|
ПроектКорабли (12)(8) Страна | Германия | Тип | Эсминец | Общие характеристики | Длина (м): | 121 | Ширина (м): | 11,3 | Водоизмещение (тонн): | 2270 (стандартное) 3190 (полное) | Скорость (узлов): | 38 | Запас хода (миль): | 1530 | Осадка (м): | 3,8 | Экипаж: | 325 | Вооружениe | Орудия: | 5 127 мм | Торпедные аппараты: | 8 533 мм | Системы ПВО Противо-воздушная оборона: | 4 37 мм 6 20 | Мины: | 60 | ПЛК Противолодочные комплексы: | 4 бомбомёта |
Эсминцы типа "1934A" являлись дальнейшим продолжением эсминцев 1934. В отличии от первых четырех кораблей их отнесли к типу "1934A", т.к. в конструкцию были внесены некоторые изменения. Вместе с тем все эсминцы проектов 1934 и "1934A" известны у нас как тип "Маас". При спуске на воду им присваивали имена знаменитых морских командиров первой мировой войны. Однако, хотя "маасы" и принято считать однотипными кораблями, фактически каждая верфь допускала значительные отклонения от базового проекта. Поэтому в зависимости от места постройки корабли отличались водоизмещением, размерами, составом машинно-котельной установки и отчасти внешним видом.
Подписывая контракты на постройку эсминцев, кораблестроители брали на себя обязательство сдать головной из заказанных верфи корабль заказчику через два года, а каждый последующий с интервалами в один месяц. Предложенный темп смогли выдержать только "Дойче-Верке" и "Дешимаг". Срок постройки эсминцев на них равнялся 24-29 месяцев. "Блом унд Фосс" и, особенно, "Германия-Верфт", перегруженные другими заказами, сорвали сроки сдачи, затратив на постройку от 33 до 46 месяцев. Заложенный в октябре 1935 г. "Эрих Кельнер", последний из кораблей Германия-Верфт, был введен в строй за несколько дней до начала второй мировой войны.
В отличии французских лидеров, предназначенных для действий в спокойном Средиземном море, к германским эсминцам предъявлялся целый ряд дополнительных требований: прочность корпуса, хорошая мореходность, высокая скорость экономичного хода, большая дальность плавания... И все это - не в ущерб вооружению. Была ли выполнима такая задача?
Проект любого корабля являет собой компромисс между отдельными тактико-техническими характеристиками, размерами и стоимостью. Стремление достичь максимальных показателей во всем приводит, как правило, к обратным результатам. Тем более, долгий перерыв в строительстве кораблей класса эскадренный миноносец привел к значительному отставанию немецких кораблестроителей от их коллег за рубежом, а в качестве прототипов имелись лишь устаревшие проекты времен Первой мировой войны. Получилось так, что эффективные "на бумаге" эсминцы типа "1934A" имели ряд серьезных недостатков, затруднивших впоследствии их боевое использование.
Критика "типа 1934" началась уже и во время постройки, в ходе которой в проект неоднократно вносились изменения конструкции и боевых характеристик. Результатом таких вторжений стали недопустимо высокие нагрузки на корпус. Это вынудило усиливать днище и палубу. Но первые же походы выявили несовершенство обводов корпуса эсминцев, плохую остойчивость, задымленность. В штормовую погоду корабль плохо слушался руля и рыскал по курсу. О скверных мореходных качествах красноречиво говорит тот факт, что даже в советском флоте, где моряки не были избалованы достоинствами собственных "семерок", доставшиеся после войны "маасы" получили строго негативную оценку.
Но наиболее уязвимым местом проекта "1934A" следует признать конструкцию энергетической установки. Дело в том, что при их постройке пошли на ряд нововведений в области энергетики, применив, в частности, высоконапорные котлы, имевшие меньшие по сравнению с обычными размеры и больший КПД.
