|
ПроектКорабли (18)(19) Страна | Россия | Тип | Катер | Общие характеристики | Длина (м): | 59,3 | Ширина (м): | 11,8 | Водоизмещение (тонн): | 700 | Скорость (узлов): | 35 | Запас хода (миль): | 4000 | Осадка (м): | 3 | Экипаж: | 60 | Вооружениe | Орудия: | 1 АК-725 | ПКК Противо-корабельные комплексы: | 6 П-120 Малахит | Системы ПВО Противо-воздушная оборона: | 1 Оса/Oca-M | Электронное оборудование | СУО Система управления огнём: | 1 «Титанит» (Band Stand) для ПКРК Противо-корабельный ракетный комплекс «Малахит» 2 (Fish Bowl) внешнее ЦУ для ПКРК Противо-корабельный ракетный комплекс 1 4Р33 (Pop Group) для ЗРК Зенитно-ракетные комплексы «Оса-М» 1 МР-103 «Барс» (Muff Cob) для 57-мм АУ Автоматическая установка |
Огромные темпы строительства в СССР ракетных катеров проектов 183-Р и пр.205, а также непрерывное принятие на вооружение всё более совершенных противокорабельных ракет привело к тому, что уже в середине 1960-х годов Главком ВМФ Военно-морской флот стал рассматривать эти РКА Ракетный катер как быстро устаревавшие. Поэтому он потребовал разработать проект нового РКА Ракетный катер с усиленным ударным ракетным вооружением (за счёт размещения новых тогда 6 ПКР Противокорабельные ракеты П-120 Малахит) и ПВО Противо-воздушная оборона (предполагалось размещение ЗРК Зенитно-ракетные комплексы самообороны и более крупнокалиберной артустановки). В 1965 году ТТЗ Тактико-техническое задание на проектирование нового ракетного катера было выдано в ЦМКБ «Алмаз». Главным конструктором корабля, получившего шифр «Овод» и номер проекта 1234, был назначен И.П.Пегов, а главным наблюдающим от ВМФ Военно-морской флот – капитан 1 ранга В.В.Дмитриев.
Проектирование нового РКА Ракетный катер проходило в очень сложной обстановке. Размещение шести противокорабельных ракет типа П-120 Малахит с новым радиолокационным комплексом выдачи целеуказания «Титанит», одного ЗРК Зенитно-ракетные комплексы [1000012 ] и спаренной 57-мм артустановки АК-725 с РЛС Радио-локационная станция управления «Барс» привело к резкому возрастанию водоизмещения до 600 тонн. Следует также отметить, что впервые для кораблей такого класса было предусмотрено и размещение средств РЭБ. Для стрельбы ПКРК Противо-корабельный ракетный комплекс на максимальную дальность предусматривалась система внешнего целеуказания от кораблей и самолётов. В качестве активного средства защиты на МРК Малый ракетный корабль устанавливались комплексы выстреливаемых помех – 2...6 пусковых установок.
Для обеспечения заданной первоначально скорости очевидно надо было уже использовать не дизельную, а газотурбинную энергетическую установку. Однако имеющиеся в наличие на тот момент турбины типа М3 обладали очень большими размерами и, в конечном итоге, снова вели к увеличению водоизмещения корабля, что было конечно неприемлемо. Расчёты показывали, что даже для обеспечения 35-узловой скорости требовалась такая мощность, которая могла бы быть обеспечена как минимум шестью дизельными двигателями типа М-504, что также было нереально. Время, выданное на разработку ГЭУ Главная энергетическая установка, было ограничено и разработать новый двигатель (дизель или турбину) было невозможно. Поэтому было принято решение использовать в энергоустановке три вала с работой на каждый вал по два двигателя М-504. Однако такая установка была более или менее приемлемой только в случае отсутствия сложных редукторов. Поэтому завод «Звезда» в срочном порядке в конце 1960-х годов создал сочленённый двигатель М-507 (состоящий из двух двигателей М-504 валы которых соединялись через редуктор) имеющий 112 цилиндров (!) и развивающий мощность в 10000 л с. Можно предположить, что если бы в начале 1960-х годов перед конструкторами поставили бы задачу создать такой же двигатель в спокойной обстановке то он бы был создан методом развития двигателя М-504 без увеличения числа цилиндров (например методом увеличения объёма камеры сгорания, изменения размеров и т.д.).
