Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиПодводные лодкиРакетные ПЛРоссия629/629A
ПроектКорабли (23)(23)(2)  
K-961960/1987

29.12.1959 г. введён в строй; 5.02.1960 г. вошёл в состав КСФ Краснознаменный Северный флот; 16.06.1960 г. отнесён к подклассу КрПЛ; в период с 11.1959 г. по 08.1960 г. выполнил 13 пусков БРПЛ Баллистическая ракета подводных лодок Р-13, из них 11 успешных; 20.05.1966 вновь отнесён к подклассу БПЛ; в период с 29.11.1967 г. по 19.12.1969 г. модернизирован по пр.629-А; осенью 1976 г. совершил межфлотский переход из Белого моря на Балтику по внутренним водным системам; 14.10.1976 г. перечислен в ДКБФ; 25.08–24.10.1979 г. и 15.04–24.10.1979 г. выполнял боевую службу в Балтийском море; 19.09.1987 г. исключён из состава ВМФ Военно-морской флот в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации; 1.10.1987 г. расформирован; в 1994 г. Оставлен в Лиепайском порту в полузатопленном состоянии при выводе с территории Латвии российских войск, позднее был поднят ПСС БФ Балтийский флот РФ и продан латвийской фирме в Лиепае для разделки на металл.

K-721960/1989

21.01.1960 г. вошёл в состав КСФ Краснознаменный Северный флот; 16.06.1960 г. отнесён к подклассу КрПЛ; 20.05.1966 вновь отнесён к подклассу БПЛ; в период с 26.12.1969 г. по 25.12.1972 г. модернизирован на СРЗ Судоремонтный завод «Звёздочка» в Северодвинске по пр.629-А; 1.09–9.11.1974 г. выполнял боевую службу в Западной Атлантике; осенью 1976 г. совершил межфлотский переход из Белого моря на Балтику по внутренним водным системам; 26.11.1976 г. перечислен в ДКБФ; 10.03–7.05.1977 г., 3.11–28.12.1977 г. и 10.08–6.10.1978 г. выполнял боевую службу в Балтийском море; 30.05.1989 г. исключён из состава ВМФ Военно-морской флот в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации; 1.11.1989 г. расформирован; в 1994 г. оставлен в Лиепайском порту в полузатопленном состоянии при выводе с территории Латвии российских войск, позднее был поднят ПСС БФ Балтийский флот РФ и продан латвийской фирме в Лиепае для разделки на металл.

K-791960/1991

20.01.1960 г. вошёл в состав КСФ Краснознаменный Северный флот; 16.06.1960 г. отнесён к подклассу КрПЛ; в период с 1960 по 1962 гг. выполнил два автономных похода в Северную Атлантику в район Канарских островов и к берегам Соединенных Штатов в район острова Нью-Фаунденд, а также участвовал в учениях СФ Северный флот «Метеор» в Атлантике в августе–июле 1960 г. и в учении «Полярный круг» в Северной Атлантике летом 1961 г., в августе 1960 г. провёл ракетную стрельбу от мыса Святой Нос по боевому полю «Чиж» (БР Баллистическая ракета попала точно в цель); 12.1961–1962 гг. проходил средний ремонт и модернизацию; 10–11.1962 г. проходил швартовные, ходовые и сдаточные испытания в полигонах Белого моря; в 1964 г. выполнил 29-суточный поход к островам Шпицбергена и в Гренландское море; 20.05.1966 г. отнесён к подклассу БПЛ; в период с 8.08.1967 г. по 30.12.1968 г. модернизирован на СРЗ Судоремонтный завод «Звёздочка» в Северодвинске по пр.629-А; 25.09–3.12.1969 г., 25.10.1970–2.01.1971 г и 14.08–29.10.1973 г. выполнял боевую службу в Западной Атлантике; 6.06.1974–6.05.1976 гг. проходил на СРЗ Судоремонтный завод-35 в Мурманске капитальный ремонт; осенью 1976 г. совершил межфлотский переход из Белого моря на Балтику по внутренним водным системам; 26.11.1976 г. перечислен в ДКБФ; 2.09–28.10.1977 г., 5.04–3.06.1978 г., 6.04–4.06.1979 г., 11.02–21.03.1980 и 7.03–5.05.1981 г. выполнял боевую службу в Балтийском море; 30.05.1989 г. исключён из состава ВМФ Военно-морской флот в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации; 1.11.1989 г. расформирован; в 1994 г. оставлен в Лиепайском порту в полузатопленном состоянии при выводе с территории Латвии российских войск, позднее был поднят ПСС БФ Балтийский флот РФ и продан латвийской фирме в Лиепае для разделки на металл

