Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиКрейсераФранцияДюгэ Труэн
Австралия (1)
Англия (17)
Аргентина (2)
Бразилия (1)
Германия (18)
Греция (2)
Испания (2)
Италия (4)
Нидерланды (3)
Россия (16)
США (22)
Франция (9)
Швеция (3)
Япония (10)
ПроектКорабли (3)(16)  
СтранаФранция
ТипКрейсер
Общие характеристики
Длина (м):181,3
Ширина (м):17,5
Водоизмещение (тонн):7250 (стандартное)
9350 (полное)
Скорость (узлов):33
Запас хода (миль):3000
Осадка (м):6,1
Экипаж:578
Вооружениe
Орудия:8 155 mm/50
Торпедные аппараты:12 550 мм
Системы ПВО Противо-воздушная оборона:4 75 мм

После окончания Первой мировой войны, крейсерский компонент французского флота находился в катастрофическом состоянии. Наиболее современной боевой единицей являлись броненосные крейсера типа «Вальдек-Руссо», устаревшие ещё в момент вступления в строй. В результате, на протяжении всей войны французы были вынуждены использовать для крейсерских операций совершенно неподходящие боевые единицы. Проблема осознавалась французскими моряками ещё до войны, поэтому в 1909 году стартовали проектные работы по созданию современных крейсерских сил. Их результатом стало принятое 10 июня 1914 года решение построить 10 «эскадренных разведчиков». Заказ на головной крейсер выдали 17 июля 1914 года, заложить его предполагалось в ноябре 1914 года на верфи арсенала в Тулоне, однако начавшаяся война спутала все планы. Закладка крейсеров неоднократно откладывалась и была, в конечном счёте, отменена до окончания войны.

К идее постройке современных крейсеров во Франции вернулись в 1919 году. В начале 1920 года командование французского флота вынашивало планы постройки шести крейсеров незначительно усовершенствованного проекта «Ламотт-Пике», водоизмещением около 5200 тонн, со скоростью 30 узлов и вооружением из восьми 138-мм орудий. Но после того, как французы узнали о предполагаемых характеристиках новейших британских и американских крейсеров «Эмеральда» и «Омахи», их собственный проект начал казаться слишком слабым.

Под влиянием новых сведений постройку улучшенных «Ламотт-Пике» отклонили. Весной 1920 года Морской совет высказался за увеличение водоизмещения до 7300 тонн, а скорости до 34 узлов. При этом 138-мм орудия признавались слишком слабыми для корабля таких размеров и было предложено заменить их на семь 155-мм орудий в одинарных установках, размещённых в диаметральной плоскости. До того времени французский флот не использовал этого калибра и новые пушки предполагалось разработать на базе сухопутной артсистемы, что позволило бы удешевить и упростить снабжение кораблей боеприпасами.

Окончательные требования Морской совет сформулировал в июне 1920 года. Водоизмещение должно было достигнуть 8000 тонн, а вооружение восьми 155-мм орудий в спаренных установках. Стоимость корабля при этом возрастала с 40 миллионов франков до 70 миллионов. Было представлено четыре проекта, причём на их разработку повлияло изучение переданных французскому флоту по рапарациям немецких и австро-венгерских крейсеров. В итоге, был выбран вариант C, отличавшийся высокой скоростью при практически отсутствующей броневой защите. Флотское командование выразило желание получить шесть таких крейсеров, но финансовые проблемы вынудили урезать заказ. В конечном счёте, Национальное собрание Франции утвердило 18 апреля 1922 года судостроительную программу, включавшую, помимо прочих кораблей, три крейсера типа «Дюгэ Труэн».

Конструкция

Конструкция корпуса проекта "Дюгэ Труэн" была создана под влиянием американского крейсера «Омаха». Французские крейсера получили высокобортный корпус с полубаком. При этом носовые шпангоуты имели значительный развал, что в сочетании с высоким бортом обеспечивало крейсерам хорошую мореходность. Отрицательным моментом такого решения стала повышенная парусность крейсеров - сильный боковой ветер существенно влиял на управляемость.

Оценка проекта

Проект "Дюгэ Труэн" заслуживает неоднозначной оценки. С одной стороны, эти корабли стали этапными в мировом военном кораблестроении. Первые крупные корабли, спроектированные и построенные после Первой мировой войны, они стали первыми в мире лёгкими крейсерами, получившими башенную артиллерию главного калибра, размещённую по линейно-возвышенной схеме. Таким образом, проект "Дюгэ Труэн" предопределили облик крейсеров межвоенного периода. Достаточно высоко оценивалась огневая мощь новых крейсеров, их торпедное вооружение, на высоте были скорость и мореходность.

Вместе с тем, крейсера типа "Дюгэ Труэн" отличала крайне слабая, фактически, символическая броневая защита, которая не позволяла надеяться на успех в бою с серьёзным противником. Командиры крейсеров считали свои корабли скорее очень крупными эсминцами, нежели крейсерами. Ещё одним недостатком стала малая дальность плавания, позволявшая использовать эти крейсера лишь на ограниченных морских театрах.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.