По результатам рассмотрения проекта Главкомом было принято решение о переводе «Овода» из класса ракетных катеров в специальный класс малых ракетных кораблей (МРК Малый ракетный корабль).
Следует отметить, что в тот период каких-либо иностранных аналогов равных по боевым возможностям этим кораблям не существовало, так как "1234 Овод" отличались увеличенной дальностью плавания, лучшей мореходностью и обладали более эффективным управляемым ракетным оружием.
В дальнейшем для иностранных заказчиков был создан экспортный вариант МРК Малый ракетный корабль – проект 1234-Э. Основное его отличие от базового пр.1234 было в замене П-120 Малахит на четыре ПКР Противокорабельные ракеты П-20 (экспортная модификация П-15).
Головной МРК Малый ракетный корабль, получивший наименование «Буря», был построен в 1970 году на Приморском заводе в Ленинграде. Строительство кораблей этого проекта было развёрнуто ещё и на Хабаровском судостроительном заводе. Всего до 1981 года по этому проекту было построено 18 МРК Малый ракетный корабль (16 в Ленинграде и 2 в Хабаровске). Параллельно велось строительство экспортной модификации пр.1234-Э (на ССЗ Судо-строительный завод «Вымпел» в Рыбинске, 10 корпусов) и усовершенствованного проекта 12341 (18 корпусов) вплоть до 1991 года. МРК Малый ракетный корабль-3 БУРЯ1967/199113.01.1967 г. заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ Судо-строительный завод и 24.06.1967 г. зачислен в списки кораблей ВМФ Военно-морской флот, спущен на воду 18.10.1968 г. и в 1969 г. переведен из Ленинграда по внутренним водным системам в Севастополь для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.09.1970 г. и 24.11.1970 г. включен в состав КЧФ. 11.02.1991 г. исключен из состава ВМФ Военно-морской флот в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 24.06.1991 г. расформирован и вскоре разделан на металл в Севастополе. ВИХРЬ1970/199421.08.1967 г. заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ Судо-строительный завод и 25.04.1970 г. зачислен в списки кораблей ВМФ Военно-морской флот, спущен на воду 22.07.1970 г. и вскоре переведен из Ленинграда по внутренним водным системам в Севастополь для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.09.1971 г. и 1.11.1971 г. включен в состав КЧФ. Летом 1977 г. переведен на буксире из Севастополя через пролив Гибралтар вокруг Африки во Владивосток и 31.08.1977 г. перечислен в состав КТОФ. С 4.07.1987 г. входил в состав КамФлРС КТОФ. 26.07.1992 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 5.07.1994 г. исключен из состава ВМФ Военно-морской флот в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.09.1994 г. расформирован. ВОЛНА1971/199327.09.1968 г. заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ Судо-строительный завод и 25.04.1970 г. зачислен в списки кораблей ВМФ Военно-морской флот, спущен на воду 20.07.1971 г., вступил в строй 31.12.1971 г. и 4.02.1972 г. включен в состав ДКБФ. 24.04.1974 г. перечислен в состав КСФ Краснознаменный Северный флот и весной 1974 г. переведен по внутренним водным системам из Балтийского в Белое море. В период с 10.08.1988 г. по 1.10.1989 г. на СРЗ Судоремонтный завод-177 в Усть-Двинске (Даугавгрива) прошел средний ремонт, после чего был выведен из боевого состава, законсервирован и в губе Сайда (г. Гаджиево) поставлен на отстой. 