K-831960/1989

21.01.1960 г. вошёл в состав КСФ Краснознаменный Северный флот; 16.06.1960 г. отнесён к подклассу КрПЛ; в 1962 г. во время Карибского кризиса корабль был вооружён для ведения боевых действий против США и вышел в море, но позднее был получен приказ о возвращении в базу в связи с окончанием кризиса; в 1964 г. совершил межфлотский переход на Дальний Восток и вошёл в состав КТОФ; 20.05.1966 г. отнесён к подклассу БПЛ; в период с 1.01.1977 г. по 25.06.1979 г. модернизирован на «Дальзаводе» во Владивостоке по проекту 659P.

K-1021960/1980

21.01.1960 г. вошёл в состав КСФ Краснознаменный Северный флот; 16.06.1960 г. отнесён к подклассу КрПЛ; 20.10.1961 г. выполнил пуск БРПЛ Баллистическая ракета подводных лодок Р-13 в варианте с термоядерным зарядом мегатонного класса; в период с 5.11.1968 г. по 9.12.1970 г. прошёл модернизацию и переоборудование на СМП в Северодвинске по пр.605; в 1971–1972 гг. проводилось дооборудование новыми системами; 12.1972–15.08.1975 гг. проходили испытания БР Баллистическая ракета Р-27К; 3.07.1980 г. исключён из состава ВМФ Военно-морской флот в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации; 31.12.1981 г. расформирован и впоследствии на Мурманской базе «Главвторчермета» на м. Зелёный в Кольском заливе разделан на металл.

K-1671960/1987

26.11.1960 г. введён в строй;

16.12.1960 г. вошёл в состав КСФ Краснознаменный Северный флот; 16.06.1960 г. отнесён к подклассу КрПЛ; 20.05.1966 г. вновь отнесён к подклассу БПЛ; 30.01–25.04.1969 г. прошёл средний ремонт на СРЗ Судоремонтный завод-35 в Мурманске; летом–осенью 1971 г. выполнил межфлотский переход по Севморпути на Дальний Восток из губы Ягельная (г. Гаджиево) в б. Крашенинникова (г. Вилючинск); 27.10.1971 г. вошёл в состав КТОФ;

28.12.1973 г. отнесён к подклассу ПЛ Подводная лодка-ретрансляторов и в период с 22.01.1974 г. по 20.12.1976 г. переоборудован на «Дальзаводе» во Владивостоке по проекту 659P.

K-881960/1986

29.09.1960 г. вошёл в состав КСФ Краснознаменный Северный флот; в период с 30.08.1964 г. по 28.12.1966 г. прошёл модернизацию и переоборудование на СРЗ Судоремонтный завод «Звездочка» в Северодвинске по пр.629-А; 20.05.1966 г. отнесён к подклассу БПЛ; 23.07.1976 г. переведён в состав ДКБФ и осенью 1976 г. совершил межфлотский переход из Белого моря на Балтику по внутренним водным системам; 1.06–8.08.1977 г., 3.06–3.08.1978 г. и 3.08–2.10.1981 г. выполнял боевую службу в Балтийском море; 12.10.1986 г. исключён из состава ВМФ Военно-морской флот в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации; в 1994 г. оставлен в Лиепайском порту в полузатопленном состоянии при выводе с территории Латвии российских войск, позднее был поднят ПСС БФ Балтийский флот РФ и продан латвийской фирме в Лиепае для разделки на металл.

K-1131960/1992

30.11.1960 г. введён в строй; 16.12.1960 г. вошёл в состав КСФ Краснознаменный Северный флот; 16.06.1960 г. отнесён к подклассу КрПЛ; 09.1961 г. выполнил успешную стрельбу БРПЛ Баллистическая ракета подводных лодок совместно с К-118 и К-107; 20.05.1966 г. вновь отнесён к подклассу БПЛ; 28.02–4.08.1970 г. проходил средний ремонт на СРЗ Судоремонтный завод-35 в Мурманске; 28.12.1973 г. отнесён к подклассу ПЛ Подводная лодка-ретрансляторов, но планируемое переоборудование по пр.629-Р не проводилось; по некоторым данным корабль переоборудовали в минный заградитель пр.629-Н; 10.02.1978 г. переведён в состав КТОФ и в начале 1978 г. совершил межфлотский трансокеанский переход из губы Ягельная (Гаджиево) на Дальний Восток; 19.04.1978 г. выведен из боевого состава флота и переформирован в РЗС; 28.04.1992 г. переформирован в ПЗС и поставлен на прикол в бухте Золотой Рог (г. Владивосток).

