|
ПроектКорабли (7)(11) Страна | Англия | Тип | Крейсер | Общие характеристики | Длина (м): | 190 | Ширина (м): | 20,8 | Водоизмещение (тонн): | 9750 | Скорость (узлов): | 31,5 | Запас хода (миль): | 3100 | Осадка (м): | 4,9 | Экипаж: | 700 | Вооружениe | Орудия: | 8 203 мм 4 102 мм | Торпедные аппараты: | 8 533 мм | Самолеты: | 1 | Системы ПВО Противо-воздушная оборона: | 8 Пом-пом | Пулеметы: | 12 12,7 мм |
До 1930 года Британским Содружеством было построено 13 вашингтонских крейсеров так называемого типа County (Графства), названных так из-за того, что они носили названия английских и шотландских графств (это не относится к кораблям Австралии) Поэтому принадлежащие к трем очень схожим между собой типам корабли часто называли общим именем - тип County. Крейсера типа County строились тремя сериями:
- 7 единиц типа "Кент", введенных в строй в 1928 году;
- 4 типа Лондон, 1929 год;
- 2 единицы типа Дорсетшир, 1930 год.
Проект "Кент" был окончательно утвержден 13 декабря 1923г. Автором его был сэр Эсташ Теннисон д'Эйнкурт, известный своим участием в проектировании линейного крейсера Худ. Новые корабли отнесли к классу крейсеров, несмотря на то, что прежде они классифицировались как легкие, что, очевидно, было связано с недостаточностью бронирования. Кроме того, они определялись как вашингтонские крейсера, а после Лондонская конференция (1930) окончательно отнесены к классу тяжелых. Их прототип получил название Kent, в связи с чем так называлась и вся серия однотипных с ним кораблей.
Масса корпуса по проекту 1923 года должна была составлять 5400т, а в действительности составила в 1925 году 5570т. Первоначально намечали установить на кораблях мачты-треноги, но затем, очевидно, из соображений экономии веса, их заменили легкими мачтами-однодеревками.
Корабли обеспечивались электроэнергией от четырех турбогенераторов по 1200кВт каждый. Эти крейсера, имея прекрасную мореходность, пользовались немалой популярностью как среди офицеров, так и матросов Королевского флота и, обладая хорошей остойчивостью, представляли собой отличную платформу для орудий главного калибра. Некоторые проблемы вызывали лишь небольшие вибрации кормовой оконечности на максимальном ходу. Корабли типа "Кент" были "сухими" и имели довольно просторные и удобные помещения для экипажа. В начале службы корпуса английских крейсеров красились в белый цвет, надстройки, трубы и башни - в желто-песочный. Австралийские крейсера с самого начала имели светло-серую окраску, которую в 30-х годах получили и их английские собратья.
Согласно проекта 1923 года общий вес бронирования крейсеров типа "Кент" составлял 1025т, но два года спустя этот показатель был снижен до 992т. Крейсера бронировались броневыми плитами из стали DI и плитами из нецементированной стали.
Имея в виду крайне слабое бронирование этих крейсеров, "Кент" повсеместно называли "жестяными консервными банками" или просто "жестянками". Все единицы этого типа имели на уровне ватерлинии противоторпедную защиту - так называемые "були", призванные предохранять борт от непосредственного взрывного действия торпед противника. Максимальная ширина булевых наделок английских крейсеров составляла 150 см, австралийских - 76см.
В состав системы управления огнем на крейсерах типа Kent входили:
- установленный в боевой рубке главный артиллерийский 3,66-метровый дальномер MkII;
- 2,44-метровый артиллерийский дальномер (рис.5) в кормовой рубке;
- 3,66-метровый дальномер зенитной артиллерии на крыше кормовой рубки;
- два 3,66-метровых дальномера на крыльях мостика.
Модернизация английских крейсеров типа "Кент" проводилась в 1935 - 39 годах. В процессе модернизации стандартное водоизмещение "Кентов" превысило расчетное. Корабли получили установленный на два метра ниже нижней палубы внешний броневой пояс толщиной 76 - 114 мм и до 101 мм было усилено внутреннее бронирование вентиляторов котельных отделений.
