Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиЭсминцыГермания1934A
ПроектКорабли (12)(8)  
СтранаГермания
ТипЭсминец
Общие характеристики
Длина (м):121
Ширина (м):11,3
Водоизмещение (тонн):2270 (стандартное)
3190 (полное)
Скорость (узлов):38
Запас хода (миль):1530
Осадка (м):3,8
Экипаж:325
Вооружениe
Орудия:5 127 мм
Торпедные аппараты:8 533 мм
Системы ПВО Противо-воздушная оборона:4 37 мм
6 20
Мины:60
ПЛК Противолодочные комплексы:4 бомбомёта

Эсминцы типа "1934A" являлись дальнейшим продолжением эсминцев 1934. В отличии от первых четырех кораблей их отнесли к типу "1934A", т.к. в конструкцию были внесены некоторые изменения. Вместе с тем все эсминцы проектов 1934 и "1934A" известны у нас как тип "Маас". При спуске на воду им присваивали имена знаменитых морских командиров первой мировой войны. Однако, хотя "маасы" и принято считать однотипными кораблями, фактически каждая верфь допускала значительные отклонения от базового проекта. Поэтому в зависимости от места постройки корабли отличались водоизмещением, размерами, составом машинно-котельной установки и отчасти внешним видом.

Подписывая контракты на постройку эсминцев, кораблестроители брали на себя обязательство сдать головной из заказанных верфи корабль заказчику через два года, а каждый последующий с интервалами в один месяц. Предложенный темп смогли выдержать только "Дойче-Верке" и "Дешимаг". Срок постройки эсминцев на них равнялся 24-29 месяцев. "Блом унд Фосс" и, особенно, "Германия-Верфт", перегруженные другими заказами, сорвали сроки сдачи, затратив на постройку от 33 до 46 месяцев. Заложенный в октябре 1935 г. "Эрих Кельнер", последний из кораблей Германия-Верфт, был введен в строй за несколько дней до начала второй мировой войны.

В отличии французских лидеров, предназначенных для действий в спокойном Средиземном море, к германским эсминцам предъявлялся целый ряд дополнительных требований: прочность корпуса, хорошая мореходность, высокая скорость экономичного хода, большая дальность плавания... И все это - не в ущерб вооружению. Была ли выполнима такая задача?

Проект любого корабля являет собой компромисс между отдельными тактико-техническими характеристиками, размерами и стоимостью. Стремление достичь максимальных показателей во всем приводит, как правило, к обратным результатам. Тем более, долгий перерыв в строительстве кораблей класса эскадренный миноносец привел к значительному отставанию немецких кораблестроителей от их коллег за рубежом, а в качестве прототипов имелись лишь устаревшие проекты времен Первой мировой войны. Получилось так, что эффективные "на бумаге" эсминцы типа "1934A" имели ряд серьезных недостатков, затруднивших впоследствии их боевое использование.

Критика "типа 1934" началась уже и во время постройки, в ходе которой в проект неоднократно вносились изменения конструкции и боевых характеристик. Результатом таких вторжений стали недопустимо высокие нагрузки на корпус. Это вынудило усиливать днище и палубу. Но первые же походы выявили несовершенство обводов корпуса эсминцев, плохую остойчивость, задымленность. В штормовую погоду корабль плохо слушался руля и рыскал по курсу. О скверных мореходных качествах красноречиво говорит тот факт, что даже в советском флоте, где моряки не были избалованы достоинствами собственных "семерок", доставшиеся после войны "маасы" получили строго негативную оценку.

Но наиболее уязвимым местом проекта "1934A" следует признать конструкцию энергетической установки. Дело в том, что при их постройке пошли на ряд нововведений в области энергетики, применив, в частности, высоконапорные котлы, имевшие меньшие по сравнению с обычными размеры и больший КПД.

Несмотря на отсутствие опытных данных по эксплуатации высоконапорных котлов в морских условиях, в 1935 году было принято решение об оснащении ими эсминцев типа "1934A". Более того, немецкие кораблестроители к этому времени не располагали полными сведениями о достоинствах и недостатках различных типов подобных котлов, поэтому применили две модели. Первые восемь кораблей (Z1-8) получили по шесть котлов Вагнера (давление пара 70 атмосфер, температура 460 градусов), остальные (Z9-16) - такое же число котлов Бенсона, имевших еще более высокие параметры пара (давление 110 атмосфер, температура 510 градусов).

Обоим типам был присущ ряд существенных недостатков, вызванный как отсутствием опыта эксплуатации, так и недоработанностью конструкции. Повышенные требования к качеству питательной воды привели к необходимости введения специальных деаэраторов вместо обычных опреснителей. Несмотря на это, проблемы с накипью, образующейся на внутренней поверхности нагревательных труб так и не были решены до конца.

Особенно неудачными оказались эсминцы с котлами Бенсона, имевшими принудительную циркуляцию питательной воды (в отличие от естественной циркуляции в котлах Вагнера) затруднения вызывала нестабильная работа насосов. Много хлопот доставляла интенсивная коррозия суперподогревателей в обоих типах котлов.

Сложности обслуживающему персоналу доставляла и система автоматического контроля за подачей топлива в котлы - ее ненадежность и готовность в любой момент дать сбой держала машинную команду в постоянном напряжении.

В отличие от "новаторской" котельной установки, турбозубчатые агрегаты германских эсминцев были спроектированы консервативно и отличались массивностью. Немцы не решились применить двухступенчатую передачу и ограничились одноступенчатой. Конструкция ТЗА кораблей типа "1934" несколько различалась между собой. Первые восемь эсминцев оснащались ТЗА, разработанной фирмой Дешимаг. Остальные имели ТЗА фирмы Блом унд Фосс.

В ходе войны на счет машинно-котельной установки у германских эсминцев приходилось 20% всех аварий. Здесь уместно будет вспомнить эпизод, когда в апреле 1943 г. на эсминце "Тeoдop Ридель" из-за попадания забортной воды в топливо и последующей аварии в котельном отделении полностью прекратилась подача пара в турбины. Корабль лишился хода и долго беспомощно дрейфовал, пока его не отбуксировали в порт.

Проблемы с ЭУ Энергетическая установка, обусловленные низкой надежностью котлов и ТЗА, усугублялись явлением кавитации винтов на кораблях из-за высокой частоты вращения гребного вала - на эсминцах она достигала 475 оборотов в минуту (для сравнения: в британском флоте - 360 оборотов в минуту). Лишь снижение на поздних типах числа оборотов до 390 оборотов в минуту помогло избавиться от кавитации.

Несмотря на все ухищрения, КПД новых котлов превосходил аналогичный показатель английских треугольных Адмиралтейского типа всего на l-2%. Запас топлива на эсминцах типа "1934A" составлял 670-770 тонн, а на кораблях военной постройки он достигал 825 тонн. Предполагалось, что при скорости 19 узлов эсминец сможет покрыть расстояние 4400 морских миль и находиться в море в течение восьми суток. Однако фактические показатели дальности плавания составили 35-45% от проектных, тогда как автономность сильно ограничивалась состоянием энергетической установки и, по донесениям командиров, не превышала 60 часов. При более продолжительном плавании вероятность аварии котлов и машин возрастала на столько, что экипаж находился все время в состоянии психологического перенапряжения.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.