K-1181960/1989

10.12.1960 г. введён в строй; 28.12.1960 г. вошёл в состав КСФ Краснознаменный Северный флот; 16.06.1960 г. отнесён к подклассу КрПЛ; 09.1961 г. выполнил успешную стрельбу БРПЛ Баллистическая ракета подводных лодок совместно с К-113 и К-107; 20.05.1966 г. вновь отнесён к подклассу БПЛ; в период с 30.10.1968 г. по 14.12.1977 г. модернизирован на СРЗ Судоремонтный завод «Звёздочка» в Северодвинске по пр.601; 21.06.1986 г. выведен из боевого состава флота, переформирован в рейдовую зарядовую станцию РЗС-439 и в г.Гремиха (Островной) поставлен на прикол; 1.06.1989 г. исключён из списков судов ВМФ Военно-морской флот в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, а затем отбуксирован для разделки на СРЗ Судоремонтный завод-35 в г. Роста (под Мурманском); 1.10.1990 г. расформирован.

K-1071960/1991

27.03.1959 г. зачислен в списки кораблей ВМФ Военно-морской флот как БПЛ; спущен на воду 23.04.1960 г.; 16.06.1960 г. отнесён к подклассу КрПЛ; 17.08.1960 г. введён в строй; 30.08.1960 г. вошёл в состав КСФ Краснознаменный Северный флот; в сентябре 1961 г. выполнил успешную стрельбу БРПЛ Баллистическая ракета подводных лодок совместно с К-118 и К-113; в период с 4.03 по 2.05.1963 г. впервые (для ПЛ Подводная лодка СФ Северный флот) вышел в экваториальные воды Атлантического океана на полную автономность, выполнил транспортные испытания БРПЛ Баллистическая ракета подводных лодок Р-13 в условиях длительного плавания, за время похода произведено 4 условных старта одной и двумя Р-13 с фактическим подъёмом ракет на пусковой стол; при возвращении выполнил запуск трёх ракет по трём разнесённым под большим углом целям для уточнения характеристик РК; летом–осенью 1973 г. выполнил межфлотский переход из г.Ягельная по Севморпути на Дальний Восток; 26.10.1973 г. введён в состав КТОФ; 28.12.1973 г. отнесён к подклассу ПЛ Подводная лодка-ретрансляторов и в период с 1.01.1975 г. по 30.12.1977 г. переоборудован на «Дальзаводе» во Владивостоке по проекту 659P;

K-1361960/1980

12.10.1960 г. введён в строй; 16.08.1961 г. вошёл в состав КТОФ; 16.06.1960 г. отнесён к подклассу КрПЛ; 20.05.1966 г. вновь отнесён к подклассу БПЛ; в период с 13.01.1968 г. по 20.12.1966 г. прошёл модернизацию на «Дальзаводе» во Владивостоке (по некоторым данным переоборудован в корабль разведки); 22.06.1980 г. исключён из состава ВМФ Военно-морской флот в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации; 1.11.1980 г. расформирован.

K-1391960/1990

22.12.1960 г. вошёл в состав КТОФ; 16.06.1960 г. отнесён к подклассу КрПЛ; в период с 29.01.1964 г. по 4.02.1965 г. прошёл средний ремонт на «Дальзаводе» во Владивостоке; 20.05.1966 г. вновь отнесён к подклассу БПЛ; в период с 14.11.1968 г. по 28.01.1970 г. прошёл модернизацию и переоборудование на «Дальзаводе» во Владивостоке по пр.629-А; в период с 28.11.1977 г. по 10.02.1978 г. прошёл средний ремонт на «Дальзаводе» во Владивостоке, а с 23.01.1984 г. по 12.02.1988 г. – капитальный ремонт там же; 19.04.1990 г. исключён из состава ВМФ Военно-морской флот в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации; 1.10.1990 г. расформирован.

