История создания крейсеров типа "Омаха" начинается в 1917 г. В период между 1905 и 1917 гг. в США не было заложено ни одного крейсера. В руководстве американского флота имелись серьезные разногласия относительно облика необходимого ВМС Военно-морские силы США крейсера, когда начавшаяся в 1914 г. в Европе Первая Мировая война дала возможность опереться на опыт боевых действий на море. В период с 1914 по 1918 г. рассматривалось большое количество эскизных проектов кораблей данного класса водоизмещением от 6500 до 55000 т, вооруженных орудиями калибром от 152 мм и вплоть до 406 мм. Прорабатывался широкий спектр подклассов и вариантов: от крейсера-разведчика (т.н. «скаута») до линейного крейсера. В итоге одобрение получили два проекта: скаут водоизмещением около 8 тысяч т и 46000-тонный линейный крейсер. Первый из них воплотился в жизнь в виде десяти кораблей типа "Омаха", второму это было не суждено – помешал Договор пяти держав.
Постройка серии из десяти новых крейсеров была утверждена актом Конгресса США от 29 августа 1916 г.
Первоначальное ТТЗ Тактико-техническое задание на проектирование «скаута 1917 г.» предусматривало скорость свыше 30 узлов, дальность плавания 10 тысяч миль и вооружение не менее чем из шести 152-мм орудий при водоизмещении, не превышавшем 8 тысяч т. Вскоре задание подверглось корректуре: вооружение – двенадцать 152-мм и четыре 76-мм зенитных орудия, два двухтрубных торпедных аппарата и не менее четырех гидросамолетов, а также оборудование для постановки мин.
В период проектирования корабль фактически определялся как большой эсминец (увеличенный типичный четырёхтрубный «flush-decker», во множестве строившийся в ту пору для американского флота), и это обусловило большинство характерных технических решений, использованных в его конструкции. В частности, нормы прочности конструкций, обитаемости, обеспечения вспомогательными и бытовыми устройствами и приспособлениями устанавливались по нормам эсминцев. Этим объяснялась и лёгкость конструкций, и недостаток теплоизоляции, и недостаточная мощность систем вентиляции и отопления, и отсутствие деревянного палубного настила, и скученное размещение личного состава (особенно заметное при существенном наращивании его численности в военное время). Кроме того, выдвигалось требование схожести силуэтов эсминцев и проектировавшихся крейсеров.
Одним из основополагающих требований для крейсеров этого проекта стало всемерное усиление мощи носового и кормового артиллерийского огня. Это первоначально привело к размещению четырёх 152-мм орудий в носовой и такого же количества в кормовой надстройках и ещё двух – побортно на шкафуте в лёгких палубных артустановках. Бак и ют оставлялись свободными для размещения фиксированных авиакатапульт и оборудования для постановки мин заграждения. Уже после закладки кораблей начальник Управления кораблестроения адмирал Д.Тейлор (ответственный за их проектирование и постройку) предложил отказаться от двух шкафутовых орудий ввиду недостаточных углов обстрела и ограниченной скорострельности, мотивируя это трудностями подачи боезапаса из погребов, расположенных в оконечностях.
Сэкономленный вес предлагалось использовать для адекватного бронирования румпельного отделения. Предложение прошло без возражений. Однако вскоре возник вопрос о существенном огневом превосходстве английских КРЛ типов «С» и «D», серийно строившихся в это время. Английские корабли при почти на треть меньшем водоизмещении обладали бортовым залпом, большим на два-три 152-мм ствола (при этом почему-то «в тени» оставлялись и на 5-6 узлов более высокая скорость и в два раза более мощный продольный огонь американских кораблей). Тем не менее, Тейлору предложили срочно усилить артиллерию уже полным ходом строившихся крейсеров, вступления в строй которых с нетерпением ожидали на флоте.
Кстати оказалось известие о возможности замены громоздких фиксированных катапульт для запуска гидросамолётов более компактными и лёгкими поворотными, которые могли быть размещены побортно на шкафуте. Теперь оконечности освобождались, однако для размещения там 152-мм орудий требовались башенные установки с круговой защитой от дульных газов таких же пушек, стоявших на надстройках (с той же целью последние пришлось разместить в двухъярусных казематных установках, что уже к 1918 г. являлось полным анахронизмом).
Возникло предложение всю 152-мм артиллерию установить в четырёх двухорудийных башнях с линейно-возвышенным расположением, однако от него отказались из-за невозможности длительной задержки сдачи кораблей флоту, которая уже и без того откладывалась почти на два года.
152-мм орудия относились к модели Mk.12 и обладали весьма мощной баллистикой и не очень высокой скорострельностью (что объяснялось применением ручной подачи, картузного заряжания и поршневого затвора).
Первоначально зенитное вооружение должно было включать две, а затем четыре открытых палубных одноорудийных 76,2-мм АУ Автоматическая установка, размещённых побортно на шкафуте в нос от катапульт. В начале 1930-х гг. корабли получили ещё по три такие же установки (две – на шкафут и третья – в диаметральной плоскости на кормовой надстройке).
Торпедное вооружение по сравнению с первоначально планировавшимся претерпело в процессе постройки кораблей серьёзное усиление: к моменту сдачи крейсера располагали десятью торпедными трубами 533-мм калибра. Шесть из них в двух трёхтрубных ТА Торпедный аппарат располагались побортно на палубе полубака сразу же за катапультами, а остальные – в двух двухтрубных ТА Торпедный аппарат, установленных палубой ниже (стреляли через специальные лацпорты).
