Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяВооруженияБаллистические ракетыФранцияM51
ПроектИспользуются(4)(2) 
СтранаФранция
Дальность стрельбы9000 км
КВО Круговое вероятное отклонение0,25 км
Тип головной части РГЧ Разделяющаяся головная часть ИН с КСП ПРО Противо-ракетная оборона
Боеголовок6
Мощность боевой части каждой боеголовки100-300 кт
Масса ракеты56 т
Длина ракеты12 м
Диаметр ракеты2,3 м
Время работы каждой маршевой ступени60 c
Число ступеней3 маршевых + ступень разведения

История создания самой современной французской БРПЛ Баллистическая ракета подводных лодок M51 берет начало в первой половине 90-х годов, когда в 1992 году министр обороны Французской Республики санкционировал начало научно-исследовательских работ по перспективной межконтинентальной ракете, предназначенной для французских ПЛАРБ Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами класса Триумфан второго поколения. К 1993 году были выработаны требования к новой ракете, получившей обозначение М5 – она должна была иметь дальность до 11000 км, оснащаться РГЧ Разделяющаяся головная часть ИН с числом боевых блоков до 10 и иметь на борту комплекс средств преодоления противоракетной обороны (КСП ПРО Противо-ракетная оборона). Предполагалось также адаптация этой ракеты под вариант наземной МБР Межконтинентальная баллистическая ракета шахтного базирования, но в 1993 году этот вариант базирования был исключён. В 1993 году начались работы по формированию облика БРПЛ Баллистическая ракета подводных лодок M51. В связи с многочисленными техническими трудностями в феврале 1996 года была принята значительно менее амбициозная программа М51, согласно которой дальность была уменьшена до 10000 км, число боевых блоков РГЧ Разделяющаяся головная часть ИН сокращено до 6, ослаблены требования по точности. Кроме того, дата принятия на вооружение новейших ББ с боевыми частями (БЧ Боевая часть) TNO была сдвинута на 2015 год, поскольку для ускорения работ было принято решение использовать на первом этапе уже имеющиеся ББ с БЧ Боевая часть TN-75, а также соответствующий КСП ПРО Противо-ракетная оборона, из-за чего дальность и точность были еще более снижены. Первоначальной датой принятия нового комплекса на вооружение был назван 2008 год, но из-за технических трудностей дата постепенно сдвигалась и теперь называется июль 2010 года.

Головным по программе M51 является европейский международный консорциум "EADS Space Transportation". Головным подрядчиком по созданию двигателей была выбрана группа G2P, объединяющая фирмы SNPE и "Snecma Propulsion Solide". БЧ Боевая часть традиционно разрабатывает "Direction des Affaires Militaires of the Commissariat a l’Energie Atomique" (французское ядерное ведомство). Во французском оборонном агентстве снабжения "Delegation Generale pour l’Armement" был открыт проект "Coelacanthe" для координации действий и сопровождения программы M51. Полномасштабная разработка ракеты началась в 1998 году, а в 2004 году консорциум EADS приступил к производству опытных образцов ракет. Согласно высказываниям ответственных лиц данного проекта, в ходе работы значительно шире, нежели ранее, применялись методы математического и компьютерного моделирования, обеспечившие выбор ряда оптимальных решений и значительную экономию средств. Предполагается, например, что применение современных технологий проектирования позволит сократить объем совместных летных испытаний не менее чем в три раза. Большой проблемой являлось размещение ракет М51 в шахтах существующих ПЛАРБ Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами класса Триумфан, которые первоначально создавались под M45 . Для обеспечения минимального объема перестройки стартовых шахт новые БРПЛ Баллистическая ракета подводных лодок предполагается размещать в специальном легком тонкостенном цельномотанном пусковом контейнере, изготовленном из органических материалов. Технологии моделирования широко применяются и при создании перспективной БЧ Боевая часть - TNO, которая обещает быть первой французской БЧ Боевая часть, созданной без проведения натурных ядерных испытаний. Для целей создания этой и других перспективных БЧ Боевая часть создается лазерный комплекс "Megajoule Laser" (около Бордо), который должен начать работу в 2011 году.

В ходе работы по программе M51 была создана фактически заново огромная по объему инфраструктура для отработки ракеты и ее частей. В Тулоне на средиземноморском побережье Франции выстроен специальный погружаемый стенд для подводного пуска весогабаритных макетов БРПЛ Баллистическая ракета подводных лодок, а на полигоне Бискаросс устроен специальный колодец глубиной 100 метров, в который погружается стенд, представляющий собой ракетную шахту с ракетой внутри и комплект соответствующего оборудования. Все это оборудование будет применяться для отработки запусков ракеты из подводного положения. Кроме того, была построена наземная стартовая площадка для пусков БРПЛ Баллистическая ракета подводных лодок и стенды для испытаний маршевых двигателей.