Крейсера типа "Кент" были первыми английскими "договорными" кораблями, поэтому в них наиболее полно проявились недостатки, присущие всему вашингтонскому семейству крейсеров, возникшему не в результате логичного развития и разумного выбора оптимального типа крейсера, а как следствие определенных политических и экономических тенденций и устремлений. В равной мере при этом выявились недостатки, характерные для английского крейсеростроения в частности. Англичане строили тяжелые крейсера, призванные защищать океанские коммуникации, принося в жертву дальности плавания и мореходности скорость, бронирование, а впоследствии и вооруженность своих кораблей. Не будем грешить - столь лелеемые Адмиралтейством качества у "Кент" были действительно высоки: по дальности плавания они превосходили своих многочисленных японских и американских собратьев, не говоря уже о рассчитанных на службу в ограниченных бассейнах братьях итальянских и французских. К тому же они вынесли на себе главные трудности по сопровождению и охране конвоев, в том числе и полярных, отличаясь прекрасной мореходностью, конструктивной надежностью и неплохими условиями обитания. HMS54Kent1927/1948Крейсер заложен 15 ноября 1924 года, спущен на воду 16 марта 1926 года и закончен постройкой 12 апреля 1927 года. Он был 12-м в истории английского флота кораблем, носившим это имя, которое происходит от названия графства, лежащего на берегах Северного моря и канала Ла-Манш.
"Kent" получил тактический номер 54, в 1947 году дополненный буквенным обозначением С54. 25 июня 1928 года он вошел в состав базирующейся на Дальнем Востоке 5-й эскадры крейсеров в качестве флагманского корабля. Эта эскадра, ставшая главным местом довоенной службы большинства "Кентов", входила в состав британского Дальневосточного флота (Eastern Fleet),который в некоторой степени играл роль противовеса сильного флота Японии..
Первой серьезной операцией в начале 11-й мировой войны, в которой участвовал "Kent", была охрана конвоя US 1, следовавшего из Новой Зеландии в Египет и ставшего первым из целой серии конвоев, перевозивших австралийские и новозеландские войска на помощь воюющей империи.
В июне 1940 года у Великобритании появился еще один противник - в войну вступила Италия. Вследствие этого и последовавшей вскоре капитуляции Франции, империя была вынуждена усилить свой флот в Средиземном море. "Kent" был направлен в состав британского Средиземноморского флота (Mediterranean Fleet), базировавшегося на Александрию, Гибралтар и мальтийскую Ла-Валетту. 17 августа вместе с линкорами Уорспайт и Малайя крейсер принял участие в обстреле Бардии и Форт Капуццо, итальянских баз в Северной Африке. 15 сентября во время очередной операции к северо-востоку от Бардии он получил попадание авиационной торпеды с итальянского торпедоносца. Взрывом был уничтожен один из винтов правого борта и повреждены остальные. Лишившийся хода крейсер отбуксировали в Александрию и с 19 сентября по 18 октября наскоро отремонтировали, а основательный ремонт производился в Девенпорте с 1 января по 20 сентября 1941 года.
8 декабря 1941 года "Kent" вышел из военно-морской базы в Инвергордоне, имея на борту группу министра иностранных дел Великобритании Энтони Идена, и 12 декабря прибыл в Мурманск, откуда Иден и сопровождающие его дипломаты выехали в Москву для обсуждения вопроса о британской помощи Советскому Союзу и возможности подписания договора "о союзе и взаимопомощи между СССР и Великобританией в войне против Германии". Крейсер остался в Кольском заливе в ожидании возвращения делегации. Вечером 17 декабря в 14 милях северо-восточнее м. Большой Городецкий произошел короткий бой двух английских тральщиков с двумя немецкими эсминцами. Бой длился всего 13 минут в условиях ограниченной видимости и вскоре снежная мгла разъединила противников. Вызванные из Кольского залива "Kent" и советские эскадренные миноносцы "Грозный" и "Сокрушительный" подошли слишком поздно, чтобы вмешаться в ход событий и перехватить стремительно отходящие немецкие корабли.
После заключения союзного договора британское Адмиралтейство занялось организацией конвойных перевозок в помощь своему новому союзнику. В мае 1942 года планировалось проведение очередной операции на важнейшей коммуникационной линии, связывающей оба государства, - Северном пути. Из Великобритании в Мурманск отправлялся небывало крупный, состоящий из 35 судов конвой PQ16, а из Мурманска в английские порты - насчитывающий 15 судов обратный конвой QP12. Адмиралтейство опасалось противодействия прибывших в Норвегию немецких надводных кораблей, поэтому независимо от эскортных сил обоих конвоев была создана сильная группа сопровождения во главе с контр-адмиралом Г. М. Барроу. Состояла она из двух тяжелых ("Kent" и Норфолк) и двух легких крейсеров (Nigeria и Liverpool). Оба конвоя вышли из своих баз 21 мая. Через несколько дней к PQ16 присоединились корабли Барроу, сопровождавшие его до острова Медвежий. 26 мая крейсера оставили конвой и вернулись на базу. PQ16, потеряв от атак немецких подводных лодок и авиации семь судов, 31 мая пришел в Мурманск. QP12 прибыл в английские порты без потерь.
