Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиВторой флотЭкспериментальные судаСШАCigar Boat
Cigar Boat1858/1864(8) 
СтранаСША
ТипЭкспериментальное судно
Общие характеристики
Длина (м):54
Водоизмещение (тонн):300
Диаметр корпуса (м):4,8

В 1850 году известнейший американский изобретатель и промышленник своего времени, мистер Росс Винанс (достаточно сказать, что именно он изобрел железнодорожные колесные пары с внешним по отношению к колесам расположением опор и подшипников, - на них мы до сих пор катаемся) решил сказать свое слово и в судостроении. В результате его усилий, предпринятых вместе с сыном Томасом, на свет появился проект удивительного корабля с самым странным типом движителя.

Веретенообразный бескилевой корабль должен был нечувствительно протыкать волны, вместо того, чтобы карабкаться на них, а в движение его приводили бы два охватывающих корпус кольца с наклонными лопастями, противоположного вращения. Для упрощения конструкции в действие эти "гребные колеса" должны были приводиться в действие двумя паровыми машинами со своей системой котлов каждая. Одна в передней части корпуса, одна - в задней. Снаружи, для уменьшения потерь от центробежного движения воды под действием лопастей, колеса должны были быть окружены кольцевой насадкой.

Проект корабля был тщательно обсужден на страницах Scientific American, где инженеры-судостроители разнесли его в пух и прах - и весьма аргументировано. Критике подверглась недостаточная поперечная остойчивость судна подобной формы, высказывались определенные сомнения и в прочности корпуса, разделенного гребными колесами, на продольный изгиб. Некоторые аргументы специалистов достигли цели, и с различными пробами и переделками первая экспериментальная модель строилась на верфях в течении восьми лет - на воду ее спустили только в 1858 году.

Но, лучше бы и не спускали. Оказавшись на воде "Cigar Boat" немедленно подтвердил все опасения специалистов. Причем, подтвердил настолько, что ни разу не был выпущен в море на сколько-нибудь открытую воду. Экспериментальный корабль так и проторчал в бухте судостроительного завода вплоть до разборки на металлолом.

Развитие идеи

В период 1859-1868 годов Росс Винанс построил несколько кораблей такого типа в Европе, по заказам британцев, и что самое интересное - России. Правда, предложенные им корабли имели более традиционные движители, нормальные гребные винты. Винты были и в передней, и в задней части корпуса - так что скорости хода вперед и назад были равны.

Впрочем, ничего путного из этого не вышло. Всего было построено (считая первый аппарат с круговыми колесами) четыре экземпляра кораблей с веретенообразными корпусами, но никаких особенных преимуществ выявлено не было. Хуже того, потенциально "снарядостойкая" форма корпуса, долженствующая обеспечивать рикошеты при попаданиях - привела к тому, что "веретена Винанса" оказалось невозможно нормально забронировать. Более-менее толстая броня в надводной части - привела бы к немедленному переворачиванию кораблей. Так что идею отложили до появления подводных лодок, уж им-то сигарообразные корпуса оказались подходящими.

Применение идеи

В 1869 году увидел свет роман Жюля Верна «Двадцать тысяч льё под водой». Наутилус очень напоминал "Cigar Boat", только двигатель был более стандартным. Это и понятно, двигатели по бокам мешали бы при таране кораблей.

Известно, что Жюль Верн интересовался всеми техническими новинками того времени и явно был знаком с разработками Росса Винанса.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.