K-1261960/1989

2.02.1960 г. вошёл в состав КТОФ; 16.06.1960 г. отнесён к подклассу КрПЛ; 20.05.1966 г. вновь отнесён к подклассу БПЛ; в период с 17.07.1967 г. по 25.01.1969 г. прошёл модернизацию и переоборудование на «Дальзаводе» во Владивостоке по пр.629-А; 8.06.1989 г. исключён из состава ВМФ Военно-морской флот в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации; 1.11.1989 г. расформирован.

K-751961/1989

30.12.1961 г. вошёл в состав КТОФ; 20.05.1966 г. вновь отнесён к подклассу БПЛ; в период с 3.01.1970 г. по 23.06.1971 г. прошёл модернизацию и переоборудование на «Дальзаводе» во Владивостоке по пр.629-А; 3.05.1989 г. исключён из состава ВМФ Военно-морской флот в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации; 1.11.1989 г. расформирован и поставлен на прикол во Владивостока, а вскоре затонул на мелководье из-за неисправности донно-забортной арматуры.

K-1101961/1979

28.11.1961 г. введён в строй; 9.12.1961 г. вошёл в состав КСФ Краснознаменный Северный флот; 20.05.1966 г. отнесён к подклассу БПЛ; в период с 22.07.1968 г. по 21.10.1973 г. прошёл модернизацию и средний ремонт на СРЗ Судоремонтный завод-35 в Мурманске (по некоторым данным переоборудован в корабль разведки); 9.02.1979 г. исключён из состава ВМФ Военно-морской флот в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации; 15.08.1979 г. расформирован и впоследствии разделан на металл на базе «Главвторчермета» в Мурманске (мыс Зелёный в Кольском заливе).

K-1531961/1990

15.12.1961 г. введён в строй; 26.12.1961 г. вошёл в состав КСФ Краснознаменный Северный флот; в 1963 г. выполнял автономное плавание и боевую службу у берегов США; 20.05.1966 г. отнесён к подклассу БПЛ; в 1974–75 гг. был выведен из боевого состава и превращён в плавстенд для испытаний; в 1975–78 гг. прошёл модернизацию на «Севмашпредприятии» в Северодвинске по пр.619; осенью 1978 г. переведёна по внутренним водным системам из Белого в Азовское море и 13.11.1978 г. вошёл в состав КЧФ; в период 12.1978–09.1979 н. выполнил 7 пусков БР Баллистическая ракета Р-39 и бросковыми макетами ракеты; до 1987 г. обеспечивал испытания новой техники; 1.09.1990 г. исключён из состава ВМФ Военно-морской флот в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации; 1.08.1991 г. расформирован и впоследствии разделан на металл на Севастопольской базе «Главвторчермета» в п.Инкерман.

K-361961/1989

4.10.1961 г. вошёл в состав КСФ Краснознаменный Северный флот; 16.06.1960 г. отнесён к подклассу КрПЛ; 20.05.1966 г. вновь отнесён к подклассу БПЛ; в период с 9.10.1965 г. по 3.12.1967 г. прошёл модернизацию на СРЗ Судоремонтный завод «Звёздочка» в Северодвинске по пр.629-А; летом–осенью 1968 г. выполнил межфлотский переход по Севморпути из губы Ягельная (Гаджиево) в б. Тарья (Вилючинск); 12.09.1968 г. переведён в состав КТОФ; с 25.05.1974 г. по 1976 г. проходил капремонт на «Дальзаводе» во Владивостоке; 1.10.1988 г. расформирован и 14.03.1989 г. исключён из списков судов ВМФ Военно-морской флот в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, впоследствии разделан на металл на Владивостокской базе «Главвторчермета» в б. Труда на острове Русский.

K-911961/1986

4.10.1961 г. вошёл в состав КСФ Краснознаменный Северный флот; в период с 15.09.1965 г. по 30.11.1967 г. прошёл модернизацию и переоборудование на СРЗ Судоремонтный завод «Звёздочка» в Северодвинске по пр.629-А; 20.05.1966 г. отнесён к подклассу БПЛ; летом–осенью 1968 г. выполнил межфлотский переход по Севморпути из губы Ягельная (Гаджиево) в б. Крашенинникова (Вилючинск); 12.09.1968 г. переведён в состав КТОФ; в 1969 г. впервые на ТОФ Тихоокеанский флот выполнил стрельбу баллистической ракетой на полную дальность; в период с 25.12.1972 г. по 7.10.1975 г. прошёл капремонт на «Дальзаводе» во Владивостоке; 12.10.1986 г. исключён из состава ВМФ Военно-морской флот в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации; 1.10.1987 г. расформирован.

