Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ПроектИспользуются(9) (1)
СтранаРоссия
Калибр 130 мм
Длина ствола 6581/50 мм/клб
Угол ВН -5;+45 град.
Скорость вертикальной наводки 5 град/с
Скорость горизонтальной наводки 5 град/с
Высота линии огня от палубы 1671 мм
Высота системы по щиту 2240 мм
Ширина системы по щиту 2750 мм
Толщина лобовой брони щита 13 мм
Масса полная 12800 кг
Расчет 11 человек
Скорострельность7-8 выстр./мин
Дальность стрельбы 20-25 км

Пушка Б-13 создана на базе 130-мм орудия образца 1913 года длиной в 55 калибров, спроектированного в 1911-1913 годах КБ Обуховского завода. История его создания заслуживает внимания. Так, 2 марта 1912 года подготовленный проект пушки в двух вариантах - с гильзовым и картузным заряжанием - передали на утверждение в Главное управление кораблестроения (ГУК). В обоих случаях предусматривался автоматический затвор. Параллельно с конструкторскими работами обуховцы изготавливали и два опытных станка. Один с пневматическим, а другой - с пружинным накатником. Адмиралы, заседавшие в ГУКе, предпочли артсистему попроще и подешевле. В серию пошла пушка с картузным заряжанием и затвором системы Виккерса, открывавшимся и закрывавшимся вручную, и станком с пружинным накатником. Заряжание и досылка боеприпасов также производились вручную.

В 1914 году пушки запустили в крупносерийное производство. До начала революционных событий Обуховский завод выпустил 132 орудия. Кроме того, в 1913 году английскому заводу Виккерса тоже заказали 100 аналогичных пушек. Первые семь из них прибыли в Россию в октябре 1914-го. “Стотридцатки” устанавливались на крейсерах типа Светлана и трех черноморских линкорах типа Императрица Мария, ими же перевооружили крейсеры “Диана”, “Кагул”, “Олег” и другие корабли. В годы гражданской войны такими же пушками оснащали десятки канонерских лодок, плавбатарей белых и красных флотилий.

В конце 20-х годов на Обуховском заводе провели модернизацию установки, снабдив ее пружинным досылателем и увеличив угол возвышения до +40°. Усовершенствованные орудия получили индекс Б-7 (Б - индекс завода “Большевик”, бывший Обуховский). Однако частичная модернизация была полумерой, и Управление вооружений морских сил (УВМС) заказало заводу “Большевик” новую 130-мм пушку под индексом Б-13. В ноябре 1929 года был представлен эскизный проект с длиной ствола орудия в 45 калибров. Его баллистические данные совпадали с данными 130/55-мм пушки, но давление в канале возрастало с 2750 до 3150 кг/см2, благодаря чему уменьшалась длина ствола и пушка теперь могла устанавливаться на подводных лодках.

Проектом предусматривалось: гильзовое заряжание, горизонтальный клиновой затвор с полуавтоматикой по типу 180-мм пушки Б-1-К, гидропневматический досылатель броскового типа (близкий по конструкции к Б-7) и ручная досылка заряда в гильзе. В целом проект одобрили, но 23 января 1930 года УВМС решило внести в него ряд изменений: увеличить скорострельность с 12 выстрелов в минуту до 14, заменив ручные приводы наведения электрическими, с муфтами Дженни и др.

Доработка проекта, чертежей и изготовление опытного образца завод должен был завершить к началу марта 1932 года.

В программу артиллерийского вооружения морских сил РККА, утвержденную М.Н.Тухачевским 27 февраля 1932 года, входили 130/45-мм установки для подводных лодок с углом возвышения до +30° и для надводных кораблей до +45°, а дополнительное тактико-техническое задание УВМС было выдано заводу 19 мая 1932 года, так как к тому времени оказалось, что длину ствола можно было увеличить до 50 калибров. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, отпал вариант установки 130-мм пушек на подводные лодки типа “Правда”, поскольку выяснилось, что такая пушка для лодки слишком тяжела, и ограничились 100-мм, да и сама конструкция лодки оказалась неудачной. Во-вторых, удлинением ствола решили хоть немного снизить давление в канале (при жестко заданном весе снаряда и начальной скорости). Но овторилась история 1912 года: опять командование флота погналось за дешевизной. В результате заставили конструкторов последовательно заменить гильзовое заряжание на картузное, полуавтоматический клиновой затвор на поршневой системы Виккерс, электрические приводы наведения на ручные и т.д.