С 18 июля по 7 ноября на крейсере производился очередной ремонт, на этот раз в Ливерпуле. Затем корабль вновь был направлен в полярные воды. Во второй половине января 1943 года из залива Лох-Ив в Шотландии в Мурманск отправился состоящий из 14 транспортов конвой JW52. Несмотря на атаки немецких подлодок и самолетов, JW52 пришел 27 января в порт назначения без потерь. Двумя днями позднее из Мурманска вышел обратный конвой RA52 (II судов), прибывший в Лох-Ив 8 февраля, потеряв один транспорт, торпедированный подводной лодкой. "Kent" вместе с легкими крейсерами Bermuda, Glasgow и несколькими эсминцами составлял группу ближнего прикрытия обоих конвоев.
15 ноября из Лох-Ив в советские порты вышел насчитывающий 18 судов конвой JW54A, а неделей позже состоящий из 14 судов JW54B. "Kent" с легкими крейсерами Bermuda и Jamaica входил в группу ближнего прикрытия контр-адмирала А.Ф.Пэллизера. Оба конвоя пришли в СССР без потерь.
13 ноября, во время очередной операции у берегов Норвегии, "Kent" вместе с легким крейсером Bellona и отрядом эсминцев разгромил немецкий прибрежный конвой недалеко от Листерфиорда. Из 11 неприятельских транспортов 9 были уничтожены артиллерийским огнем и торпедами английских кораблей.
В 1945 году крейсер снова вернулся на Дальний Восток. 15 сентября в составе британских оккупационных сил, не признавших провозглашенную 18 августа на территории Голландских Индий Индонезийскую республику, вместе с Suffolk участвовал в захвате Батавии (Джакарты). В конце года вернулся в метрополию, где выведен в резерв в Герлохе, а затем в Четеме. Два года спустя, 22 января 1948 года, продан на слом. HMS65Berwick1927/1948Закладка крейсера "Berwick" состоялась 15 сентября 1924 года, спуск на воду - 30 марта 1926 года, закончен постройкой 12 июля 1927 года.
18 сентября 1931 года Япония начала военные действия в "Манчжурии. Это было начало ее многолетней агрессии против Китая. При слабости китайского флота японские авиация и флот быстро достигли полного господства на море. В январе 1932 года эскадра вице-адмирала Наокуни Номуры блокировала Шанхай и начала обстрел позиций противника. Для охраны жизни и имущества своих граждан западные государства выслали в район конфликта военные корабли. В Шанхай прибыли корабли США, Италии и Португалии, а также представляющий Великобританию "Berwick". 13 февраля он бросил якорь на рейде лежащего в 15 милях от Шанхая небольшого порта Вусунг, тем самым затрудняя обстрел городка японской эскадрой, маневрировавшей неподалеку от места стоянки крейсера. В связи с этим на борт "Berwick" прибыл посланник Номуры с просьбой изменить место стоянки. Одновременно японец принес извинения, если, в случае неудовлетворения просьбы вице-адмирала, японские снаряды будут пролетать над крейсером. Поскольку стрельба поверх корабля третьей державы считалась оскорблением для последней, англичане вынуждены были уступить и сняться с якоря. Это происшествие известно под названием "инцидент на рейде в Вусунг" (некоторые источники сообщают о факте стрельбы поверх английского крейсера и последовавших затем японских извинениях).
После очередных ремонтов в метрополии "Berwick" еще дважды, в 1932 и 1934 годах, входил в состав Дальневосточного флота, пока в 1935 году в связи с обострением ситуации в Средиземноморье не был включен в состав Средиземноморского флота.
"Berwick" прошел основательную модернизацию, начавшуюся в Четеме 1 сентября 1937 года, и по ее окончании 13 октября следующего года крейсер стал флагманским кораблем 8-й эскадры крейсеров, оперировавшей в водах Южной Америки. В составе этой эскадры он и прослужил до начала второй мировой войны.
В начале войны "Berwick" и Йорк в составе Соединения F приняли участие в поиске немецкого рейдера Адмирал Шеер, с конца августа до середины декабря действовавшего на морских коммуникациях Южной Атлантики и Индийского океана. Поисковая группа однако не напала на след карманного линкора и 1 декабря 1939 года крейсер начал службу в составе 1 эскадры крейсеров Флота Метрополии. 2 марта 1940 года он перехватил немецкое судно Wolfsburg, а четырьмя днями позже второе - Urugway.