Несмотря на отсутствие опытных данных по эксплуатации высоконапорных котлов в морских условиях, в 1935 году было принято решение об оснащении ими эсминцев типа "1934A". Более того, немецкие кораблестроители к этому времени не располагали полными сведениями о достоинствах и недостатках различных типов подобных котлов, поэтому применили две модели. Первые восемь кораблей (Z1-8) получили по шесть котлов Вагнера (давление пара 70 атмосфер, температура 460 градусов), остальные (Z9-16) - такое же число котлов Бенсона, имевших еще более высокие параметры пара (давление 110 атмосфер, температура 510 градусов).
Обоим типам был присущ ряд существенных недостатков, вызванный как отсутствием опыта эксплуатации, так и недоработанностью конструкции. Повышенные требования к качеству питательной воды привели к необходимости введения специальных деаэраторов вместо обычных опреснителей. Несмотря на это, проблемы с накипью, образующейся на внутренней поверхности нагревательных труб так и не были решены до конца.
Особенно неудачными оказались эсминцы с котлами Бенсона, имевшими принудительную циркуляцию питательной воды (в отличие от естественной циркуляции в котлах Вагнера) затруднения вызывала нестабильная работа насосов. Много хлопот доставляла интенсивная коррозия суперподогревателей в обоих типах котлов.
Сложности обслуживающему персоналу доставляла и система автоматического контроля за подачей топлива в котлы - ее ненадежность и готовность в любой момент дать сбой держала машинную команду в постоянном напряжении.
В отличие от "новаторской" котельной установки, турбозубчатые агрегаты германских эсминцев были спроектированы консервативно и отличались массивностью. Немцы не решились применить двухступенчатую передачу и ограничились одноступенчатой. Конструкция ТЗА кораблей типа "1934" несколько различалась между собой. Первые восемь эсминцев оснащались ТЗА, разработанной фирмой Дешимаг. Остальные имели ТЗА фирмы Блом унд Фосс.
В ходе войны на счет машинно-котельной установки у германских эсминцев приходилось 20% всех аварий. Здесь уместно будет вспомнить эпизод, когда в апреле 1943 г. на эсминце "Тeoдop Ридель" из-за попадания забортной воды в топливо и последующей аварии в котельном отделении полностью прекратилась подача пара в турбины. Корабль лишился хода и долго беспомощно дрейфовал, пока его не отбуксировали в порт.
Проблемы с ЭУ Энергетическая установка, обусловленные низкой надежностью котлов и ТЗА, усугублялись явлением кавитации винтов на кораблях из-за высокой частоты вращения гребного вала - на эсминцах она достигала 475 оборотов в минуту (для сравнения: в британском флоте - 360 оборотов в минуту). Лишь снижение на поздних типах числа оборотов до 390 оборотов в минуту помогло избавиться от кавитации.
Несмотря на все ухищрения, КПД новых котлов превосходил аналогичный показатель английских треугольных Адмиралтейского типа всего на l-2%. Запас топлива на эсминцах типа "1934A" составлял 670-770 тонн, а на кораблях военной постройки он достигал 825 тонн. Предполагалось, что при скорости 19 узлов эсминец сможет покрыть расстояние 4400 морских миль и находиться в море в течение восьми суток. Однако фактические показатели дальности плавания составили 35-45% от проектных, тогда как автономность сильно ограничивалась состоянием энергетической установки и, по донесениям командиров, не превышала 60 часов. При более продолжительном плавании вероятность аварии котлов и машин возрастала на столько, что экипаж находился все время в состоянии психологического перенапряжения. Z-5Пауль Якоби1937/1945Заложен 15 июля 1935 года на верфи фирмы «Дешимаг» в Бремене. Спущен на воду 24 марта 1936 года и 29 июня 1937 года вступил в строй и вошёл в состав 2 дивизиона 2 флотилии.