К изготовлению нового опытного образца Б-13 приступили в середине 1932 года. Этот трудоемкий процесс затянулся, так как в рабочие чертежи постоянно вносились изменения. Лишь 8 апреля 1934 года приступили к заводским испытаниям пушки. Они выявили ряд дефектов, и образец вернули на завод для доработки. В апреле 1935 года испытания возобновили. В конце концов в УВМС закрыло глаза на недоделки, и в декабре 1935-го “сырую” Б-13 официально приняли на вооружение, а серия уже шла с мая 1935 года. Первые из серийных имели одинаковые со 130/55-мм пушкой боеприпасы и баллистику. Правда, дальность стрельбы у них была больше на 2 - 3 км за счет увеличения угла возвышения с +30° до +45°. По сравнению же с Б-7 эта разница для снаряда образца 1911 года составляла лишь 300 м.

Как уже говорилось, сохранить баллистику без изменений при укороченном на 5 калибров стволе удалось за счет увеличения давления в канале. Это стало приводить к срыву ведущих поясков снарядов. Испытания в 1935 году первых трех серийных Б-13 показали, что живучесть их сохраняется только до 130 выстрелов (везде идет речь о полном заряде). Далее происходила полная потеря меткости, и снаряды летели кувыркаясь. Таким образом и лидеры, и эсминцы не могли даже полностью расстрелять свой боезапас. Положение сложилось нетерпимое. Несколько КБ и НИИ Научно-исследовательский институт, сотни ученых и инженеров были брошены на решение проблемы живучести Б-13. Частично снимало эту проблему применение лейнированного ствола. Теперь после 130 выстрелов нужно было менять не всю пушку, а лишь тонкую внутреннюю трубу ствола - лейнер. Причем это производилось прямо на корабле или береговой батарее.

В конце концов живучесть удалось поднять за счет увеличения числа нарезов лейнера. Первоначально приняли систему нарезов, разработанную Артиллерийским научно-исследовательским морским институтом (АНИМИ) - 44 нареза глубиной 1,95 мм, а через несколько месяцев - систему, разработанную в НИИ Научно-исследовательский институт-13 - 40 нарезов глубиной 2,7 мм. А в итоге в 1941 году флот получил фактически три различные системы Б-13: с мелкой нарезкой, нарезкой АНИМИ и НИИ Научно-исследовательский институт-13. Причем к каждой артсистеме требовались специальные снаряды, не подходившие к другим пушкам, специальные таблицы стрельб, прицелы и др. Нетрудно представить, сколько нареканий вызывало это у моряков.

К началу 1941 года на кораблях и береговых-батареях насчитывалось 378 пушек Б-13: 20 с мелкой нарезкой (16 из них на кораблях Черноморского флота), небольшая часть с нарезкой АНИМИ и большинство - с нарезкой НИИ Научно-исследовательский институт-13. Кроме того, на вооружении оставалось 108 пушек образца 1913 года.

В годы Великой Отечественной войны 130-мм пушки Б-13 стали самыми распространенными морскими орудиями среднего калибра. Ими были вооружены все лидеры и эсминцы советской постройки до 1945 года, ряд канонерских лодок и некоторые минные заградители. К началу боевых действий в 1941 году на береговых батареях находилось 169 таких пушек, а в ходе войны еще несколько десятков установили на позициях под Севастополем, Новороссийском, в Крыму на Перекопе и в других местах. Наконец, эти орудия, размещенные на железнодорожных платформах, воевали в составе бронепоездов или железнодорожных батарей.

В годы войны ряд недостатков Б-13 обернулся ее достоинствами. Например, отсутствие электроприводов наведения, ручное заряжание и др. - благодаря этому пушки, предназначенные для эсминцев, без всяких изменений ставили за несколько часов на палубы барж, шаланд, на обычные четырехосные железнодорожные платформы или на импровизированные основания где-нибудь в чистом поле под Москвой или Перекопом. Не нужно ни источника тока, ни радиолокационной системы управления огнем.

Первоначально пушки выпускались с коробчатым щитом, со второго полугодия 1939 года - с щитом обтекаемой формы. Выпущенные до 1939 года назывались установками первой серии, а позже - второй серии (Б-13-Ис). В 1948 году начали производство третьей серии (Б-13-Шс). Основное различие между ними состояло в устройстве досылателя.

Артиллерийские установки Б-13 сняли с производства лишь в 1954 году, а всего их было изготовлено 885 единиц. И в послевоенные годы Б-13 составляли большинство орудий береговой обороны СССР. В течение 35 лет они эксплуатировались в Китае на переданных ему в 1955 году четырех эсминцах проекта 7. К середине 80-х годов на вооружении и складах ВМФ Военно-морской флот имелось свыше 600 единиц Б-13.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.