Базовый тральщик проекта "1265 Яхонт" явился, по сути, дальнейшим развитием базового тральщика проекта 257ДМ. Потребность в новом проекте базового тральщика была обусловлена так же тем, что тральщики проекта 1252 с стеклопластиковыми корпусами, планируемые к серийной постройки после серии тральщиков проекта 257ДМ, проектировались на базе устаревшего к середине 60-х годов оборудования и их крупносерийное производство не было оправданным.
В результате этого в 1965 г. ВМФ Военно-морской флот выдал Западному ПКБ ТТЗ Тактико-техническое задание на разработку нового проекта базового тральщика проекта 1265 в двух вариантах: со стеклопластиковым корпусом (пр. 1265П), считавшийся основным, и с деревянным корпусом (1265Д, рассматриваемый как резервный. Технический проект был выполнен и утверждён в обоих вариантах по материалу корпуса. К строительству же был утверждён проект с деревянным корпусом, для повышения долговечности древесины и достижения лучшей герметичности оклеиваемый стеклопластиковым покрытием. Это было обусловлено тем, что в это время хотя стеклопластик и являлся более предпочтительным материалом, так как имел сравнительно небольшую удельную массу, являлся диэлектриком, не коррозировал и не подвергался гниению и разрушению древоточцами, но всё же был ещё не достаточно освоен промышленностью. Кроме того требования проекта затрудняли его постройку на Средне-Невском ССЗ Судо-строительный завод, где в то время был единственный цех стеклопластикового судостроения, и не возможно было организовать строительство крупной серии, так как это потребовало бы строительства дополнительных цехов, освоения технологии и т.д. на Владивостокском ССЗ Судо-строительный завод и ССЗ Судо-строительный завод «Авангард». Не готова была и химическая промышленность к поставке необходимого количества компонентов для изготовления корпусов. В процессе эксплуатации уже построенных кораблей с корпусами из стеклопластика были выявлены недостатки, затрудняющие эксплуатацию технических средств, ремонтопригодность и т.п. Так что с точки зрения обитаемости и сохранения здоровья экипажа, эксплуатации деревянный корпус был предпочтительнее.
В 1969 г. был принят и утверждён десятилетний План военного судостроения на 1971 – 1980 г.г., которым предусматривалось строительство серии кораблей проекта "1265 Яхонт".
По своему архитектурному типу корабль напоминал проект 257ДМ. Имел такой же удлинённый полубак, упрощенные обводы, и примерно такое же отношение длины к ширине. При этом внешний вид корабля с изменением линий надстройки, установкой фальштрубы для газохода котлоагрегата, по сравнению с бтщ проекта 257ДМ, стал более привлекательным и эстетичным. Для корпуса использовалась также древесина из сосны. На корабле были созданы исключительные условия обитаемости для экипажа. В составе вспомогательных механизмов были установлены две холодильные машины МХМ-15С и применена система круглогодичного кондиционирования воздуха жилых, служебных помещений и боевых постов установкой в системе вентиляции воздухоохладителей и воздухонагревателей, на последние подавался пар от вспомогательного котлоагрегата,
На корабле проекта удалось достичь дальнейшего снижения уровней магнитного, электрического и электромагнитного полей. Использовались в формировании корпуса маломагнитная сталь Ю3, а также лёгкие алюминиево-магниевые сплавы (АМГ). Было применено усовершенствованное размагничивающее устройство. Для снижения акустического поля корабля было применено кроме уже обычных к тому времени мероприятий, как: звукоизоляция с помощью амортизаторов, звукоизолирующие гибкие вставки в трубопроводах, системах и местах присоединения к механизмам (в частности валопровода к фланцу отбора мощности главного двигателя), – ещё и установка винтов в насадки, к которым подводился воздух.
На корабле предусматривались новые виды противоминного вооружения, которые обеспечивали поиск, обнаружение и уничтожение мин и миноподобных предметов по курсу корабля. Такое техническое средство получило название комплексного искателя-уничтожителя донных мин (КИУ). Помимо КИУ на корабле предусматривалось четыре разновремённых варианта использования противоминного вооружения: контактный трал ГКТ2, сетевой трал ТС-1, неконтактные электромагнитный трал ПЭМТ-4 (или соленоидный СТ-2) и акустический трал АТ-5, а также шнуровые заряды. Корабль оснащался гидроакустическими станциями поиска якорных (МГ – 69 «Лань») и донных мин (МГ – 79 «Мезень»). На корабле устанавливались комплекты имеющегося в то время штурманского, радиолокационного вооружения и средств связи. При этом была использована возможность размещения дополнительных средств связи по сравнению с проектом 257ДМ. Следует отметить, что строительство серии продолжалось на протяжении практически 22 лет, поэтому в это период вносились изменения в проект и устанавливались новые образцы штурманского, радиолокационного, радиотехнического вооружения и другого вооружения с целью повышения боевой эффективности корабля.
Главная энергетическая установка по своему составу и расположению от предыдущего проекта отличалась незначительно. Вместе с тем была внедрена высокая степень автоматизации работы электроэнергетической системы корабля, вспомогательных механизмов и систем. ГЭУ Главная энергетическая установка двухвальная с расположением главных двигателей в одном машинном отделении. Главные двигатели – дизель-редукторные агрегаты ДРА – 210Б (дизель М412) мощностью 1000 л.с. Главные двигатели работали на винты регулируемого шага ВР 1265, расположенные в насадках. Следует отметить, что при водоизмещении на 200 тонн больше и больших главных размерениях чем у проекта 257ДМ скорость полного хода осталась практически неизменной – 14 узлов. Изменение шага винта производилось гидравлической системой, подачу масла в которую осуществляли насосные агрегаты, приводимые во вращение от валопровода через клиноременную передачу, что обеспечивало работу ВРШ и управление ими с местного поста в дизельгенераторном отделении даже при обестачивании корабля.
Непотопляемость корабля обеспечивалась делением на 10 водонепроницаемых отсеков.
Боевая эффективность тральщика по сравнению с предыдущими проектами существенно возросла и по праву вывела его в число лучших представителей кораблей этого подкласса во всём мире. Строительство базовых тральщиков проекта "1265 Яхонт" было развёрнуто на двух судостроительных заводах: ССЗ Судо-строительный завод «Авангард» (г. Петрозаводск), корабли после постройки на котором поступали на Северный, Балтийский, Черноморский флоты и Каспийскую флотилию, и Владивостокском судостроительном заводе, корабли после постройки на котором поступали только на Тихоокеанский флот.