В апреле 1938 года совершил плавание в Норвегию с заходом в Ульсвик. В июле повторный поход с заходом в Согнефьорд и Ёйо. 19 августа 1938 года участвовал во флотском смотре с участием рейхсканцлера Гитлера и регента Венгрии адмирала Хорти. С 30 сентября по 23 октября 1938 года совместно с "карманным" линкором «Адмирал Шеер» совершал плавание в Средиземное море.
С началом Второй мировой войны, с октября 1939 года по февраль 1940 года действовал в Северном море и Балтийских проливах.
В апреле 1940 года участвовал в операции «Везерюбунг», входя в состав Тронхеймской группы.
С октября по декабрь 1940 года базировался и действовал в западной Франции. С января по апрель 1941 года проходил ремонт. С ноября 1941 по январь 1942 года действовал в Скагерраке, где 10 ноября 1941 года сел на мель.
В феврале 1942 года участвовал в операции «Церберус». После окончания операции, до мая 1942 года действовал в Норвежских территориальных водах. В мае — декабре 1942 года находился на ремонте, в ходе которого, в сентябре, пострадал в результате аварии в котельном отделении, от ожогов скончался 1 член экипажа.
В октябре 1942 поврежден при налёте британской авиации на Киль.
В феврале 1943 года вернулся в Норвегию, где действовал до сентября. С октября 1943 года встал на капитальный ремонт, который в итоге продлился год, до октября 1944 года.13 декабря 1943 года, находясь в ремонте, получил повреждения при налёте американской авиации на Киль, а также дважды, 4 января и 18 июля 1944 года, был повреждён в ходе налета британской авиации на Киль.
С ноября 1944 года до конца войны действовал в восточной Балтике. 4 февраля1945 года получил повреждения при столкновении с пароходом «Helda Schrother» в районе Свинемюнде. В апреле 1945 года поврежден советской береговой артиллерией у косы Хель.
Капитулировал во Фленсбурге.
По репарациям передан Великобритании. В 1946 году передан Франции и вошёл в состав её флота под названием «Desaix». В 1949 году выведен в резерв флота. 16 февраля 1954 года разоружён и переименован в Q-02. В июне 1954 года исключён из состава флота и сдан на слом в Руайяне. Z-6Теодор Ридель1937/1945Заложен 18 июля 1935 года на верфи фирмы «Дешимаг» в Бремене. Спущен на воду 22 апреля 1936 года и 2 июля 1937 года вступил в строй и вошел в состав 2 дивизиона 2 флотилии.
В июле 1938 года совершил плавание в Норвегию с заходом в Согнефьорд и Ёйо. 19 августа 1938 года участвовал во флотском смотре с участием рейхсканцлера Гитлера и регента Венгрии адмирала Хорти. С 30 сентября по 23 октября 1938 года совместно с тяжёлым крейсером «Адмирал Шеер» совершал плавание в Средиземное море.
С началом Второй мировой войны, с октября 1939 года по февраль 1940 года действовал в Северном море и Балтийских проливах.
В ходе операции «Викингер» 22 февраля 1940 года повреждён взрывами собственных глубинных бомб.
В апреле 1940 года участвовал в операции «Везерюбунг», входя в состав Тронхеймской группы. 10 апреля 1940 года налетел на подводную скалу в Тронхейме-фьорде. 11 апреля 1940 года в Тронхеймсфьорде захватил норвежские сторожевые корабли «Fosen» и «Steinkjor». По окончании операции в июне-июле проходил ремонт.
С октября по ноябрь 1940 года базировался и действовал в западной Франции. С ноября по апрель 1941 года проходил ремонт. 12 августа 1941 года выскочил на камни в районе Бергена. Ремонт занял много времени и длился с сентября 1941 по май 1942 года.
В декабре 1942 — ноябре 1943 года действовал в Арктике и Норвегии, участвуя в операциях «Регенбоген» и «Цитронелла». 2 апреля 1943 года, находясь в Норвежском море, получил повреждения в результате пожара в котельном отделении. 6 апреля 1943 года лишился хода из-за попадания забортной воды в топливо в районе Тронхейма.
