Десантный корабль типа "1171.1" – фактически усовершенствованный вариант достаточно известного советского БДК Большой десантный корабль проекта 1171 Тапир.
Проектировало "1171.1" расположенное в Северной Пальмире Невское проектно-конструкторское бюро (главный конструктор – В.Н. Суворов). Конструкторский коллектив не стал заново изобретать велосипед и взял за основу корпус базового БДК Большой десантный корабль-предшественника, который хорошо зарекомендовал себя за десятилетия безупречной службы. Но это только как основа. Большая же часть корабельных конструкций претерпела достаточно серьезные изменения. В основном это касается надстройки и внутренних помещений. При этом в ходе работы над проектом широко использовались новейшие технологии, большое внимание было уделено внедрению созданных в последние годы новых конструкционных материалов и т.п. Успешно проведена и работа по снижению заметности корабля по разным физическим полям.
Боевая техника размещается на БДК Большой десантный корабль на танковой палубе. Это могут быть как танки массой до 60 т (до 13 единиц), так и бронетранспортеры или боевые машины пехоты (до 36 машин), либо армейские грузовики и т.п. Погрузка техники на корабль выполняется двумя способами: самостоятельно посредством использования аппарелей, либо при помощи портальных или палубного грузового кранов через четырехстворчатый грузовой люк в верхней палубе. Кстати, эти люки позволяют еще и вентилировать подпалубное пространство, когда непосредственно перед выходом двигатели машин работают на холостых оборотах и заполняют десантное отделение выхлопными газами. На БДК Большой десантный корабль типа "1171.1" имеется один грузовой кран в районе грузового люка и два шлюпочных крана для работы со шлюпками и моторными лодками (последних на корабле три – две большие и одна малая).
Высадка десанта с нового корабля, как заявляют разработчики, будет осуществляться несколькими способами, в том числе совершенно новым для российских моряков. По крайней мере, он в нашем флоте давно уже не практиковался – с помощью обычных инженерных понтонов. Для высадки любой, в том числе тяжелой, техники на необорудованный берег в этом случае будет быстро собираться понтонный наплавной мост, по которому техника и пойдет от корабля до берега «по воде аки по суху». Можно также будет высаживать технику десанта и традиционными способами – на упор или на плав.