26.07.1992 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 30.06.1993 г. исключен из состава ВМФ Военно-морской флот в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации и 25.01.1994 г. расформирован. МРК Малый ракетный корабль-7 БРИЗ1971/19925.11.1967 г. заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ Судо-строительный завод и 15.06.1968 г. зачислен в списки кораблей ВМФ Военно-морской флот, спущен на воду 10.10.1969 г. и весной 1970 г. переведен из Ленинграда по внутренним водным системам в Севастополь для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.12.1970 г. и 9.02.1971 г. включен в состав КЧФ. В начале 1984 г. переведен на буксире из Севастополя через пролив Гибралтар вокруг Африки в порт Камрань (Вьетнам) и 10.05.1984 г. перечислен в состав ОПЭСК, а 1.08.1986 г. по прибытии во Владивосток – в состав КТОФ. В 1981 г. завоевал приз ГК Главный калибр ВМФ Военно-морской флот по ракетной подготовке (в составе КУГ). С 1.08.1986 г. по 4.07.1987 г. на «Дальзаводе» прошел средний ремонт, по окончании которого переведен в состав КамФлРС КТОФ. 29.10.1992 г. исключен из состава ВМФ Военно-морской флот в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 31.12.1992 г. расформирован и в 1998 г. на СРЗ Судоремонтный завод-49 в бухте Сельдевая разделан на металл. ГРАД1972/199329.11.1967 г. заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ Судо-строительный завод и 20.10.1970 г. зачислен в списки кораблей ВМФ Военно-морской флот, спущен на воду 30.04.1972 г., вступил в строй 30.09.1972 г. и 31.10.1972 г. включен в состав ДКБФ. В 1983 г., 1985 г. и 1987 г. гг. завоевывал приз ГК Главный калибр ВМФ Военно-морской флот по ракетной подготовке (в составе КУГ). С 1.11.1989 г. по 7.02.1990 г. на СРЗ Судоремонтный завод-177 в Усть-Двинске (Даугавгрива) прошел средний ремонт. 26.07.1992 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 30.06.1993 г. исключен из состава ВМФ Военно-морской флот в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.02.1994 г. расформирован. ГРОЗА1972/19929.01.1969 г. заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ Судо-строительный завод и 20.10.1970 г. зачислен в списки кораблей ВМФ Военно-морской флот, спущен на воду 26.07.1972 г., вступил в строй 26.12.1972 г. и 31.01.1973 г. включен в состав ДКБФ. Летом 1973 г. переведен по внутренним водным системам из Балтийского моря в Азовское, а оттуда в Черное и 4.09.1973 г. перечислен в состав КЧФ. 1.09.1982 г. выведен из боевого состава, законсервирован и в бухте Карантинная в Севастополе поставлен на отстой. В 1922 г. исключен из состава ВМФ Военно-морской флот и в 1993 г. разделан на металл в Севастополе. ГРОМ1972/19951.10.1969 г. заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ Судо-строительный завод и 20.10.1970 г. зачислен в списки кораблей ВМФ Военно-морской флот, спущен на воду 29.10.1972 г., вступил в строй 28.12.1972 г. и 31.01.1973 г. включен в состав ДКБФ. Летом 1973 г. переведен по внутренним водным системам из Балтийского моря в Азовское, а оттуда в Черное и 4.09.1973 г. перечислен в состав КЧФ. 1.09.1988 г. выведен из боевого состава, законсервирован и в бухте Карантинная в Севастополе поставлен на отстой, но 1.06.1991 г. расконсервирован и вновь введен в строй. В 1978 г. и 1992 г. гг. завоевывал приз ГК Главный калибр ВМФ Военно-морской флот по ракетной подготовке (в составе КУГ). 24.05.1995 г. исключен из состава ВМФ Военно-морской флот в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1995 г. расформирован и вскоре разделан на металл в Севастополе. ЗАРНИЦА1973/199927.07.1970 г. заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ Судо-строительный завод и 20.10.1970 г. зачислен в списки кораблей ВМФ Военно-морской флот, спущен на воду 28.04.1973 г., вступил в строй 18.09.1973 г. и 26.10.1973 г. после перевода по внутренним водным системам из Балтийского моря в Азовское, а оттуда в Черное включен в состав КЧФ. В 1978 г., 1981 г., 1984 г., 1988 г., 1993 г., 1994 г. и 1998 г. гг. завоевывал приз ГК Главный калибр ВМФ Военно-морской флот по ракетной подготовке (в составе КУГ). 