После того как а августе 1914 г. наступление на Париж было отбито, немецкие армии повернули на север и в октябре вышли на побережье Фландрии (Бельгия). 16 октября французский маршал Жоффр попросил англичан оказать с моря поддержку бельгийским войскам, оборонявшимся на крайнем левом фланге Ипрского фронта союзников. И тут выяснилось, что в составе британского флота нет кораблей, способных действовать возле бельгийского побережья, окаймленного мелями и песчаными банками.
Единственное, что смогло сделать Адмиралтейство, — это конфисковать три речных монитора, построенных фирмой «Виккерс» для Бразилии, но из-за несвоевременной оплаты задержавшихся в Англии вплоть до начала войны. Они были переименованы и составили небольшую эскадру, которая прибыла 18 октября 1914 г. к Фландрскому побережью, где своим огнем спасла Ньюпорт и шлюзы от захвата немцами.
В начале 1915 г. двухорудийную башню на «Severn» и «Mersey» сняли и вместо нее установили в носу и корме два палубных 152-мм орудия за щитами.
Несмотря на плохую мореходность, эти мониторы воевали на разных театрах — у берегов Бельгии и Африки, в Средиземном и Черном морях, на Дунае.
В 1918—19 гг. «Number» и "Severn» обеспечивали британскую интервенцию на русском Севере, тогда как «Mersey» действовал на Черном море и Дунае.