В декабре 1943 — мае 1944 года на эсминце был произведён очередной ремонт. С июня 1944 года по апрель 1945 года корабль действовал в Балтийских проливах. 18 ноября 1944 года протаранил внешний мол Фридрихсхафена, ремонт занял 1,5 месяца. В самом конце войны действовал в Восточной Балтике. 5 — 7 мая 1945 года участвовал в эвакуации германских войск с косы Хель в Копенгаген.
Капитулировал в Киле.
По репарациям передан Великобритании. В 1946 году передан Франции, вошёл в состав флота под названием «Kleber». 20 декабря 1953 года выведен в резерв категории «А», в августе 1956 года переведён в резерв категории «В». 10 апреля 1957 года разоружён и переименован в Q-85. 3 апреля 1957 года исключён из состава флота и сдан на слом в Руайяне. Z-7Герман Шёман1937/1942Заложен 7 сентября 1935 года на верфи фирмы «Дешимаг» в Бремене. Спущен на воду 16 июля 1936 года и 9 сентября 1937 года вступил в строй. Вошёл в состав 2 дивизиона 2 флотилии.
С началом Второй мировой войны, с октября 1939 года по февраль 1940 года действовал в Северном море и Балтийских проливах. 23 декабря 1939 года получил лёгкие повреждения в результате столкновения с эсминцем «Эрих Штейнбринк» в районе Вильгельмсхафена, впоследствии находился в ремонте до апреля 1940 года.
В июне 1940 года участвовал в операции «Юно». После окончания операции проходил капитальный ремонт до марта 1941 года.
В июле — августе 1941 года действовал в Арктике. 13 июля 1941 года, совместно с эсминцами «Карл Гальстер», «Рихард Битзен», «Ганс Лоди» и «Фридрих Эккольдт», потопил в Баренцевом море советский сторожевой корабль «Пассат»
24 июля того же года совместно с эсминцами «Карл Гальстер», «Рихард Битзен» и «Фридрих Эккольдт» потопил в Баренцевом море советское гидрографическое судно «Меридиан». В сентябре — ноябре 1941 года эсминец находился в очередном ремонте.
В феврале 1942 года участвовал в операции «Церберус», легко повреждён британской авиацией. После окончания операции вновь был переведён в Арктику, где и действовал до конца своей боевой карьеры.
2 мая 1942 года был тяжело повреждён в бою с поврежденным британским лёгким крейсером «Эдинбург» и эсминцем «Форестер». Был оставлен экипажем и затоплен подрывными зарядами и торпедами германского эсминца «Z-24» в Баренцевом море. Потери в бою составили — 8 убитых и 45 раненых. Z-8Бруно Хайнеманн1938/1942Заложен 14 января 1936 года на верфи фирмы «Дешимаг» в Бремене. Спущен на воду 15 сентября 1936 года и 8 января 1938 года вступил в строй и вошёл в состав 6 дивизиона 4 флотилии.
С началом Второй мировой войны участвовал в Польской кампании.
С октября 1939 года по февраль 1940 года действовал в Северном море и Балтийских проливах, участвуя в минно-заградительных операциях у восточного побережья Великобритании.
12 — 13 декабря 1939 года, совместно с эскадренными миноносцами «Эрих Штайнбринк», «Рихард Битзен», «Фридрих Инн» и «Герман Кюнне», принимал участие в минных постановках у побережья Великобритании в районе Ньюкастла. В ночь на 13 декабря 1939 года получил повреждения в результате пожара в машинном отделении.
В первой половине апреля 1940 года участвовал в операции «Везеребюнг», входя в состав Тронхеймской группы.
19 — 20 и 29 — 30 апреля вместе с эсминцем «Рихард Битзен» производил минные постановки в Северном море.
С июня по октябрь 1940 года эскадренный миноносец находился в ремонте.
С апреля по сентябрь 1941 года базировался и действовал в западной Франции. С сентября по ноябрь 1941 года проходил очередной ремонт.
