8 апреля 1942 из Рейкьявика вышел союзный конвой PQ-14 - в его составе 25 транспортов. Их защищали британские корабли. Возглавил же конвой крейсер "Эдинбург" из 18-й эскадры англичан.
Весной 1942 года, Советское правительство стало расплачиваться с союзниками золотом за обратный ленд-лиз для изготовления радиооборудования, и за контракты заключенные сверх программы ленд-лиза. Всё золото находилось в 93 ящиках (471 слиток высшей 999 пробы, общим весом 5,5 тонны). Отправить особо ценный груз решили с конвоем QP-11, полагая, что путь через Северную Атлантику наиболее скорый и безопасный. Слитки под большим секретом и внушительной охраной доставили в Мурманск, где они и дождались "Эдинбург". Английские моряки перенесли золото в самое защищенное место крейсера - в артиллерийские погреба. Ящики расположили на стеллажах рядом с боезапасами...
Конвой QP-11 формировался в Архангельске и Мурманске. 25 апреля первая группа судов с охранением покинула Двинской рейд. На следующие сутки, когда "Эдинбург" принимал на борт золото, в море вышли и корабли из Кольского залива. Крейсер отчалил уже в ночь с 27 на 28 апреля. Он быстро настиг тихоходные транспорты и занял свое место в походном ордере.
Утром 30 апреля "Эдинбург" покинул конвой и ушел вперед на 20-30 миль. Крейсер двигался так называемым широким противолодочным зигзагом со скоростью 18-19 узлов. И все же его подстерегла фашистская подлодка U-456 - одна из лучших в 16-й флотилии немцев. Командир ее - капитан-лейтенант Макс Тайхерт считался мастером «бесперископных атак», а "Эдинбург" шел с недостаточной для уклонения скоростью, и в 16.13 обе торпеды поразили крейсер. Первая угодила в борт точно в районе мидель-шпангоута. Взрыв был сильнейшим! Вышли из строя машинное отделение, центр связи, генераторы, системы главного калибра. Вторая торпеда взорвалась в корме, оторвав руль и два винта. При этом железный настил квартердека вздыбился так, что закрыл обзор комендорам кормовых орудий.
Но крейсер оставался на плаву. С «соседней» позиции к нему устремилась подлодка U-209. Еще одну опасность для тяжелораненого корабля представляли немецкие эсминцы группы «Арктика», вышедшие на перехват конвоя.
После взрывов "Эдинбург" принял огромное количество воды и получил крен в 25 градусов. Англичане действовали и грамотно, и самоотверженно. В ледяной воде, в полумраке помещений им удалось завести пластыри, укрепить переборки, включить насосы, уменьшить крен. В нижних помещениях люди лихорадочно пытались запустить хотя бы один - правый уцелевший - валопровод, а на верхнюю палубу моряки расчистили, чтобы на корму можно было принять буксировочные концы. Поступление забортной воды остановили. Затем дали электроэнергию орудиям главного калибра. В 250 милях от Кольского залива крейсер готовился к последнему своему сражению.
Конвой QP-11 находился рядом. Из его охранения на помощь "Эдинбург" бросились эсминцы «Forester» и «Foresight». Они же атаковали фашистскую субмарину U-209. Командир эсминца «Forester» Хаддард решился на таран лодки. Кованый форштевень эсминца снес ей перископ. Лодка отошла и легла на грунт. Через несколько часов к "Эдинбург" приблизились три советских корабля - эсминцы «Гремящий» и «Сокрушительный» и посыльное судно П-18. Море штормило, "Эдинбург" с большим трудом удалось взять на буксир. Но рано утром 1 мая оба советских эсминца ушли на базу заправляться топливом. Впоследствии этот поспешный отход был истолкован англичанами по-своему и даже имел серьезные последствия. Примерно тогда же из Мурманска на смену им вышли СКР Сторожевой корабль-28 «Рубин», буксир-спасатель № 29, а также четыре минных тральщика 6-й британской флотилии.
Фашистские эсминцы вышли на конвой 1 мая в 12.45. На этот момент численный перевес был на стороне англичан - 4 эсминца, 4 корвета, минные тральщики. Но три новейших тяжелых немецких корабля серии «Narvik» превосходили англичан по огневой мощи и скорострельности орудий, а также и по скорости. Реально помочь могли бы советские эсминцы, но их не было. Бой получился жарким и длился 5 часов.
Сначала немцы попытались прорваться к транспортам. Одна из торпед поразила теплоход «Циолковский» - единственное советское судно в конвое. Теплоход быстро затонул. Большего фашистам добиться не удалось. Англичане сражались отчаянно. На эсминце «Amazon» из офицеров остался в живых только младший лейтенант. Серьезные повреждения получил и эсминец «Bulldog». У него были разбиты все кормовые орудия. Но фашистов вынудили отступить. Охраняемый конвой двинулся во льды, а часть военных кораблей продолжила сопровождение "Эдинбург".
Рано утром 2 мая немцы вышли в повторную атаку. Теперь главной их целью стал поврежденный крейсер. На "Эдинбург" обрубили буксирные тросы, и корабль, лишенный руля, на 8-узловом ходу начал «выписывать циркуляции». Все его уцелевшие орудия открыли огонь по врагу.
На этот раз сражение длилось не более трех часов, но отличалось еще большей ожесточенностью. «Forester» получил попадание снаряда в рубку, погиб командир и еще 10 человек команды. В «Foresight» попали четыре раза, но убитых было всего девять. А в "Эдинбург" угодила еще одна, уже третья, торпеда, и снова - в левый борт! Фашисты потеряли эсминец «Herman Shoemann». Утверждают, что его поразили именно снаряды главного калибра английского крейсера.
"Эдинбург" был обречен. К 9 часам экипаж его организованно перешел на корабли сопровождения. Никто не мог исключить вероятность захвата "Эдинбург" фашистами после отхода, и эсминец «Foresight» выпустил в него свою последнюю торпеду. Крейсер с развевающимися флагами Святого Георга и города Эдинбурга погрузился в пучину Баренцева моря. С "Эдинбург" на дно легли пять с половиной тонны золота.
В 1981 году началась операция Золото Эдинбурга.