K-931961/1989

27.11.1961 г. вошёл в состав КСФ Краснознаменный Северный флот; 20.05.1966 г. отнесён к подклассу БПЛ; в период с 16.12.1969 г. по 31.12.1971 г. прошёл модернизацию и переоборудование на СРЗ Судоремонтный завод «Звёздочка» в Северодвинске по пр.629-А; 23.07.1976 г. переведён в ДКБФ; осенью 1976 г. совершил межфлотский переход по внутренним водным системам из Белого моря на Балтику и 14.10.1976 г. прибыл в Лиепаю; 25.08–24.10.1979 г. и 15.04–13.06.1980 г. выполнил юоевую службу в Балтийском море; 14.03.1989 г. исключён из состава ВМФ Военно-морской флот в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации; 1.10.1987 г. расформирован и впоследствии разделан на металл на базе «Главвторчермета» в Лиепае.

K-1421962/1990

29.12.1962 г. введён в строй; 10.01.1962 г. вошёл в состав КСФ Краснознаменный Северный флот в качестве опытово-боевого корабля; с 24.02.1962 г. произвёл 27 пусков БРПЛ Баллистическая ракета подводных лодок Р-21, после чего 15.05.1963 г. ракетный комплекс Д-4 был принят на вооружение; 20.05.1966 г. отнесён к подклассу БПЛ; в период с 30.12.1966 г. по 8.09.1967 г. прошёл модернизацию и переоборудование на СРЗ Судоремонтный завод «Звёздочка» в Северодвинске по пр.629-А; 30.01.1969 г. введён в боевой состав КСФ Краснознаменный Северный флот; 1.03–14.05.1969 г. выполнял боевую службу в Западной Атлантике; осенью 1976 г. совершил межфлотский переход по внутренним водным системам из Белого моря на Балтику и 25.09.1976 г. прибыл на место; 14.10.1976 г. вошёл в состав ДКБФ; 8.07–10.09.1977 г., 3.11–23.12.1978 г., 16.06–13.08.1979 г., 16.07–1.09.1980 г., 13.05–10.07.1981 г. и 1.07–29.08.1982 г. нёс боевое дежурство с последующим выполнением задач боевой службы в Балтийском море; 19.04.1990 г. исключён из состава ВМФ Военно-морской флот в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации; 1.10.1990 г. расформирован; в 1994 г. оставлен в Лиепайском порту при выводе с территории Латвии российских войск, а впоследствии был продан латвийской фирме для разделки на металл.

K-991962/1990

27.01.1962 г. введён в строй; 13.12.1962 г. вошёл в состав КТОФ; в период с 20.03.1965 г. по 13.01.1968 г. прошёл модернизацию и переоборудование на «Дальзаводе» во Владивостоке по пр.629-А; 20.05.1966 г. вновь отнесён к подклассу БПЛ; в период с 6.10.1972 г. по 29.07.1974 г. прошёл капремонт на «Дальзаводе» во Владивостоке; 1.11.1987 г. выведен из боевого состава, законсервирован и в б. Конюшкова (зал. Стрелок) поставлен на отстой; 2.02.1988 г. поставлен на капремонт на «Дальзаводе» во Владивостоке, но 19.04.1990 г. исключён из состава ВМФ Военно-морской флот в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации; 1.10.1990 г. расформирован.

K-1631962/1987

19.12.1962 г. введён в строй; 30.12.1962 г. вошёл в состав КТОФ; 20.05.1966 г. отнесён к подклассу БПЛ; 7.03–31.08.1967 г. проходил средний ремонт на ДВЗ «Звезда» в п.Большой Камень; в период с 27.03.1971 г. по 23.06.1973 г. прошёл модернизацию и переоборудование на «Дальзаводе» во Владивостоке по пр.629-А; 16.09.1987 г. исключён из состава ВМФ Военно-морской флот в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации; 1.11.1987 г. Расформирован

K-1291962/1968

24 февраля 1968 года из пункта базирования на Камчатке под названием Могила вышла на боевое патрулирование подводная лодка "K-129" с бортовым номером 574, дизельная, с тремя баллистическими ракетами подводного старта, с ядерными головными частями большой мощности, а также с двумя ядерными торпедами. Командовал судном капитан 1-го ранга Владимир Кобзарь, опытный, грамотный, волевой подводник. Все офицеры также имели опыт подводного плавания и были специалистами высокого класса. В течение двенадцати дней экипаж выполнял поставленные задачи по скрытному патрулированию (возвращение лодки в пункт базирования намечалось на 5 мая 1968 года), а 8 марта не вышел на связь.