С 14 по 20 января 1942 года, вместе с эсминцами «Пауль Якоби», «Рихард Битзен» и Z-29, входил в состав эскортной группы линкора «Тирпиц» при переходе из Германии в Тронхеймсфьорд.
25 января 1942 года при подготовке к прорыву германских линкоров из Бреста в Германию подорвался на двух британских авиационных магнитных минах в 8 милях севернее Дюнкерка и затонул. Погибло 93 члена экипажа. Z-9Вольфганг Зенкер1938/1940Заложен 20 марта 1935 года на верфи фирмы «Германия-Верфт» в Киле. Спущен на воду 27 марта 1936 года и 2 июля 1938 года вступил в строй и вошел в состав 6 дивизиона 4 флотилии.
С началом Второй мировой войны участвовал в Польской кампании, с октября 1939 года по февраль 1940 действовал в Северном море и Балтийских проливах, участвовал в минно-заградительных операциях у восточного побережья Великобритании.
В апреле участвовал в операции «Везеребюнг», входя в состав Нарвикской группы. 10 апреля 1940 участвовал в первом бою у Нарвика. 11 апреля 1940 погнул винты в результате касания грунта в Балланген-фьорде. 13 апреля участвовал во втором бою у Нарвика, после боя с британскими кораблями, взорван экипажем в Румбакс-фьорде. Z-10Ганс Лоди1938/1945Заложен 1 апреля 1935 года на верфи фирмы «Германия-Верфт» в Киле. Спущен на воду 14 мая 1936 года и 13 сентября 1938 года вступил в строй и вошел в состав 6 дивизиона 4 флотилии.
С началом Второй мировой войны, с сентября 1939 года по февраль 1940 действовал в Северном море и Балтийских проливах. 4 сентября 1939 года легко поврежден в результате взрыва минного защитника в Гельголандской бухте, погибло 2 человека, 4 было ранено. В феврале — мае 1940 года ремонт.
В июне 1940 года участвовал в операции «Юно». С октября по декабрь 1940 базировался и действовал в западной Франции. 10 октября 1940 поврежден британской авиацией в Бресте, — 2 убитых и 7 раненых. 29 ноября 1940 в бою с британскими эсминцами у мыса Лизард торпедировал эсминец HMS "Javelin", но и сам получил попадания двух 40-мм снарядов. Ремонт продолжался с декабря 1940 по апрель1941.
7 июня 1942 в Тронхейме пострадал в результате аварии в машинном отделении. 3 июля 1942 налетел на подводную скалу в Вест-фьорде. Ремонт длился по февраль 1943.
В мае вернулся в Норвению. Участвовал в операции «Цитронелла». 21 ноября1943 столкнулся с эсминцем «Erich Steinbrinck» на переходе из Альтен-фьорда в Нарвик.
С декабря 1943 по апрель 1944 года действовал в Балтийских проливах, после чего встал на капитальный ремонт, который длился по февраль 1945.
В конце войны действовал на Балтике. 5—7 мая 1945 г участвовал в эвакуации германских войск с косы Хель в Копенгаген. Капитулировал в Киле.
По репарациям передан Великобритании, вошел в состав ее флота под обозначением «R-38». В 1948 году продан на слом, в 1949 году разобран. Z-11Бернд фон Арним1938/1940Заложен 26 апреля 1935 года на верфи фирмы «Германия-Верфт» в Киле. Спущен на воду 8 июля 1936 года и 6 декабря 1938 года вступил в строй и вошел в состав 8 дивизиона 4 флотилии.
С началом Второй мировой войны принимал участие в Польской кампании. С октября по ноябрь 1939 года действовал в Северном море и Балтийских проливах, участвовал в минно-заградительных операциях у восточного побережья Великобритании. После этого до февраля 1940 проходил ремонт.
