместными усилиями специалистов двух организаций был сформирован наиболее эффективный облик энергетических систем. Основой энергоустановки являются шесть дизель-генераторов. Четыре изделия ДГ ВА-1680 имеют мощность по 1680 кВт, два ДГ ВА-1080 – по 1080 кВт. В качестве вспомогательной энергетической установки, дублирующей основную, используются два котлоагрегата КГВ 1,0/5-М с автоматизированным управлением. Вырабатываемая генераторами электроэнергия подается на два главных электродвигателя Schorch KL6538В-AS06 зарубежного производства мощностью по 3265 л.с. Двигатели соединены с гребными винтами на двух колонках Aquamaster US 305FP. В носовой части корпуса расположены два подруливающих устройства на основе электродвигателей мощностью по 680 кВт каждый.

Проект "21300 Дельфин" подразумевает строительство судов океанского класса, что сказывается на обводах и габаритах корпуса. Компоновка корпуса и надстроек определена в соответствии с целями и задачами судна. Так, на баке помещается вертолетная площадка, позади которой находится сравнительно длинная надстройка с мостиком. За передней надстройкой, после небольшого промежутка, располагается еще один подобный агрегат, вмещающий часть специального оборудования. Кормовая часть палубы является местом установки подъемных кранов, лебедок и другой аппаратуры.

Изначально в проекте "21300 Дельфин" предусматривалось использование водолазного комплекса ГВК-450, создававшегося в ЦКБ Центральное конструкторское бюро «Лазурит». Тем не менее, по ряду причин, в январе 2011 года руководство министерства обороны приняло решение о прекращении разработки этого проекта. Вместо комплекса отечественной разработки теперь требовалось использовать одну из аналогичных систем, предлагаемых зарубежными производителями. Вскоре к проекту "21300 Дельфин" привлекли британскую компанию DIVEX и российскую фирму «Тетис Про». Задачей первой был контроль за необходимыми работами, а вторая должна была поставить требуемое оборудование. В 2013-14 годах глубоководный водолазный комплекс нового типа был установлен на построенное судно.

В состав нового глубоководного водолазного комплекса входят пять барокамер, используемых в качестве жилых и бытовых помещений, что позволяет водолазам или спасенным подводникам пребывать в атмосфере с повышенным давлением в течение необходимого времени. В частности, появляется возможность длительной работы водолазов без необходимости проведения полной декомпрессии после каждого погружения: во время работы и отдыха они могут находиться под одинаковым давлением, а единственная продолжительная декомпрессия проводится после окончания операции.

Четыре жилые барокамеры при проведении водолазных работ могут вместить 12 специалистов. При спасении подводников, за счет более компактного размещения людей, те же объемы могут вместить до 60 человек. Параметры систем поддержания давления позволяют проводить компрессию и декомпрессию, необходимые для пребывания на глубинах до 450 м. Экипаж корабля имеет возможность постоянно следить за состоянием находящихся в водолазном комплексе и управлять работами всех его систем. Предусматривается аппаратура управления микроклиматом в жилых объемах.

В состав комплекса ГВК-450 также входит водолазный колокол, необходимый для доставки специалистов к месту работ и возвращения на борт судна. Колокол представляет собой относительно компактную барокамеру с набором различного оборудования. Внутри него могут разместиться двое водолазов с полным комплектом необходимого оборудования, а также один оператор колокола. Для перехода в колокол предлагается использовать шлюз на одной из бортовых барокамер спасательного судна. После посадки водолазов колокол подается к вертикальной шахте, доходящей до люка в днище судна-носителя, и затем при помощи спуско-подъемного устройства отправляется к месту работ.

Спуско-подъемное устройство водолазного колокола представляет собой специальный подъемный кран грузоподъемностью 12,5 т, оснащенный аппаратурой для слежения за качкой, нагрузками и другими параметрами. Следящая система устройства отвечает за сохранение правильного положения колокола вне зависимости от качки спасательного судна или других негативных факторов.

Вывозить экипаж лежащей на дне подводной лодки предлагается при помощи глубоководного спасательного аппарата «Бестер-1» проекта 18271. Этот аппарат представляет собой малогабаритную подводную лодку, имеющую возможность работы на глубинах до 720 м. Аппарат имеет набор движительно-рулевых комплексов для перемещения и маневрирования, а также удержания на месте при стыковочных работах. Важнейшим нововведением проекта 18271 является качающаяся стыковочная камера, предназначенная для контакта с аварийным люком подлодки. За счет изменения положения камеры «Бестер-1» может пристыковываться к подводным лодкам, лежащим на грунте с креном до 45°. При этом сам аппарат остается «на ровном киле». Внутри прочного корпуса имеется место для размещения 22 подводников, которые могут быть спасены за одно погружение.

В транспортном положении глубоководный спасательный аппарат располагается в кормовой части надстройки и выводится из нее при помощи отдельного кранового устройства через крупный бортовой люк. После подъема пострадавших имеется возможность состыковать «Бестер-1» и барокамеры ГВК-450, после чего люди могут остаться на корабле для прохождения декомпрессии.

Для первоначального обследования обнаруженного объекта могут использоваться дистанционно управляемый подводный аппарат «Пантера Плюс» или нормобарические костюмы HS-1200. В первом случае изучение ведется при помощи видеокамер, гидроакустической аппаратуры и манипуляторов, во втором – к объекту опускается водолаз, в распоряжении которого имеется ряд необходимого оборудования. Помимо обследования обнаруженного объекта дистанционно управляемый аппарат или водолаз могут осуществлять его подготовку к дальнейшим работам.

По имеющимся данным, для поиска подводных лодок и других объектов спасательные суда проекта "21300 Дельфин" должны нести развитый комплекс гидроакустического оборудования. Предусматривается использование гидроакустических станций «Ливадия» и «Анапа», станции звукоподводной связи «Структура-СВН», навигационная станция «Фольклор», а также буксируемый подводный комплекс с магнитометром и гидролокатором бокового обзора, способный работать на глубинах до 2 км.

Также корабль оснащается разнообразной радиоэлектронной аппаратурой для наблюдения за окружающим пространством, навигации, связи, определения метеорологических условий и т.д.

Спасательное судно, по понятным причинам, не получает мощного вооружения, однако несет некоторые типы оружия, предназначенные для самозащиты. Защита от боевых пловцов противника должна осуществляться при помощи двух противодиверсионных гранатометных комплексов ДП-65. Также в угрожаемый период экипажу должны выдаваться 12 переносных зенитных ракетных комплексов, которые могут использоваться для противодействия ударам с воздуха.

Для выполнения вспомогательных задач спасательное судно может нести два рабочее-спасательных катера проекта 21770 «Катран». В транспортном положении оба катера располагаются на подъемных устройствах в кормовой части надстройки, позади отсека для глубоководного аппарата.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.