В августе 1940 месяце Великобритания провела операцию по занятию Исландии и созданию в Гвал-фиорде близ Рейкьявика большой базы снабжения, позволявшей эскортам конвоев пополнять запасы топлива. "Berwick" вместе с легким крейсером Glasgow и двумя эсминцами прикрывал высадку английских войск в Рейкьявике, после чего отправился на ремонт в Ливерпуль.
30 ноября 1940 года для проведения крейсерских операций в Атлантику прорвался немецкий тяжелый крейсер Адмирал Хиппер, наткнувшийся 25 декабря к западу от мыса Финистер на английский конвой WS5A, который направлялся на Средний Восток. Его сопровождали тяжелый крейсер "Berwick", легкие крейсера Bonaventure и Dunedin и два старых авианосца Argus и Furious. Адмирал Хиппер успел потопить перехваченное судно Jumna, когда в бой вступил "Berwick". После короткой артиллерийской дуэли немецкий крейсер получил легкие повреждения и ретировался. Он направился в Брест, откуда и вышел в следующий атлантический рейд 1 февраля 1941 года. Тем временем "Berwick", получивший в бою с немецким рейдером попадание 203-мм снаряда, на следующий день перехватил и потопил немецкое судно Baden.
После ремонта крейсер в составе флота Метрополии принимал участие в прикрытии конвоев, направляющихся в порты Советского Союза.
В мае 1944 года "Berwick" принимал участие в операции по уничтожению немецкого конвоя возле Кристианзунда. 2 июня вошел в состав 1-й эскадры крейсеров и 30 января следующего года прикрывал эскортные авианосцы Кампания и Найрана во время налета их авиации на береговые объекты Норвегии. Затем крейсер перевели на Дальний Восток, а в 1946 году использовали в качестве транспорта для перевозки возвращающихся домой британских войск. По прибытии в метрополию выведен в резерв со стоянкой в Портсмуте. Через два года исключен из списков флота и 15 июня 1948 года продан на слом "Хьюз Болкоу" в Блайте, где 12 ноября начата разборка крейсера на металл. HMS57Cumberland1927/1959Закладка крейсера состоялась 18 октября 1924 года, спущен на воду 16 марта 1926 года и закончен постройкой 18 сентября 1927 года. Корабль получил тактический номер "57" (с 1947 года "С57"). Карьера крейсера начиналась в китайских водах в 5-й эскадре крейсеров Дальневосточного флота Британии, в состав которой он был включен 23 января 1928 года.
5 декабря 1939 "Cumberland" и легкий крейсер Ajax задержали и потопили немецкое торговое судно Ussukuma. После этого "Cumberland" ушел в Порт-Стенли на Фолклендах для ремонта машин, тем самым серьезно ослабив Соединение "G". 13 декабря соединение Харвуда наконец настигло немецкий рейдер Адмирал граф Шпее. В полуторачасовом бою в устье Ла-Плата обе стороны получили серьезные повреждения, и карманный линкор был вынужден укрыться на рейде нейтрального Монтевидео. Ajax и Achilles блокировали рейд, а командир "Cumberland" в 9.46 получил приказ как можно быстрее оставить Порт-Стенли и идти на соединение с группой. Крейсер прибыл на место на следующий день вечером. После усиления блокады положение Адмирал граф Шпее стало безнадежным и 17 декабря он был взорван командой на рейде Монтевидео.