В апреле участвовал в операции «Везеребюнг», входя в состав Нарвикской группы. 9 апреля 1940 года потопил торпедами в Нарвике норвежский броненосец береговой обороны «Норге». 10 апреля 1940 участвовал в первом бою у Нарвика. 13 апреля участвовал во втором бою у Нарвика, взорван экипажем в Румбакс-фьорде. Z-14Фридрих Инн1938/1945Заложен 30 мая 1935 года на верфи фирмы «Блом и Фосс» в Гамбурге. Спущен на воду 5 ноября 1935 года и 6 апреля 1938 года вступил в строй и вошел в состав 3 дивизиона 1 флотилии.
19 августа 1938 года участвовал во флотском смотре с участием рейхсканцлера Гитлера и регента Венгрии адмирала Хорти. С 18 апреля по 15 мая 1939 года совершал плавание к побережью Испании и Марокко, после чего принимал участие в оккупации Мемеля (май 1939).
С началом Второй мировой войны принимал участие в Польской кампании. С сентября по декабрь 1939 года действовал в Северном море и Балтийских проливах, участвовал в минно-заградительных операциях у восточного побережья Великобритании. После этого до апреля 1940 проходил ремонт.
В июне — июле 1940 года действовал у побережья Норвегии.
С сентября по ноябрь 1940 базировался и действовал в западной Франции. С ноября 1940 года по январь 1941 года находился в ремонте. С апреля по июль 41 года снова в Западной Франции. С августа по декабрь 1941 года очередной ремонт.
В феврале 1942 года участвовал в операции «Церберус», после чего до июля действовал в Норвегии. В частности, в марте участвовал в операции против конвоев PQ-12/QP-8. 7 марта 1942 года, находясь в охранении линкора «Тирпиц», в Баренцевом море потопил со всем экипажем советский транспорт «Ижора».
В июле — декабре 1942 года снова в ремонте. С января по ноябрь 1943 года действовал в Балтийских проливах. После чего снова в ремонте до апреля 1944 года. С июня и до конца войны действовал в Балтийских проливах. 5-8 мая 1945 г участвовал в эвакуации германских войск с косы Хель в Копенгаген. Там же и капитулировал.
Послевоенная судьба
По репарациям передан СССР, вошел в состав флота под названием «Прыткий». 22 марта 1952 исключен из списков флота и сдан на слом. Z-15Эрих Штайнбринк1938/1945Заказ на строительство эсминца "Эрих Штайнбринк" поступил 9 января 1935. Закладка корабля состоялась на стапеле доков в Гамбурге 30 мая 1935, строительство осуществлялось компанией «Блом унд Фосс». Эсминец получил бортовой номер B504. Спуск на воду состоялся 24 сентября 1936, достроен корабль был 31 мая 1938.
В начале войны "Эрих Штайнбринк" состоял в 3-й флотилии эсминцев, базировавшейся в Данциге. Позднее эсминец перешёл в Северное море, где занимался установкой минных заграждений против британского флота. Несколько раз "Эрих Штайнбринк" атаковал торговые суда в проливах Скагеррак и Каттегат, а вот к британским берегам он почти не приближался.
В декабре 1939 года "Эрих Штайнбринк" столкнулся с эсминцем "Герман Шёман", что привело к серьёзным повреждениям: в мае 1940 года корабль только вышел из ремонтных доков, вследствие чего ему так и не довелось оказать помощь немецким войскам при оккупации Дании и Норвегии. В июне 1940 года эсминец участвовал в операции, в ходе которой линкор «Шарнхорст» сумел уничтожить авианосец «Глориус» и его эскорт из двух кораблей, однако из-за поломки двигателя "Эрих Штайнбринк" вернулся в Тронхейм.
Из Тронхейма "Эрих Штайнбринк" направился в Киль для сопровождения «Шарнхорста», а затем пошёл на ремонт в Гамбурге, однако натолкнулся на мины и в сентябре 1940 года эсминец ушёл в Западную Францию на ремонт. Проблемы с двигателем снова усугубились, и только в марте 1941 года корабль вернулся в строй кригсмарине.