По соображениям прочности корпуса и из-за подверженности заливанию волной нижние ТА Торпедный аппарат вскоре после вступления кораблей в строй демонтировали, а лиц-порты наглухо заделали. По той же причине к началу 1930-х п. на всех крейсерах этого типа сняли по две кормовые казематные 152-мм АУ Автоматическая установка нижнего яруса.
Две катапульты с двумя хранившимися на них же гидросамолётами (первоначально – Vought VH-9) занимали шкафут. Ангаров для самолётов не предусматривалось.
В состав технических средств кораблевождения входили: один комплект гирокомпаса Mk.VIII. два 7.5-дюймовых магнитных компаса и лаг типа «Питометр».
Корпус с протяжённым (около 70% длины) полубаком имел клёпаную конструкцию и набирался по продольной системе со шпацией 1220 мм.
Система бронирования, выполнявшаяся из судостроительной никелевой стали, включала 76-мм (51-мм лист стали «STS» наложенный на 25-мм лист «HTS») бортовой броневой пояс шириной 5,8 м. и 37-мм броневую верхнюю палубу (сталь «STS»). Имелись броневые траверзы – носовой и кормовой, толщиной 37 и 76 мм соответственно, орудийные башни имели только лёгкую круговую защиту (6 мм). Общая масса бронирования корабля составляла всего 8% от его стандартного водоизмещения.
Для своего относительно небольшого водоизмещения крейсера получили очень мощные главные механизмы, которые, в сочетании с весьма совершенными обводами корпуса, обеспечили высокую максимальную скорость. Впервые ГЭУ Главная энергетическая установка по своему составу и размещению в корпусе корабля приводилась к образцу (линейно-эшелонная схема), который копировался на всех последующих проектах американских крейсеров и, в конечном счете, и во флотах других наций также. Двенадцать трёхколлекторных водотрубных котлов располагались в четырёх котельных отделениях, носовая пара КО отделялась от кормовой пары носовым МО. Котлы принадлежали к типу «Yarrow» (кроме кораблей, построенных верфями фирмы «Cramp», которые имели котлы типа «White-Forsters»).
Главные турбины работали через редукторы на четыре вала и также отличались по типу в зависимости от фирм-строителей: корабли фирмы «Cramp» имели турбины типа «Parsons», фирма «Todd» снабжала построенные ею крейсера турбинами типа «Westinghouse», a «Bethlehem» предпочитала тип «Curtiss».
Корабли имели по четыре трёхлопастных гребных винта диаметром 3,43 м с фиксированным шагом (3,61 м).
Учитывая достаточно большие нефтяные запасы США, нефть принималась в качестве единственного типа топлива, однако проектная дальность плавания – 10 тысяч миль 10-узловым ходом – так никогда и не была достигнута, а фактически составляла лишь 6400 миль.
Электроэнергетическая установка включала четыре турбогенератора мощностью по 100 кВт, а также один дизель-генератор мощностью 60 кВт, вырабатывавшие постоянный ток напряжением 120 В. Электроэнергия распределялась через два ГРЩ.
В 1940 г. последовало предложение переоборудовать корабли типа "Омаха" в крейсера ПВО Противо-воздушная оборона с главным вооружением, сокращённым до четырёх 152-мм орудий (две двухорудийные башни), и батареей из семи 127-мм универсальных и шести 4-орудийных 28-мм зенитных автоматических АУ Автоматическая установка. Однако после продолжительного обсуждения во флотских инстанциях этот проект так и не был осуществлён.
Чтобы сократить массу высокорасположенных грузов, в 1941-1942 гг. со всех крейсеров этого типа сняли бронированные боевые рубки и модернизировали конструкцию ходовых мостиков. Тогда же корабли оснащались радиолокационным вооружением. Устанавливались РЛС Радио-локационная станция обнаружения воздушных целей типа «SC», РЛС Радио-локационная станция обнаружения надводных целей «SG» (АП – на топе фок-мачты) и два комплекта артиллерийской РЛС Радио-локационная станция «Mk.3» (на фор-марсе и на специальной штанге на кормовой надстройке).
Зенитное вооружение в марте 1942 г. утвердили состоящим из двух четырёхорудийных 28-мм автоматических АУ Автоматическая установка, по одной в носовой и кормовой частях на надстройках в ДП (эти АУ Автоматическая установка подлежали замене по мере поступления на вооружение автоматами Бофорc), и восьми Эрликон: по четыре на крыльях носового и кормового мостиков, остальные – побортно на шкафуте за носовой надстройкой. 76.2-мм орудия были сохранены, а количество 20-мм автоматов позже увеличили на двенадцать. Вооружение всех десяти КРЛ сократили до десяти 152-мм орудий, а седьмую 76,2-мм пушку заменили третьей спаренной 40-мм АУ Автоматическая установка.
Корабельные гидросамолёты Curtiss Right «Seagull», поступившие на корабли в 1935 г., с 1940 г. заменялись на Vought OS2U «Kingfisher». Авиавооружение на крейсерах данного типа сохранялось неизменным в течение всей войны – вероятно, с учётом их использования в обширных открытых акваториях Атлантики.
Ни один крейсер типа "Омаха" не был потерян на войне. При всём упорном нежелании американского командования подвергать устаревшие корабли большому риску боевых действий в первой линии соприкосновения с противником, некоторым из них довелось изрядно повоевать и получать серьёзные боевые повреждения.