В июне 1940 Cumberland эскортировал первый следовавший из Великобритании на Средний Восток конвой WSI. В том же месяце капитулировала Франция. Положение ее флота оставалось крайне неясным и тем вызывало подозрения и беспокойство англичан. В момент подписания перемирия между Францией, Германией и Италией корабли Марин Националь находились вне французских портов, причем большинство их было сосредоточено в базах Южной Англии, Северной Африки и в Александрии. Не желая допустить передачи французского флота немцам, что могло изменить соотношение сил не в пользу Великобритании, эта последняя была вынуждена предпринять ряд решительных действий в отношении своего недавнего союзника. В начале июля находящиеся в Портсмуте и Девонпорте французские корабли были захвачены и частично переданы флоту "Свободной Франции" генерала Шарля де Голля. Французскую эскадру в Александрии разоружили, но возникла проблема с сильным соединением кораблей адмирала Марселя Женсуля, базировавшимся на Мерс-эль-Кебир под Ораном. Прибывшая из Тулона эскадра состояла из 2 старых и 2 новых линкоров, базы гидросамолетов и 6 эсминцев. Для ее нейтрализации Адмиралтейство выделило соединение "Н" вице-адмирала Джеймса Сомервилла в составе 3 линкоров, авианосца, легкого крейсера и 4 эсминцев. 3 июля, ввиду разрыва переговоров и действуя по плану операции "Catapult", английские корабли открыли огонь и вскоре обезвредили эскадру адмирала Женсуля. В создавшейся ситуации вооруженные силы "Свободной Франции" решили продолжать войну на стороне Великобритании. Им удалось удержать под своим контролем всю Экваториальную Африку и теперь ставилась задача вырвать из рук сторонников Виши Западную Африку с ее главной базой - Дакаром. 23 сентября началась операция "Menace" по занятию этого порта и города. Для прикрытия десанта назначили группу кораблей - Соединение "М", в состав которого среди прочих входили сразу три крейсера типа Kent - "Cumberland", Cornwall и Australia. Вишисты несли большие потери, но упорно защищали Дакар. Трехдневное сражение за город не дало перевеса ни одной из сторон и 25 сентября союзники были вынуждены отступить. Еще в самом начале операции "Cumberland" попал под сосредоточенный огонь блокированного в базе французского линкора Ришелье и батареи 240-мм орудий с островка Гори. Около 11.00 240-мм снаряд попал в машинное отделение крейсера и вынудил его выйти из боя. С 1 июля до 11 октября 1941 года корабль ремонтировался в Четеме, а затем начал службу по прикрытию конвоев, следующих в Советский Союз и обратно. В середине 1942 года принимал участие в обеспечении трагического перехода конвоя PQ17. 27 июля одновременно вышли следующий из Исландии в Мурманск конвой PQ17 (37 транспортов) и насчитывающий 35 судов QP13 из Архангельска в порты Великобритании. Для защиты обоих конвоев от ожидавшейся атаки немецких надводных кораблей, была создана сильная англо-американская группа дальнего прикрытия во главе с адмиралом Дж. Тови. Эта группа должна была действовать северо-восточнее острова Жана Майена. Ближнее прикрытие конвоя осуществляла группа контр-адмирала А.Г.К.Гамильтона. Немецкие корабли встречены не были, но согласно поспешно принятому решению Адмиралтейства прикрытие PQ17 было отозвано, а сам он 14 июля рассредоточен и его суда должны были самостоятельно добираться до советских портов. В результате атак немецкой авиации и подлодок PQ17 понес самые большие за всю историю арктических конвоев потери - к месту назначения прибыли лишь 13 транспортов. Для сравнения, конвой QP13, шедший одновременно, достиг цели беспрепятственно, понеся потери лишь на собственном минном поле в Датском проливе (5 судов).
В ноябре 1942 года союзники провели свою первую серьезную десантную операцию в этой войне. 8 ноября в соответствии с планом операции "Torch" союзные войска начали высадку во французской Северной Африке. Для участия в операции по охране транспортов с севера прибыли тяжелые крейсера "Cumberland"и Norfolk и 5 эсминцев, вышедшие из Скапа-Флоу 31 октября. Несмотря на упорное сопротивление вишистов, десантная операция проходила благополучно и закончилась полным успехом. Итальянский флот ее проведению не препятствовал, а противодействие немецкой авиации и подводных лодок запоздало.
После завершения операции "Torch" "Cumberland" вернулся в арктические воды. С 3 по 14 февраля 1943 года на нем был произведен мелкий ремонт, а уже 15 февраля крейсер вместе с легкими крейсерами Belfast и Sheffield вошел в состав группы ближнего прикрытия вышедшего в тот же день из Лох-Ив конвоя JW53 (28 транспортов). Непосредственное эскортирование JW53 осуществляли эскортный авианосец Dasher, легкий крейсер Scylla и 15 эсминцев, а группу дальнего прикрытия составляли линкоры Howe и King George V, легкий крейсер и 6 эсминцев. При относительно слабом противодействии немецкой авиации и подлодок конвой без потерь пришел в советские порты. Корабли эскорта и прикрытия JW53 в конце февраля сопровождали обратный конвой RA53, из 30 судов которого были потеряны 4.
В июне 1943 года "Cumberland" снова прикрывал конвой со снабжением для шпицбергенской базы, а в марте следующего года переведен в Индийский океан, где вошел в состав сначала 4-й, а затем 5-й крейсерской эскадры Восточно-Индийского флота Британии.
В июле 1944 года крейсер принял участие в обстреле занятого японцами небольшого порта Сабанг на северной оконечности Суматры.
22 ноября 1944 года на Цейлоне на базе корабельного состава Восточно-Индийского флота Британии началось формирование Тихоокеанского флота (British Pacific Fleet), который должен был принять активное участие в заключительной фазе войны с Японией.
