Американские линейные крейсера типа "Аляска", спроектированные еще до начала второй мировой войны, но построенные только к самому ее концу, оказались одними из наиболее несчастливых единиц огромного флота, которым обладали Соединенные Штаты. Слишком большие и дорогие для того, чтобы использоваться в качестве крейсеров, и слишком слабые и уязвимые для совместных операций с линкорами, к тому же явно запоздавшие с появлением на свет, они, по оценке самих американских специалистов, "были самыми бесполезными из числа больших кораблей, построенных в эпоху второй мировой войны".
Тем не менее, эти суда оставили заметный след в истории кораблестроения, став единственными находившимися в строю представителями класса "больших крейсеров", о которых в свое время так мечтали адмиралы и политики всех ведущих стран мира. Хотя официально они классифицировались именно как "большие крейсера", правильнее отнести их к традиционному классу линейных крейсеров.
Подписанное в 1936 году в Лондоне соглашение по морским вооружениям покончило с главным "ограничителем" постройки больших боевых кораблей — общим лимитом водоизмещения линкоров, находящихся в строю. Теперь ничто не препятствовало созданию быстроходных линкоров и больших крейсеров.
Соединенные Штаты не без оснований опасались японских тяжелых крейсеров, превышавших американские как по силе каждой боевой единицы, так и по общему их числу. В качестве противовеса напрашивался "истребитель крейсеров" - корабль, способный без труда уничтожить любой "вашингтонский" крейсер и стоивший меньше быстроходного линкора.
Вскоре после начала второй мировой войны основной центр кораблестроительных разработок в США - Главный Совет предпринял сравнительное изучение различных типов крейсеров. На основе изучения всех проектов было принято решение о постройке крейсера, вооруженного 12-дюймовыми орудиями. Обычно оно приписывается "любительскому подходу" президента Ф.Рузвельта, который действительно интересовался подробностями военно-морских программ, однако на сей раз проект стал объектом внимания многих специалистов, в том числе и адмирала Кинга, который считал будущую "Аляска" незаменимым элементом эскорта авианосных соединений Следует отметить, что ряд других влиятельных в кругах ВМФ Военно-морской флот персон решительно противились созданию дорогого и на их взгляд, бесполезного корабля,
В 1939—1940 годах был составлен ряд эскизных проектов будущего "большого крейсера", общим для которых стало наличие 305-мм главного вооружения. Все проекты предусматривали тройное дно в районе погребов и двойное — в районе энергетической установки. Оно являлось, по сути дела, единственным (и при этом очень слабым) элементом подводной защиты. Чтобы иметь хотя бы умеренную специальную противоторпедную защиту, требовалось уменьшить мощность механизмов, на что создатели "большого крейсера" пойти не могли, так как он потерял бы свое главное крейсерское свойство — скорость.
Кратко подытоживая особенности проекта, отчет Главного Совета по кораблестроению констатировал, что будущий линейный крейсер окажется хуже любого линкора по таким параметрам, как противоторпедная защита (ПТЗ) и отсутствие глубоко уходящего в воду пояса в качестве защиты от падающих у борта снарядов. Одновременно он был бы лучше всех находившихся в строю и строившихся крейсеров тем, что имел главный пояс до 2-й палубы (вместо обычно имевшегося пояса до 3-й палубы в районе энергетической установки и до платформы — в оконечностях) и улучшенную подводную защиту (на одну переборку больше). Заметно улучшались бы и все системы управления огнем и их защита, в особенности прикрытие проводки от осколков.
Пояс должен был иметь одинаковую толщину по всей длине, а погреба 127-мм орудий предполагалось поместить поверх машинного отделения. Вместо тройного дна в районе машин планировалось установить двойное, но усиленного типа.
Летом 1941 года решился вопрос с вооружением. Вместо смешанного набора из двух- и трехорудийных башен удалось поместить в том же корпусе три трехорудийные установки с общим боезапасом в 1500 снарядов.
В соответствии с этим проектом началась постройка новых крейсеров. Всего предполагалось иметь в строю 6 единиц (однако заложено было только 3). Их промежуточное положение между линкорами и крейсерами подчеркивалось тем, что они получили новое, не использовавшееся ранее обозначение — СВ — и были названы в честь заморских владений США, в то время как американские линкоры несли на бортах имена штатов, а крейсера — городов.