Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
SS Gairsoppa(6) 

Торговое судно «SS Submarine, conventionaly-powered (подводная лодка дизельная) Gairsoppa» было спущено на воду в августе 1919 года в Ньюкасле. Свое название он получил в честь одного из самых больших водопадов в мире Gairsoppa. Его высота 253 метра, а ширина 72 метра. Он находится на территории Индии, которая в начале XX века являлась британской колонией. Давая кораблю благозвучное имя водопада, англичане даже не догадывались, что у названия водопада Gairsoppa есть и другое название. Индусы называют его «водопад смерти», и конечно, никто из британцев и представить себе не мог, что это название станет роковым для корабля.

Несмотря на то, что торговое судно назвали в честь водопада смерти первые 20 лет с «SS Submarine, conventionaly-powered (подводная лодка дизельная) Gairsoppa» ничего трагичного не случалось. Торговое судно исправно доставляло в Британию товары со всего света. Казалось бы проклятие его миновало, однако с началом Второй мировой войны это торговое судно как и многие другие стало перевозить военные грузы.

В свой последний рейс судно вышло в декабре 1940 года из индийского порта Калькутты. На его борту находилось около семи тысяч тонн грузов, в том числе чугун, чай и серебро. 31 января 1941 года в африканском порту Фритаун (Сьерра-Леоне) судно присоединилось к конвою судов SL 64, направлявшемуся в английский Ливерпуль. Конвой не сопровождался боевыми кораблями, а многие из торговых судов в конвое из-за плохого состояния не могли развить скорость выше восьми узлов. Планировалось, что конвой SL 64 позднее присоединится к конвою HG 63, который уже шёл под охраной двух боевых кораблей. Однако в результате атаки немецкой подводной лодки U-37 конвой был рассеян, а семь судов было потоплено.

Оставшиеся в конвое суда достигли северных широт, где из‑за сильного ветра «Gairsoppa» было вынуждено снизить свою скорость, и 14 февраля 1941 года из‑за недостатка топлива оно отстало от конвоя и пошло в одиночку в порт Голуэй в западной Ирландии.

16 февраля 1941 года, в 8 часов утра, судно было замечено с воздуха самолетом германских военно‑воздушных сил Focke-Wulf Fw 200 Condor. В половине одиннадцатого вечера на его перехват вышла немецкая субмарина U-101, командование которой осуществлял капитан Эрнст Менгерзен. Атака подводной лодкой была совершена 17 февраля в 00:08. В считанные минуты судно «SS Submarine, conventionaly-powered (подводная лодка дизельная) Gairsoppa» затонуло. Из 85 членов команды в живых чудом остался только помощник капитана Ричард Айрес. Почти 13 суток он плыл на небольшой спасательной шлюпке и все-таки добрался до берега. Позднее Ричард Айрес был награждён орденом Британской империи за храбрость и попытку спасти своих товарищей.

Более полувека кладоискатели разных стран пытались выведать у Айреса, где именно затонуло корабль. Охотники за сокровищами мечтали найти серебряные слитки, которые перевозило транспортное судно «SS Submarine, conventionaly-powered (подводная лодка дизельная) Gairsoppa» и разбогатеть, однако морской волк молчал и эту тайну унес с собой в могилу.

Почти 70 лет охотники за сокровищами безуспешно бороздили воды Атлантики у побережья Ирландии в надежде найти затонувший корабль, но повезло только американским кладоискателям. Летом 2010 года в 500 км от берега на глубине 4700 метров они обнаружили затонувшее судно времен второй мировой войны. Но прежде чем начать подводные работы американцы решили проверить, тот ли это корабль. Для этого они зафрахтовали российское научно исследовательское судно компании «Южморгеология». Российские специалисты получили фотографии и подтвердили затонувший корабль действительно легендарное торговое судно Второй мировой войны.

Из фотографий было видно, что люки судна находились в открытом состоянии - этому «поспособствовали» взрывы от торпеды. Однако этот факт облегчил подводные работы на большой глубине. Было принято решение, что основную работу будут производить специальные роботы. Они вырезали отверстия в перегородках судна, а затем, собрав серебряные слитки, выгрузи их на поверхности. За два года работы было поднято более 1200 серебряных слитков, что составило почти 48 тонн. Примерная стоимость такого клада составила около 50 миллионов долларов.

Как только первая партия серебряных слитков была поднята на поверхность, разразился скандал - кому же принадлежит корабль сокровищ. По договоренности с британским правительством 80 процентов должны принадлежать американским кладоискателям, а оставшиеся 20 процентов достанутся английской казне. Но неожиданно объявилась третья сторона - Индия.

Индия заявит свои права, как только со дна поднимут все сокровища, ведь на сегодняшний день американские кладоискатели подняли только 20 процентов от того, что находится на дне Атлантики. Охотники за сокровищами собираются поднять еще как минимум 200 тонн серебра, а это уже баснословная сумма 160 миллионов долларов. Такой клад затонувшего корабля сможет даже войти в историю, и кто знает, быть может, часть сокровищ с корабля названого в честь индийского водопада «Gairsoppa» действительно вернуться в страну, откуда были вывезены.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.