После возвращения в метрополию крейсер простоял в Четеме до конца 1946 года, затем был направлен на верфь "Девонпорт Докьярд", где частично разоружен. В 1949-51 гг. переоборудован в корабль для испытаний универсальной и зенитной артиллерии и введен в строй в качестве первого такого корабля в Королевском флоте. 10 июня 1952 года сел на мель в Плимутском заливе и довольно серьезно повредил подводную часть корпуса. В 1959 году во время иорданского кризиса использовался в качестве войскового транспорта при перевозках войск с Мальты и Гибралтара в Бенгази. В конце того же года крейсер продан на слом 3 ноября прибыл на верфь "Кэшмор" в Ньюпорте, где и разобран. HMS55Suffolk1927/1947Заложен 30 июля 1924 года, спущен на воду 16 февраля 1926 года, закончен постройкой 21 сентября 1927 года.
"Suffolk" получил тактический номер "55" (с 1947 - "С55"). 7 февраля 1928 года в Портсмуте включен в состав дальневосточной 5-й эскадры крейсеров, к которой присоединился 25 мая, заменив ушедший на переоборудование в корабль ПВО Противо-воздушная оборона легкий крейсер Carlisle. В течение двух с половиной лет пребывания на Дальнем Востоке дважды ремонтировался в Гонконге - в январе-апреле 1929 года и в феврале-апреле 1930 года.
13 июля того же года прибыл в метрополию, но 2 сентября в Портсмуте вновь получил назначение в 5-ю эскадру крейсеров. 4 декабря потерпело катастрофу немецкое торговое судно Hedvig. "Suffolk" принял участие в операции по спасению его экипажа и спас 14 моряков. 11 ноября снова участвовал в спасательной операции - на этот раз экипажа разбившегося на скалах Танг Юнг английского тральщика типа Hunt -Petersfield. С января по май 1932 года во время японо-китайского конфликта находился в Шанхае, где вместе с крейсером Berwick должен был защищать интересы британских граждан. В Шанхае умерли два члена экипажа крейсера.
В начале 1933 года "Suffolk" ушел в метрополию и 18 мая прибыл в Портсмут. До июля на крейсере производился ремонт, после окончания которого он вернулся на Дальний Восток. 5 июня в Иокогаме состоялись похороны победителя русского флота в Порт-Артуре и Цусимском бою - японского адмирала Хейхатиро Того. "Suffolk" было поручено представлять Великобританию во время похоронной церемонии. 6-9 октября 1934 года в третий раз принял участие в операции по "спасению на водах" - экипажа английского судна City of Cambridge. В августе во время очередного японо-китайского конфликта "Suffolk", Cumberland и несколько других кораблей вновь совершили поход в Шанхай. 2 сентября в Гонконге на стоящие на якоре суда и корабли обрушился тайфун. В результате "Suffolk" ткнулся форштевнем в китайское судно An Lee и получил небольшие повреждения. 17 мая 1939 года прибыл в Портсмут, где прошел очередной ремонт.
Спустя месяц после начала войны, 1 октября, "Suffolk" включен в 10-ю эскадру крейсеров флота Метрополии и получил назначение в состав так называемого "северного патруля" (North Patrol), в задачи которого входило патрулирование Датского Пролива - узкой незамерзающей полосы моря между Исландией и Гренландией. Во второй половине ноября вместе с другими крейсерами участвовал в операции по поиску немецкой рейдерской пары - Шарнхорст и Гнейзенау.
В декабре переведен в 1-ю эскадру крейсеров. С началом 1940 года принимал участие в операциях в норвежских водах, где 14 апреля перехватил немецкое судно Skagerrak, a 3 дня спустя в составе группы кораблей обстрелял базу гидросамолетов в Ставангере. Во время обстрела крейсер был атакован немецкими пикирующими бомбардировщиками с близлежащих аэродромов и поражен 4 бомбами - одной 500- и тремя 250-килограммовыми. Получивший сильные повреждения кормовой части корабль отправили в Скапа-Флоу под эскортом эсминцев. 18 апреля после 22,5 часовой буксировки "Suffolk" прибыл в базу и посажен на мель. Его ремонт проводился на верфи "Файрфилд" в Глазго с 24 мая 1940 года по 12 февраля 1941 года, после чего крейсер вновь направлен в патрулирование на Север.
В мае 1941 принял активное участие в операции Гнейзенау а в последствии в проведение Северных конвоев.