В апреле 1942 Z-15 перебрался в Брест вместе с эсминцем Z-14, который позднее вошёл в состав сопровождения «Шарнхорста». Позднее оттуда "Эрих Штайнбринк" отправился в Норвегию, где участвовал в операции «Вундерланд», однако в Киркенесе он сел на мель и вернулся в январе 1943 года на ремонт в Германию.
После ремонта "Эрих Штайнбринк" отправился на Шпицберген для разгрома объединённых сил союзников. После завершения операции вернулся вместе с тяжёлым крейсером «Лютцов» в Германию. По пути "Эрих Штайнбринк" снова стал жертвой происшествия, столкнувшись с норвежским грузовым судном, и только в январе 1944 года сумел войти в строй. Однако в мае 1944 года очередной взрыв морской мины привёл к повреждению эсминца, и тот снова стал на ремонт. Апофеозом стал авианалёт союзников в ноябре 1944 на Гамбург, в результате которого эсминец был серьёзно повреждён и чуть не утонул.
В апреле 1945 года многострадальный "Эрих Штайнбринк" перебрался в Куксхафен. 7 мая 1945 его вывели из состава флота, за считанные часы до капитуляции Германии. Британцы захватили судно и переименовали его в R-92, однако 2 января 1946 передали СССР как военный трофей. Эсминец получил имя «Пылкий»: вместе с новыми кораблями Балтийского флота «Адмирал Макаров» (бывший Нюрнберг), «Цель» (бывший Гессен), сторожевиком Блиц, миноносцами T-30 и T-107 они прибыли в Лиепаю. 30 апреля 1949 «Пылкий» был преобразован в плавучую казарму ПКЗ-2, а в 1958 году был списан и отправлен на слом. Z-16Фридрих Экольдт1938/1942Заложен 21марта 1937 года на верфи фирмы "Блом и Фосс" в Гамбурге .Спущен на воду 28 июля 1938 года и вошёл в состав 3 дивизиона эсминцев.
С началом Второй Мировой Войны участвовал в операциях флота в Балтийском море против Военно-Морского флота Польши и блокаде её портов. Но вскоре, в октябре 1939 года, был переведен в немецкие бухты, где вместе с другими эсминцами участвовал в создании оборонительных минных заграждений, а также в патрулировании вокруг полуострова Скаггерак для проверки нейтральных торговых судов на предмет контрабанды. В ночь с 17 на 18 октября 1939 года "Фридрих Экольдт", вместе с другими эсминцами участвует в постановке минных заграждений у восточного побережья Великобритании в устье реки Хамбер. Англичане, не знавшие о существовании минных полей, в результате этой дерзкой операции, потеряли семь судов общим водоизмещением 25 825 брутто-регистровых тонн.
В ночь с 18 на 19 ноября 1939 года "Фридрих Экольдт", вместе с эсминцами "Ханс Лоди" и "Эрих Штайнбринк", ещё раз устанавливают мины в форватере устья реки Хамбер, что приводит к потере англичанами ещё семи кораблей общим водоизмещением 38710 брутто-регистровых тонн, в том числе польского океанского лайнера водоизмещением 14294 брутто-регистровых тонн.
Ещё одно минное поле из 170 магнитных мин были установлены эсминцами "Фридрих Экольдт", "Фридрих Инн" и "Эрих Штайнбринк" в ночь с 6 на 7 января 1939 в устье реки Темза. Результатом этого стала потеря англичанами эсминца HMS "Grenville" и шести торговых судов общим водоизмещением 21617 брутто-регистровых тонн, ещё один корабль был серьёзно повреждён.
В феврале 1940 года "Фридрих Экольдт" принимает участие в операции "Викингер". Позднее в операции "Везерюбунг" по вторжению в Норвегию и Данию, где у корабя появляются проблемы с ходовой частью. После окончания операции "Фридрих Эккольдт" отправляется на ремонт продолжавшийся до сентября 1940 года.