В тот день "K-129" должна была дать контрольное радиодонесение - короткий сигнал. Адмирал в отставке В. Дыгало, командовавший в то время соединением, в состав которого входила подлодка, вспоминает: «В соответствии с боевым распоряжением В. Кобзарь регулярно направлял в штаб донесения о ходе плавания. Но 8 марта мы все были встревожены - лодка не ответила на контрольную радиограмму, переданную штабом Тихоокеанского флота для проверки связи. Правда, это не давало основания предположить трагический исход плавания - мало ли какие причины помешали командиру выйти на связь! Но донесение так и не поступило. Это было серьезным основанием для тревоги».

В это время, в разгар боевых действий во Вьетнаме, американские ВМС Военно-морские силы тщательно прослеживали курс любого советского военного корабля в стратегически важной части Тихого океана. Подводный ракетоносец не мог бесследно раствориться в океане. Но точное место гибели корабля и 98 членов экипажа советскому командованию тогда не было известно.

По данным разведки, примерно в эти же дни в японский порт Йокосуко прибыла американская подводная лодка «Суордфиш» («Меч-рыба»), имевшая повреждения. Американцами во время захода этой лодки в порт принимались необычные меры безопасности: к ремонту привлекался только американский персонал. Возникала мысль о столкновении под водой.

Срочно начала готовиться поисково-спасательная операция. В океан были направлены самолеты, боевые корабли, вспомогательные суда. Глубина в районе поиска - 5000-6000 метров. Удаление от Камчатки - около 1230 миль.

Первым в точку предполагаемого местонахождения лодки направился морской буксир СБ-43. На его борту находился заместитель командира соединения, в состав которого входила К-129, - капитан 1-го ранга Валентин Бец. «Не успели мы приблизиться к району, - вспоминает Бец, - где, по нашим расчетам, исчезла К-129, как над нами начали кружить американские патрульные самолеты «Орион». Они буквально висели над мачтами, и это вызывало определенное подозрение: с чего бы такое пристальное внимание к нашему скромному суденышку? Когда же через несколько дней в район подошли еще 11 наших кораблей, интенсивность их полетов стала еще большей.

Между тем погода была не из лучших. Волнение моря было в пределах 8-9 баллов, к тому же постоянно висел туман. Мы прочесывали район на малых скоростях: 2-3 узла - максимум. Вдруг за кормой на экране локатора появилась неизвестная цель. Мы делаем повороты - цель продолжает следовать за нами. Появилось предположение, что это - иностранная ПЛ Подводная лодка.

Тогда я, подозвав гидрографическое судно «Невельской» на голосовую связь, в мегафон проинструктировал его командира о порядке действий и мерах безопасности, после чего по радио открытым текстом передал: «Обнаружил за кормой в 4 кабельтовых неизвестную малую цель. Выйти на визуальный контакт с ней».

Гису повернул к цели, кратковременно увеличил ход, а затем круто отвернул. Грубо говоря, попугал. Но цель сразу же пропала и больше не появлялась. Все это и тогда и сейчас заставляет предполагать, что американцы знали и о цели наших действий, и о катастрофе К-129, и более того - знали точное место ее гибели. Они наблюдали за нами, дабы уяснить наши дальнейшие намерения».

Однако двухмесячный поиск в районе, где могла затонуть подлодка, закончился неудачей. Анализ обнаруженного масляного пятна показал, что оно соляровое, дизельное. Стало быть, лодка погибла.

Погибших моряков в советском Военно-морском флоте (всего 97 человек) официально «признали погибшими», вдовам подводников и их детям дали пенсии. Возможной причиной гибели корабля назывался «провал подводной лодки за предельную глубину вследствие поступления воды при движении под РДП Устройство для работы дизелей под водой (шнорхель) (устройство для работы дизеля под водой) через поплавковый клапан». Считалось, что это устройство придает лодке скрытность: оно уменьшало грохот дизеля и выход выхлопных газов из-под воды. Кстати, после гибели лодки главнокомандующий ВМФ Военно-морской флот СССР адмирал Советского Союза С. Горшков запретил подводникам использовать РДП Устройство для работы дизелей под водой (шнорхель).

Американцы провели уникальную операцию Азорские острова по подьему ПЛ Подводная лодка.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.