В июле 1943 года крейсер направлен в дальневосточные воды, где и находился до конца войны. В апреле 1945 года вместе с Cumberland в составе Соединения "63" принял участие в операции Dracula - нападении на японские военные объекты на Андаманских островах. В начале июля попал в небольшую аварию, после чего отправлен в метрополию и прибыл в Ливерпуль 22 июля.
В сентябре совершил рейс в Австралию, по возвращении из которого выведен в конце года в резерв в Четеме. В 1947 году в Ширнессе исключен из списков флота и 15 марта следующего года продан на слом. На верфь "Кэшмор" в Ньюпорте крейсер прибыл 27 июня и закончен разборкой на металл 16 января 1948 года. HMS56Cornwall1927/1942Заложен 9 октября 1924, спущен на воду 11 марта 1926, закончен постройкой 6 декабря 1927 года. Крейсер получил тактический номер 56. Подобно остальным английским "Кентам" "Cornwall" начал свою карьеру службой в 5-й крейсерской эскадре Дальневосточного флота. В том же году совершил плавание в воды Южной Америки. 3 августа следующего года в китайском порту Вусунг столкнулся с немецким торговым судном Scheer, сильно повредившим себе носовую оконечность. "Cornwall"l серьезных повреждений не получил и после короткого ремонта снова вошел в строй. В конце 1930 года прибыл в Великобританию, где 12 февраля 1931 года в Девонпорте вновь включен в состав 5-й эскадры. 11 ноября следующего года в Шанхае совершил новое столкновение, на этот раз с китайским кораблем An-Shing. К счастью, повреждения обоих кораблей были поверхностными.
С началом войны переведен в Восточно-Индийский флот Британии.
8 мая 1941 г. обнаружил и потопил немецкий вспомогательный крейсер Pinguin (Schiff 33), значившийся у англичан как "рейдер F". Он был одним из двух наиболее удачливых немецких вспомогательных крейсеров второй мировой войны.
После целого ряда успешных операций начала 1942 года очередной целью японских войск стала Австралия, являвшаяся важным пунктом тихоокеанской обороны союзников. Оборона Австралии нуждалась в многочисленных подкреплениях. Первым из серии австралийских конвоев, перевозивших туда войска из США и владений Британского Содружества Наций, был конвой SUI, вышедший из Коломбо в марте 1942 года. Он насчитывал в своем составе 12 транспортов и без проблем достиг места назначения.
В апреле 1942 вместе с Дорсетшир погиб в во время боя у Остров Цейлон. HMAS J84Australia1928/1954В середине 20-х ввиду скорого выхода из службы устаревших крейсеров, RAN Royal Australian Navy (Австралийский королевский военный флот) заказал в Великобритании два вашингтонских крейсера строившегося там типа "Kent". Оба корабля - "Australia" и Canberra были построены на верфи Джона Брауна в Клайдбанк.
Киль крейсера "Australia" заложен 9 июня 1925 года, спуск на воду состоялся 17 марта 1927, а окончание постройки в следующем году. Пройдя приемные испытания, "Australia" 24 апреля 1928 года вошел в состав Австралийской эскадры, став 26 августа того же года ее флагманским кораблем.
В 1935 году вошел в состав Средиземноморского флота Британии. В июле прибыл в метрополию, где в качестве представляющего пятый континент корабля принял участие в морском параде на Спидхедском рейде, устроенном по случаю 25-й годовщины вступления на престол короля Георга V. Во время абиссинской войны, когда отношения между Великобританией и Италией были натянуты до предела, "Australia" вместе с однотипным Berwick находились в состоянии полной боевой готовности в Александрии. В 1937 году, после урегулирования конфликтной ситуации, австралийский крейсер вернулся на родину, а в Средиземноморье его место занял тяжелый крейсер Sussex.
27 апреля 1938 года в Сиднее началась его частичная модернизация. Крейсер вновь вошел в состав австралийской эскадры 28 августа 1939 года.
После начала войны с декабря 1939 по май 1940 года корабль прикрывал конвои в Атлантике, в июле включен в состав 1-й крейсерской эскадры Флота метрополии и в августе вместе с Норфолк действовал против немецких каботажных судов у побережья Норвегии. Во второй половине сентября принял участие в неудачной операции по высадке союзнических войск в Дакаре, во время которой 23 сентября обстрелял и заставил выброситься на берег защищавший порт большой эсминец типа Le Malin -L'Audacieux. 29 сентября получил два попадания 152-мм снарядов с двух легких крейсеров типа Gloire.
В 1942 опять переведен на Тихий океан где принимал активное участие во многих операциях.
