Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
Суда на воздушной подушке

В 1959 г. пересекло Ла Манш первое английское судно на воздушной подушке конструктора Коккерена «Ховеркрафт». Англичане широко разрекламировали Коккерена как создателя нового типа судов с колоссальными скоростными возможностями.

Идею «воздушной подушки» впервые выдвинул в 1716 г. шведский ученый Э. Сведеборг, дав описание судна, под которое с помощью двух воздушных винтов, вращаемых вручную, нагнетался воздух. Давление под днищем должно было приподнять судно над поверхностью воды. Ученый понимал, что для реализации этой идеи мускульной силы человека будет недостаточно, и предупреждал, что необходим достаточно мощный механический двигатель.

Спустя почти 150 лет, в 1853 г., на имя главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями России был подан рапорт архитектором из Архангельска Ивановым, предложившим проект «трехкильного духоплава» — судна, «которое с помощью воздушной на нем машины вгнетанием воздуха под его дно может плыть с значительной быстротой против ветра и стремя воды». Из эскиза, приложенного к рапорту, следовало, что под днищем судна были расположены 24 пирамидально усеченные воронки, направленные расширяющейся частью к корме. Воздух к воронкам предполагалось нагнетать вручную мехами. Изобретатель пояснял: «От напряжения воздуха в пространстве, заключающемся в воронках под дном, от давления воды, прикасающейся к напряженному сему воздуху, и, наконец, от стремления воздуха к освобождению сквозь отверстия в килях с упором в открытую воду произойдет желаемое движение судна».

Идея воздушной подушки продолжала тревожить умы изобретателей. Существенный вклад в разработку ее теоретических основ внес выдающийся русский ученый К. Э. Циолковский (1857—1935).

Принцип движения судна на воздушной подушке заключается в том, что под его днище нагнетается воздух. Производительность вентилятора выбирается с таким расчетом, чтобы поступление воздуха компенсировало его утечку из-под днища. Образующийся слой воздуха — «подушка» — приподнимает и удерживает судно над водой. Поступательное движение обеспечивает движитель.

Для создания воздушной подушки применяют различные схемы, но все они имеют много общих конструктивных элементов. С увеличением высоты подъема судна над водой возрастает зазор между поверхностью воды и днищем, через который воздух из подушки будет уходить, и давление в ней будет падать. На определенной высоте зазор станет настолько большим, что для компенсации утечки воздуха производительность вентилятора станет недостаточной. Подъемная сила исчезнет, и судно опустится на воду. Для уменьшения этой нежелательной потери воздуха по,бортам судна устанавливают пластины или кили (скеги), которые при парении судна погружены в воду. По мере увеличения скорости сопротивление скег возрастает, но оно все же несравнимо даже с сопротивлением судов на подводных крыльях.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.