12.06.1997 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский; после 1999 г. выведен из состава флота и расформирован. МОЛНИЯ1973/199930.09.1971 г. заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ Судо-строительный завод и 28.03.1972 г. зачислен в списки кораблей ВМФ Военно-морской флот, спущен на воду 27.08.1973 г., вступил в строй 28.12.1973 г. и 7.02.1974 г. включен в состав ДКБФ. В 1983 г. и 1985 г. гг. завоевывал приз ГК Главный калибр ВМФ Военно-морской флот по ракетной подготовке (в составе КУГ). С 21.10.1987 г. по 4.03.1988 г. на СРЗ Судоремонтный завод-179 в Усть-Двинске (Даугавгрива) прошел средний ремонт. 26.07.1992 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский; после 1999 г. выведен из состава флота и расформирован. ШКВАЛ1974/199928.03.1972 г. зачислен в списки кораблей ВМФ Военно-морской флот и 17.05.1972 г. заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ Судо-строительный завод, спущен на воду 28.12.1973 г., вступил встрой 14.06.1974 г. и 16.07.1974 г. включен в состав ДКБФ. В 1978 г. завоевал приз ГК Главный калибр ВМФ Военно-морской флот по ракетной подготовке (в составе КУГ). С 26.09.1978 г. по 22.02.1980 г. и с 12.12.1980 г. по 18.07.1985 г. на СРЗ Судоремонтный завод-179 в проходил средний ремонт. 1.10.1988 г. выведен из боевого состава, законсервирован и сначала в Лиепае, а с 1992 г. в Балтийске поставлен на отстой. 26.07.1992 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский; после 1999 г. выведен из состава флота и расформирован. ЗАРЯ1974/199418.10.1972 г. заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ Судо-строительный завод и 4.06.1973 г. зачислен в списки кораблей ВМФ Военно-морской флот, спущен на воду 18.05.1974 г., вступил в строй 28.09.1974 г. и 18.10.1974 г. после перевода по внутренним водным системам из Балтийского моря в Белое включен в состав КСФ Краснознаменный Северный флот. В 1982 г. завоевал приз ГК Главный калибр ВМФ Военно-морской флот по ракетной подготовке (в составе КУГ). 11.09.1986 г. выведен из боевого состава, законсервирован и в губе Долгая Западная (пос. Гранитный), а с 10.08.1988 г. в губе Сайда (г. Гаджиево) поставлен на отстой. 26.07.1992 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 5.07.1994 г. исключен из состава ВМФ Военно-морской флот в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.09.1994 г. расформирован. МЕТЕЛЬ1974/199819.02.1973 г. заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ Судо-строительный завод и 4.06.1973 г. зачислен в списки кораблей ВМФ Военно-морской флот, спущен на воду 10.08.1974 г. и вскоре переведен по внутренним водным системам из Балтийского моря в Белое для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 8.12.1974 г. и 23.01.1975 г. включен в состав КСФ Краснознаменный Северный флот. В 1982 г. завоевал приз ГК Главный калибр ВМФ Военно-морской флот по ракетной подготовке (в составе КУГ). С 28.09.1990 г. по 27.08.1992 г. на СРЗ Судоремонтный завод-82 в пос. Росляково прошел средний ремонт. 26.07.1992 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 16.03.1998 г. исключен из состава ВМФ Военно-морской флот в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.05.1998 г. расформирован. ШТОРМ1975/19984.06.1973 г. зачислен в списки кораблей ВМФ Военно-морской флот и 20.10.1973 г. заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ Судо-строительный завод, спущен на воду 3.03.1975 г., вступил в строй 15.06.1975 г. и 21.07.1975 г. включен в состав ДКБФ. В 1983 г., 1985 г. и 1987 г. гг. завоевывал приз ГК Главный калибр ВМФ Военно-морской флот по ракетной подготовке (в составе КУГ). 