Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
Таллинский переход(6) (1)

В соответствии с планом 'Барбаросса' взятие Ленинграда было одной из главных целей германского командования. Кроме того, предполагалось создание флота Германии на Балтике. Советский Союз в 1941 году не имел боеспособного маневренного линейного флота. Советское кораблестроение было нацелено на постройку глобальных судов - линкоров и эсминцев, которые не позволяли вести военные действия в пределах Финского залива, и, следовательно, никакой угрозы для противника не представляли. Флот, стоявший к 1941 году у Таллина состоял из 11 подводных лодок (из них 4 - 'малютки'); кораблей, которые участвовали ещё в Первой Мировой войне; некоторого количества тральщиков, явно недостаточного для обеспечения действия флота в военное время; нескольких плавбаз и барж, мелких судов, собранных с территории всего Советского Союза. Крейсер Киров из-за огромных габаритов был совершенно не приспособлен для действий в акватории Финского залива.

В общей сложности на Восточной и Тыловой позициях было поставлено 5657 контактных мин и 1480 минных защитников. Кроме того, самолёты, надводные корабли и подлодки поставили целый ряд активных минных заграждений у выходов их финских шхер, на подходах к военным базам и портам Финляндии и Германии. Такое активное минирование означало, что советское командование явно недооценило главную опасность - авиацию противника.

Немецкие войска тоже позаботились о минировании на подходах к базе Таллина. Из 300 км пути от Таллина к Кронштадту - 50 приходилось на мощное заграждение ' Юминда'. Это давало основание для эфирных сообщений из Берлина: "Балтийский флот окружён" и "ни один корабль не вырвется из таллинской гавани". Минирование немецкими самолётами Финского залива не осталось незамеченным советскими войсками, но подлодки были вынуждены в соответствии с приказами не вступать в бой с самолётами противника, и им оставалось лишь фиксировать месторасположение мин.

20 августа 1941 года немецкие войска начали наступление на Таллин. С самого начала поражение советских войск было очевидным, но директива на оставление Таллина была получена с огромным опозданием - только 26 августа. Такая нерешительность в принятии решений обусловлена некомпетентностью главнокомандующего Северо-Западным фронтом К.Е.Ворошилова и А.А.Жданова, который обеспечивал защиту Ленинграда в 1941 году. Операция по Таллинскому переходу была проведена наркомом Н.Г.Кузнецовым вне руководства советской Ставкой.

Несмотря на директиву об оставлении Таллина, К.Е.Ворошилов отдал приказ об эвакуации и переходе кораблей в Кронштадт только после того, как 27 августа в 19 :00 противник перешёл в атаку в прибрежной части Таллина и начал обстрел из артиллерии и тяжёлых миномётов рейда и причалов порта.

Только к утру 28 августа была завершена посадка людей и погрузка оружия и снаряжения на боевые корабли и транспорты. У входа в гавань Таллина в качестве брандера была оставлена плавбаза 'Амур' для преграждения доступа кораблей и судов с моря. Некоторые суда были возвращены к пирсу не пройдя и нескольких метров (будучи переполненной, плавбаза 'Вирония' была вновь подтянута и приняла ещё группу бойцов).

Задачей перехода была эвакуация войск и кораблей из Таллина при минимальных потерях. Условия перехода были тяжёлыми. Оба берега Финского залива уже были в руках противника. Против конвоя действовали курсанты бомбардировочной школы Люфтваффе.

На прибрежных аэродромах было сосредоточено большое количество немецких самолётов, которые в течение перехода вели прицельный обстрел кораблей. А советская истребительная авиация, потерявшая свои аэродромы в Эстонии, была перебазирована под Ленинград. Таким образом, советские корабли остались без прикрытия с воздуха. Советские самолёты имели ограниченный радиус действия, но по своим техническим параметрам могли покрыть расстояние Ленинград-Таллин. Причина отсутствия авиационного прикрытия снова кроется в трусости командования. Выходить в море без авиаприкрытия в такой ситуации было равносильно самоубийству.

Из-за промедления при эвакуации гарнизона Таллина противник успел блокировать позиции кораблей Балфлота, перегородив узкий залив между Коткой и мысом Юминданина. Советским командованием был выбран в Финском заливе только один фарватер - центральный. Выбор был основан только на том, что гигант крейсер Киров не мог пойти по фарватеру, имеющему меньший резерв глубины. Но почему для других кораблей не был предложен другой путь - остаётся загадкой. Было очевидным, что обеспечение защитой флота, растянувшегося на километры по Финскому заливу, невозможно. Вся операция, на самом деле, как оказалось, состоит в защите крейсера Киров, потеря которого грозила адмиралу Трибуцу трибуналом. На прикрытие крейсера были брошены и без того малочисленные тральщики и эсминцы.

Тральщиков было катастрофически мало, поэтому перед выходом кораблей из главной базы не успели провести минную разведку и контрольное траление по маршруту перехода. На момент перехода Финский залив представлял из себя "суп с клёцками" - залив, напичканный как советскими, так и немецкими минами.

Утром 28 августа боевые корабли и транспорты под огнём артиллерии и миномётов вышли на внешний рейд, но быстрого продвижения не получилось из-за штормовой погоды (сильный, семибальный ветер с северо-востока). Только во второй половине дня погода улучшилась, корабли начали перестраиваться в походные порядки. В этом переходе тральщики оказались самыми полезными кораблями: они были буквально нарасхват. Именно тральщикам во время перехода досталось больше всего. Корабли не успевали расстреливать мины, подсекаемые параванами и тралами, не успевали отвернуть от внезапно появлявшихся на их пути мин и подрывались.

На минах погибли тральщики 'Краб', 'Барометр', подлодки 'С-5' и 'Щ-301', эсминцы 'Артём', 'Володарский', 'Калинин', 'Скорый', 'Яков Свердлов', сторожевые корабли 'Снег' и 'Циклон'.

Одной из причин массовой гибели кораблей был приказ командования боевым кораблям, которые прикрывали транспорты во время перехода, полученный через два часа после начала операции. Так, например, 2 подлодки получили радиограмму с крейсера Киров о выходе из состава прикрытия, что они и сделали, уйдя полным ходом в Кронштадт.

Видя некомпетентность командования, несколько судов, вопреки приказу, пошли через южный фарватер залива, благополучно достигли Кронштадта и тем самым спасли людей.

Переход из Таллина в Кронштадт - это переход сквозь минное поле, без прикрытия и разумного руководства. Любые разумные действия и инициатива капитанов противоречили полученному приказу, обрекавшему корабли на верную гибель.

Всего до Кронштадта добрались 112 кораблей, 23 транспорта и вспомогательных судна.

Во время перехода погибли 15 кораблей (5 эсминцев, 2 подлодки, 2 сторожевых корабля, 3 тральщика, канонерская лодка, сторожевой катер и торпедный), 51 транспорт и вспомогательное судно. Людские потери посчитать гораздо сложнее. Официальная цифра - более 20 тысяч человек, но это количество, которое подлежало учёту - военнообязанные. А какое число гражданских лиц эвакуировалось из Таллина - неизвестно, так как эвакуация осуществлялась стихийно. Из примерно 42 тысяч участников эвакуации достигло Кронштадта (в том числе вплавь) - около 18 тысяч человек.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.