По сообщениям французских источников, первая ступень ракеты успешно прошла огневые испытания в начале 2005 года, а к концу 2006 года огневые испытания успешно прошли уже все маршевые ступени и ступень разведения. Были проведены броски массогабаритного макета ракеты из подводного положения. В ноябре 2006 года M51 совершила первый испытательный запуск с наземной стартовой площадки. В июне 2007 года ракета совершила второй испытательный запуск. Первый запуск ракеты из подводного положения с помощью специально созданной инфраструктуры планируется в 2008 году, а первый запуск с борта ПЛАРБ Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами в 2009 году. Всего планируется проведение не более 10 испытательных пусков. Первые ракеты (версия М51.1) планируется поставить на боевое дежурство на борту четвертой и последней ПЛАРБ Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами класса Триумфан, в июле 2010 года. Остальные 3 ПЛАРБ Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами планируется перевооружить на новые БРПЛ Баллистическая ракета подводных лодок до 2015 года. Благодаря успехам в материаловедении и создании новых видов топлива разработчики заявляют о сроке службы в 35 лет для новой ракеты. Оснащение ракеты новыми БЧ Боевая часть TNO и КСП ПРО Противо-ракетная оборона планируется на период не ранее 2015 года. Вероятно, будет модернизирована и электроника ракеты (будет повышена точность, устойчивость к ПФЯВ и пр.). По планам французского оборонного ведомства, все ракеты будут доведены до версии М51.2 не позднее 2020 года.

Баллистическая ракета подводных лодок M51 представляет собой трехступенчатую ракету с последовательным расположением ступеней. Все три маршевые ступени изготовлены методом намотки из легких жаростойких органических материалов высокой степени прочности. На всех ступенях ракеты применяются новые сорта смесевых высокоэнергетических твердых топлив. По сообщениям ряда источников, при разработке твердых топлив для новой БРПЛ Баллистическая ракета подводных лодок в большой степени использовался опыт, накопленный при разработке РДТТ Ракетный Двигатель Твердого Топлива стартовых ускорителей самой современной европейской РН "Arian-5". Твердотопливные двигатели всех трех маршевых ступеней имеют одно управляемое поворотное сопло, в нерабочем положении утапливаемое в корпус для сокращения длины ракеты. Сопло каждой ступени управляет ракетой на участке работы ступени по каналам тангажа и рыскания. Управление по крену при работе маршевых ступеней не производится, а накопленная ошибка устраняется на участке работы твердотопливной ступени разведения. На новой БРПЛ Баллистическая ракета подводных лодок впервые применены электрические приводы в системе управления соплами вместо гидравлических, что по сообщениям французских источников позволило уменьшить длину и массу БРПЛ Баллистическая ракета подводных лодок, а также упростить обслуживание. Сопла маршевых ступеней и вкладыши к ним изготовлены их высокопрочных жаростойких органических материалов.

Ступень разведения БРПЛ Баллистическая ракета подводных лодок М51 традиционно для французских ракетостроителей является твердотопливной, что позволяет избежать нахождения на борту самовоспламеняющихся огнеопасных ядовитых жидкостей, применяющихся на жидкостных (традиционных для советских/российских БРПЛ Баллистическая ракета подводных лодок) или комбинированных (британская "Polaris" A3TK ) ступенях разведения.

Ракета M51 будет нести разделяющуюся головную часть (РГЧ Разделяющаяся головная часть ИН) с 6 боевыми блоками (ББ) и КСП ПРО Противо-ракетная оборона. Боевые блоки БРПЛ Баллистическая ракета подводных лодок в варианте М51.1 оснащаются боевыми частями (БЧ Боевая часть) TN-75 и являются современными, малогабаритными, высокоскоростными и малозаметными ББ, устойчивыми к ПФЯВ. БЧ Боевая часть TN-75 также обладает высокой степенью устойчивости к ПФЯВ, имеет большое количество опций подрыва и варьируемую мощность с максимальным значением порядка 100 кт. Версия М51.2 будет нести ББ с БЧ Боевая часть TNO и соответствующий КСП ПРО Противо-ракетная оборона. Проектируемые ББ с БЧ Боевая часть TNO - перспективные малогабаритные, высокоскоростные и малозаметные блоки, устойчивые не только к ПФЯВ, но и к поражающим факторам оружия, основанного на новых физических принципах. БЧ Боевая часть TNO будет иметь большое количество опций подрыва и варьируемую мощность с максимальным значением порядка 300 кт. ББ ракеты М51.2 будет более точным и легким, что позволит без замены ступени разведения увеличить дальность стрельбы, точность и площадь района разведения боевого оснащения ракеты.

М51 является первой французской БРПЛ Баллистическая ракета подводных лодок, на которой применена астронавигационная система в дополнение к традиционной инерциальной. Это, вкупе с существенной модернизацией приборов ИНС, позволило существенно увеличить точность стрельбы. В перспективе для повышения точности планируется применять также и системы спутниковой навигации.

На БРПЛ Баллистическая ракета подводных лодок М51 по образцу американских БРПЛ Баллистическая ракета подводных лодок Трайдент-2 D5 применена выдвижная аэроигла, существенно уменьшающая аэродинамическое сопротивление ракеты на участке полета в плотных слоях атмосферы.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.