Постановлением СМ № 1175–440 от 14 апреля 1948 года были начаты работы по «реактивной авиационной морской торпеде РАМТ-1400 «Щука», что фактически стало продолжением работ по трофейной ракете Hs-293А. Ракета «Щука» имела нормальную самолетную аэродинамическую схему с V-образным оперением. Боевая часть «Щуки» была скопирована у немцев.
Управление «Щуками» по первоначальному проекту было радиокомандным с активным радиолокационным самонаведением на заключительном участке полета. Разработчики смекнули, что создание радиолокационной головки самонаведения может затянуться, и предложили два варианта ракеты: «Щука-А» (РАТМ-1400А) и «Щука-Б» (РАТМ-1400Б), из которых первая должна была иметь только радиокомандную систему наведения.
В боевой части был сделан специальный кольцевой вырез, благодаря которому, входя в воду, боевая часть двигалась по изгибающейся траектории вверх для поражения цели в наиболее уязвимую подводную часть корпуса. Но для этого было необходимо обеспечить приводнение ракеты на удалении от цели около 60 м при угле входа в воду около 12°. При использовании только радиокомандной системы управления методом «трех точек», шансов у оператора выполнить эти условия практически не было.
Управление «Щукой» производилось с помощью интерцепторов, помещенных на задних кромках крыльев и V-образного оперения.
К концу 1949 года удалось провести 14 пусков «Щука», не имевших даже радиокомандной системы наведения. Ракеты управлялись пневматическим автопилотом АП-19. В 1950 году прошли испытания «Щук» с немецкой радиокомандной системой наведения. Лишь в августе-ноябре 1951 года были осуществлены пуски с отечественной радиокомандной системой наведения «КРУ-Щука».
Параллельно была проведена реорганизация. В соответствии с Постановлением СМ № 5119–2226 от 15 декабря 1951 года КБ-2 объединилось с заводом № 67. Новая организация получила название ГСНИИ-642 (Государственный научно-исследовательский институт № 642).
Осенью 1954 года в ЦКБ Центральное конструкторское бюро-53 был разработан проект вооружения ракетами типа «Щука» эсминцев проекта 30бис. По проекту ЗОБР предусматривалось заменить две 130-мм башни БЛ-2М на две пусковые установки с ферменными направляющими, снять торпедные аппараты и устаревшие зенитные пушки, а обновленное зенитное вооружение – две счетверенные 45-мм установки СМ-20-ЗИФ и две спаренные 25-мм установки 2М-3 – сосредоточить на кормовой надстройке.
Постановлением СМ № 2541–1222 от 30 декабря 1954 года НИИ Научно-исследовательский институт-642 была поручена разработка корабельной крылатой ракеты КСЩ на базе авиационной ракеты «Щука» с дальностью стрельбы 50–60 км с предъявлением на совместные испытания через два года. Ракета имела активную радиолокационную головку самонаведения «РГ-Щука».
Старт КСЩ производился с помощью порохового ускорителя ПРД-19М, который подвешивался снизу в хвостовой части ракеты между двумя нижнерасположенными V-образными аэродинамическими гребнями. Стартовый двигатель работал 1,3 с, а затем сбрасывался.
В качестве маршевого двигателя был использован авиационный турбореактивный двигатель АМ-5А с тягой 2,0–2,6 т. Эти двигатели были установлены на истребителях ЯК-25, и предполагалось ставить на КСЩ выработавшие ресурс двигатели с этих самолетов.
Аэродинамическая схема КСЩ – нормальная с нижнерасположенным прямым крылом, у которого были отогнутые к низу за-концовки, с нижнерасположенным СОЁ&ОВЫМ воздухозаборником и V-образным оперением. Ракета имела интерцепторные органы управления (чувствовалось еще немецкое влияние).
Ракета КСЩ имела отделяемую фугасную боевую часть. Она крепилась к носовой части корпуса ракеты перед воздухозаборником маршевого двигателя и по команде бортовой системы управления отделялась за несколько десятков метров до цели, приводнялась, двигалась по инерции под водой и поражала корабль в подводную небронированную часть корпуса. Боевая часть имела специальную гидродинамическую форму с кавитационным кольцом в носовой и крагой в хвостовой части для обеспечения требуемой траектории подводного хода.
Решением Минсудпрома и Главкома ВМФ Военно-морской флот от 25/26 июля 1955 года № С-8/003127 было поручено ЦКБ Центральное конструкторское бюро-53 МСП разработать проект эсминца, вооруженного ракетами КСЩ, в корпусе эсминца проекта 56. 23 января 1956 года ЦКБ Центральное конструкторское бюро-53 представило технический проект № 57 с двумя пусковыми установками СМ-59 и девятнадцатью ракетами КСЩ. Но при рассмотрении этого проекта оказалось, что мореходные качества эсминца проекта 57 невысоки, максимальная скорость уменьшилась и требуется принять 250 т балласта.
Поэтому было решено временно строить эсминцы проекта 56-ЭМ Бедовыйс одной пусковой СМ-59 и боекомплектом 7 ракет, системой ПУС «Кипарис-56М» и системой дистанционного управления Д-59-А, а эсминцы проекта 57 кардинально переделать в проект 57-бис Гневный.
Первый пуск ракеты КСЩ состоялся 2 февраля 1957 года в районе Феодосии у мыса Чауда. После старта КСЩ набрала высоту 50–75 м, а затем стала медленно заваливаться на левое крыло. После сброса стартового двигателя ракета легла на крыло, перевернулась и упала в полутора милях от корабля. Через две недели следующий пуск прошел удачно: ракета попала в неподвижную мишень – корпус недостроенного лидера «Ереван» проекта 48. Пуски 2, 9 и 13 марта оказались неудачными, как и несколько последующих с боеголовками. 6 сентября ракета, впервые использованная против двигавшегося телеуправляемого торпедного катера (скорость 30 узлов, дистанция 22 км), разрубила мишень пополам, отбросив обе части далеко друг от друга.
После старта ракета КСЩ делала «горку» высотой до 100–120 м, а затем спускалась до маршевой высоты 60 м. В ходе испытаний выяснилось, что старт и выход на горизонтальный полет надежен при ходе корабля до 24 узлов, боковом ветре до 12 м/с и волнении моря до 4 баллов.
В 70-х годах эсминцы проекта 56-ЭМ Бедовый были модернизированы по проекту 56У, а эсминцы проекта 57-бис Гневный – по проекту 57А. В ходе этих модернизаций комплекс КСЩ был снят.