Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ПроектИспользуются(8)(1)  
СтранаРоссия
Калибр 57 мм
Количество автоматов 2
Длина ствола75 клб
Высота башни от основания 2405 мм
Диаметр основания по центрам крепежных болтов2885 мм
Масса14500 кг
Скорострельность одного ствола100 выстр/мин
Длина непрерывной очереди100 выстр
Масса снаряда 2,8 кг
Начальная скорость снаряда1020 м/с
Дальность стрельбы8420 м
Максимальная дальность обнаружения целей МР-10340 км

Корабельную башенную артиллерийскую установку АК Cargo Ship (сухогрузный транспорт)-725 по праву называли артсистемой нового поколения. Она стала первой отечественной, полностью автоматизированной 57-мм установкойв. АК-726 и АК Cargo Ship (сухогрузный транспорт)-725 оставались самыми мощными современными артсистемами нашего флота вплоть до 1978 года, когда приняли на вооружение АК-100.

Проектирование 57-мм корабельных автоматов начали еще в 1946 году в МАЦКБ (Морское Артиллерийское центральное КБ). Однако в 50-е годы на вооружение поступили одноорудийный ЗИФ-71, спаренные СМ-24-ЗИФ1 и ЗИФ-31, а также счетверенный ЗИФ-75, разработанные в основном на заводе № 7 им. Фрунзе. Это название и вошло в индекс установок ЗИФ — завод имени Фрунзе. Баллистика и боекомплект этих автоматов были унифицированы с 57-мм автоматической сухопутной пушкой С-60.

Все перечисленные артсистемы обладали рядом существенных недостатков. Они были открытыми, что сильно затрудняло их эксплуатацию, особенно на Севере и Дальнем Востоке. Кроме того, при такой конструкции сложно обеспечить защиту от радиоактивного и химического заражения. Автоматы имели обойменное питание и заряжались вручную, что резко снижало их скорострельность. Малоэффективное воздушное охлаждение стволов приводило к их быстрому перегреву, и при непрерывной стрельбе автомат мог сделать всего лишь 50 выстрелов. После этого расчет поворачивал ствол перпендикулярно к борту, вставлял в затвор орудия шланг со специальным наконечником и в течение двух минут охлаждал его водой из судовой магистрали.

Чтобы устранить все эти недостатки, потребовалось создать принципиально новый тип установки, ТТЗ Тактико-техническое задание на которую было утверждено зам. главкома ВМФ Военно-морской флот 30 ноября 1956 года, а проектирование артсистемы ЗИФ-72 (такой индекс она получила) велось в ЦКБ Центральное конструкторское бюро-7 под руководством А.И.Арефьева.

Техническое проектирование установки было закончено в апреле 1958 года. В течение 1959 года на заводе № 7 изготовили опытный образец, который до конца 1960 года прошел заводские (в объеме 3040 выстрелов) и — в два этапа — государственные полигонные испытания (в объеме 4384 выстрела). Испытания выявили низкую живучесть стволов при удовлетворительной работе всей системы. Потребовалось еще два года на отработку более прочной конструкции стволов, позволившей автомату производить не менее 750 выстрелов.

Государственные корабельные испытания в объеме 2000 выстрелов прошли в районе Керчи с 4 января по 5 июля 1963 года. Согласно заключению комиссии, она их выдержала и была рекомендована к принятию на вооружение (постановление СМ и приказ министра обороны, май - июль 1964 года).

АК Cargo Ship (сухогрузный транспорт)-725 оснащена двумя 57-мм автоматами ЗИФ-74. Они стояли и на прежних открытых установках, но отличались ленточным боепитанием и конструкцией стволов с системой непрерывного охлаждения забортной водой, что более чем вдвое увеличивало длину непрерывной очереди и в пять раз уменьшало время последующего охлаждения.

Каждая лента включала по 550 звеньев с патронами. При загрузке она подавалась в приемник вручную. Во время стрельбы подача ленты из бункера и работа автоматики осуществлялись за счет энергии откатных частей. Затвор автомата клиновой, вертикально перемещающийся в пазах накатника.

Первое заряжание и перезарядка автоматов производились с помощью гидравлических механизмов. Тормоз отката-наката — гидравлический, веретенного типа, с иглой и компрессором.

Оба автомата находились в одной люльке, представляющей собой стальную сваренную из литых элементов конструкцию коробчатого сечения, закрепленную в подцапфенниках ладыг станка. Последний устанавливался на шаровом основании, зубчатый обод которого был неподвижно закреплен на уравнительном кольце палубы и имел направляющий штырь, проходящий через него с нижней палубы корабля.

Башня АК Cargo Ship (сухогрузный транспорт)-725 не имела брони, так как боевой расчет при стрельбе находился вне ее. Защита башни предназначалась лишь для предохранения механизмов от атмосферных осадков, воздействия морской и воздушной волн при стрельбе соседних артиллерийских и ракетных установок, поэтому выполнялась из легкого алюминиевого сплава толщиной 6 мм и обеспечивала полную герметичность установки.

Для уменьшения количества конденсата, образующегося при отпотевании, внутренняя поверхность башни и часть внешних поверхностей покрывалась теплозащитным материалом (пенополиуретаном).

Установка имела подпалубную часть, прикрепленную к вращающейся части и представлявшую собой систему бункеров, где хранится готовый боекомплект (по 550 патронов на ствол), а также стреляные гильзы и ленты.

Обслуживалась артустановка боевым расчетом из двух матросов, которые грузили боеприпасы в бункеры и очищали их.

Автоматы на цель наводились электрическим следящим приводом ЭСП-72 дистанционного управления. В свою очередь, ЭСП-72 управлялся от артиллерийской радиолокационной системы управления стрельбой МР-103 “Барс”. В случае выхода из строя последней было возможно наведение установки от выносного пульта управления с кольцевым прицелом.

В боекомплекте АК Cargo Ship (сухогрузный транспорт)-725 имелся лишь один боевой унитарный выстрел с осколочно-трассирующим снарядом, предназначенный для стрельбы как по воздушным, так и по морским (небронированным) целям. Вес выстрела — 6,35 кг, длина 536 мм. Снаряд содержал разрывной заряд массой 0,153 кг. Головной контактный взрыватель МГЗ-57 предохранительного типа обеспечивал разрыв снаряда после его проникания за преграду на глубину до 0,3 м. Если снаряд не встречал преграды, то через 15 — 20 с срабатывал его самоликвидатор. Трассер же служил для обозначения траектории полета снаряда в течение 10с.

АК Cargo Ship (сухогрузный транспорт)-725 выпускались на заводе № 7 с 1961 по 1988 год и оказались последними отечественными серийными 57мм корабельными установками.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.