26.07.1992 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. С 3.03.1993 г. находился на СРЗ Судоремонтный завод-33 в Балтийске на капитальном ремонте, но 16.03.1998 г. из-за отсутствия финансирования исключен из состава ВМФ Военно-морской флот в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.05.1998 г. расформирован и вскоре продан ЗАО «Литан» для разделки на металл. РАДУГА1975/19944.06.1973 г. зачислен в списки кораблей ВМФ Военно-морской флот и 16.01.1974 г. заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ Судо-строительный завод, спущен на воду 20.06.1975 г., вступил в строй 1.12.1975 г. и 26.12.1975 г. включен в состав ДКБФ. В 1983 г., 1985 г. и 1987 г. гг. завоевывал приз ГК Главный калибр ВМФ Военно-морской флот по ракетной подготовке (в составе КУГ). В период с 11.10.1991 г. по 1.10.1993 г. на СРЗ Судоремонтный завод-33 в Балтийске прошел средний ремонт. 26.07.1992 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 5.07.1994 г. исключен из состава ВМФ Военно-морской флот в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.12.1994 г. расформирован. ЦИКЛОН1977/19954.06.1973 г. зачислен в списки кораблей ВМФ Военно-морской флот и 22.09.1973 г. заложен на стапеле Владивостокского ССЗ Судо-строительный завод, спущен на воду 24.05.1977 г., вступил в строй 31.12.1977 г. и 17.02.1978 г. включен в состав КТОФ. С 4.07.1987 г. входил в состав КамФлРС КТОФ. 26.07.1992 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 17.01.1995 г. исключен из состава ВМФ Военно-морской флот в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.06.1995 г. расформирован и в озере Богородское (г. Петропавловск-Камчатский) поставлен на прикол, где вскоре затонул из-за неисправности донно-забортной арматуры, но в 1998 г. поднят УПАСР КТОФ и на СРЗ Судоремонтный завод-49 в бухте Сельдевая (г. Вилючинск) разделан на металл. ВЕТЕР1978/19957.05.1975 г. зачислен в списки кораблей ВМФ Военно-морской флот и 27.02.1976 г. заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ Судо-строительный завод, спущен на воду 21.04.1978 г., вступил в строй 30.09.1978 г. и 23.11.1978 г. после перевода по внутренним водным системам из Балтийского моря в Белое включен в состав КСФ Краснознаменный Северный флот. В 1980 г. завоевал приз ГК Главный калибр ВМФ Военно-морской флот по ракетной подготовке (в составе КУГ). С 9.10.1986 г. по 27.02.1987 г. на СРЗ Судоремонтный завод-82 в пос. Росляково прошел средний ремонт. 1.12.1987 г. выведен из боевого состава, законсервирован и сначала в губе Долгая-Западная (пос. Гранитный), а с 10.08.1988 г. в губе Сайда (г. Гаджиево) поставлен на отстой. 26.07.1992 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 4.08.1995 г. исключен из состава ВМФ Военно-морской флот в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации и 31.12.1995 г. расформирован. АЙСБЕРГ197914.04.1976 г. зачислен в списки кораблей ВМФ Военно-морской флот и 11.11.1976 г. заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ Судо-строительный завод, спущен на воду 20.04.1979 г., вступил в строй 30.09.1979 г. и 1.12.1979 г. после перевода по внутренним водным системам из Балтийского моря в Белое включен в состав КСФ Краснознаменный Северный флот. С 20.09.1989 г. по 14.11.1990 г. на СРЗ Судоремонтный завод-82 в пос. Росляково прошел средний ремонт. 26.07.1992 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. МУССОН1981/198714.07.1975 г. заложен на стапеле Владивостокского ССЗ Судо-строительный завод и 14.04.1976 г. зачислен в списки кораблей ВМФ Военно-морской флот, спущен на воду 1.07.1981 г., вступил в строй 30.12.1981 г. и 9.02.1982 г. включен в состав КТОФ. 16.04.1987 г. погиб в Японском море из-за самопроизвольного перенацеливания ракеты при отработке задач боевой подготовки (см. Муссон). 1 2 3  | 25 Kb30 Kb 34 Kb37 Kb40 Kb43 Kb 44 Kb 48 Kb53 Kb54 Kb 56 Kb 65 Kb 65 Kb70 Kb83 Kb 190 Kb 220 Kb 232 Kb 1,18 Mb |  ![]() | Проект 1234 «Овод» http://atrinaflot.narod.ru/3_cutters/01_mrk_1234/0_1234.htmProject 1234 Nanuchka class http://www.fas.org/man/dod-101/sys/ship/row/rus/1234.htm
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.
|