После окончания ремонта "Фридрих Экольдт", в месте с другими эсминцами действует у западных берегов Франции, где участвует в установе минных заграждений. В ночь с 9 на 10 октября "Фридрих Экольдт" подвергается воздушной атаке в результате чего получает незначительные повреждения от осколков бомб. Один член экипажа погиб и трое получили ранения.
5 ноября 1940 года "Фридрих Экольдт" становится в Гамбургский док для переоборудования, продолжавшегося до конца декабря.
В мае 1941 года "Фридрих Экольдт" в составе эскорта линкора "Бисмарк" и тяжёлого крейсера "Принц Ойген" идущих из Балтийского моря в Северную Атлантику.
В июне 1941 года "Фридрих Экольдт" сопровождает "карманный" линкор "Лютцов" из Киля к берегам Норвегии.
Лето 1941 года "Фридрих Экольдт", вместе с ещё четырьмя эсминцами, проводит в патрулировании Северного моря. "Фридрих Экольдт" получает повреждение рулевого управления и правого двигателя в результате атаки вражеского самолёта и вынужден идти в Нарвик для ремонта.
После завершения ремонтных работ корабль остался в Арктике, выполняя обязанности транспортного эскорта. 12 октября "Фридрих Экольдт" случайно таранит норвежское грузовое судно в Тромсе и вынужден встать на временный ремонт в плавучем доке Тронхейма.
В августе 1942 года участвует в операции "Вундерланд".
31 декабря 1942 года принял участие в Новогодний бой в Баренцевом море. В завязавшемся бою "Фридрих Экольдт" был потоплен английским лёгким крейсером "Sheffield". Из 341 члена экипажа Z-16 не спасся никто. Z-12Эрих Гисе1939/1940Заложен 3 мая 1935 года на верфи фирмы «Германия-Верфт» в Киле. Спущен на воду 12 марта 1937 года и 4 марта 1939 года вступил в строй и вошел в состав 8 дивизиона 4 флотилии.
С началом Второй мировой войны, с октября по декабрь 1939 года действовал в Северном море и Балтийских проливах, участвовал в минно-заградительных операциях у восточного побережья Великобритании. 7 декабря 1939 года торпедировал британский эсминец «Jersey». После этого до февраля 1940 проходил ремонт.
В апреле участвовал в операции «Везеребюнг», входя в состав Нарвикской группы. 10 апреля 1940 участвовал в первом бою у Нарвика. 13 апреля участвовал во втором бою у Нарвика, потоплен артиллерией британских линкора «Warspite» и эсминца «Bedouin» в Уфут-фьорде. Погибло 83 человека. Z-13Эрих Кёлльнер1939/1940Заложен 12 октября 1935 года на верфи фирмы «Германия-Верфт» в Киле. Спущен на воду 18 марта 1937 года и 28 августа 1938 года вступил в строй и вошел в состав 8 дивизиона 4 флотилии.
С началом Второй мировой войны, в сентябре-декабре 1939 года проходил боевую подготовку на Балтике. С января по февраль 1940 года участвовал в минно-заградительных операциях у восточного побережья Великобритании. Участвовал в операции «Викингер» 22 февраля 1940 года.
В апреле участвовал в операции «Везеребюнг», входя в состав Нарвикской группы. 10 апреля 1940 участвовал в первом бою у Нарвика. 11 апреля 1940 тяжело поврежден в результате навигационной аварии в Балланген-фьорде — почти полностью лишился хода. 13 апреля участвовал во втором бою у Нарвика, потоплен британскими линейным кораблем «Warspite» и эсминцами «Bedouin», «Eskimo», «Punjabi» в Уфут-фьорде. Потери — 31 убитый и 39 раненых 1  | 9 Kb10 Kb14 Kb30 Kb31 Kb35 Kb44 Kb77 Kb |  ![]() | Патянин С. В., Корабли Второй мировой войны. ВМС Военно-морские силы Германии. Часть 1.
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.
|