Во время Филиппинской десантной операции в Залив Лейте в октябре 1944 года крейсер "Australia" стал первым кораблем союзников, пострадавшим от примененного японцами нового "оружия отчаяния" - камикадзе, летчиков-самоубийц на начиненных взрывчаткой самолетах. Вечером 21 октября один из атакующих самолетов врезался в австралийский крейсер. Летчик наверняка целился в переднюю часть боевого мостика, но попал в его верхнюю часть, где уничтожил артиллерийский дальномер и повредил мачту. Антенна радара надводного обнаружения была сброшена на правое крыло мостика. Крейсер не понес бы особых потерь в людях, если бы не вспыхнувший пожар от авиационного бензина разбитой японской машины. В пламени, быстро охватившем мостик, погибли 19 моряков, в том числе и кэптен Дешанье. командир "Australia". Ранения и ожоги получили 54 человека, а среди них и старший по чину австралийский офицер, участвовавший в операции, - кэптен Дж.Э.Коллинз (по другим данным, погибли 21 чел. раненых 55). И хотя крейсер не получил серьезных повреждений, он был выведен из состава соединения и вскоре отправился на ремонт в базу на острове Манус вместе с американским легким крейсером Honolulu, днем раньше получившим повреждения при атаке японского торпедоносца.
В начале января 1945 года войска союзников начали операцию по захвату одного из важнейших в стратегическом отношении островов Филиппин -Лусона. Высадку десанта планировалось провести в заливе Лингайен. Против сил вторжения были направлены камикадзе, для которых крупные надводные корабли являлись самой желанной целью. После полудня 5 января во время третьего за этот день авианалета в 16.50 получили повреждения два тяжелых крейсера союзников - американский Louisville и "Australia". Самолет, обрушившийся на Louisville, повредил башню "В" крейсера, погиб один и ранено 59 моряков. "Australia" получил удар в правый борт недалеко от кормы. Повреждения были относительно невелики, но погибло 25 и ранено 30 человек. Оба корабля остались в строю.
Следующий день, 6 января, стал для Тихоокеанского флота союзников худшим днем. В результате атак камикадзе повреждены более десятка кораблей союзников. В одном из последних в тот день налетов камикадзе вновь поразили Louisville и "Australia". Американцы потеряли 36 человек убитыми и 56 ранеными. "Australia" получил два попадания - в борт и в надстройки недалеко от миделя. Вышла из строя одна из башен ГК Главный калибр, скорость упала до 22 узлов. 14 моряков были убиты, 26 ранены.
Четвертое в этой операции попадание камикадзе крейсер "Australia" получил вечером 8 января. Два преследуемых "Уайлдкетами" истребителя "Зеро" ударили в борт корабля, отрикошетив от поверхности моря. Один из самолетов сделал в борту над ватерлинией довольно большую пробоину, но, к счастью, на этот раз обошлось без жертв. Командиру крейсера было предложено вывести "Australia" из района боевых действий, но тот не согласился и корабль остался в строю.
Очередное, уже пятое, попадание крейсер получил днем позднее - 9 января. В 13.02 замечено приближение четверки японских самолетов типа "Вэл" в сопровождении такого же количества истребителей. Два "Вэла" были быстро сбиты, но два других достигли цели: один обрушился на линкор Миссисипи , в результате чего погибли 23 и ранены 63 человека, а другой снес половину передней трубы на "Australia", где снова обошлось без жертв. Несмотря на смехотворность повреждений, на этот раз было решено вывести крейсер из линии и отправить его на ремонт. В тот же день, как только наступили сумерки, "Australia" вместе с поврежденными американскими крейсерами Louisville и Columbia, экипаж которого понес очень большие потери в людях - 24 убитых и 68 раненых, и эскортным авианосцем Kadashan Bay оставил район боевых действий в составе первого конвоя кораблей, возвращающихся в свои базы. Всего от атак камикадзе экипаж крейсера потерял 168 человек убитыми и ранеными. Его ремонт проводился в Девонпорте. После осмотра повреждений на "Australia" участвовавший в операции наблюдатель от Королевского флота адмирал сэр Брюс Фрезер невысоко оценил результативность атак пилотов-самоубийц. В своем рапорте Адмиралтейству Фрезер писал: "Сомневаюсь, найдется ли какой-либо другой вид вооружений, который после пяти попаданий мог бы нанести меньший ущерб".
После войны крейсер "Australia" вернулся в состав австралийского флота. 4 декабря 1951 года совершил столкновение с английским судном Somerset, в результате которого получил серьезные повреждения носовой оконечности и был направлен на ремонт. Затем продолжал службу еще несколько лет, пока 31 августа 1954 года в Сиднее не был выведен из состава флота с назначением на слом. 25 января следующего года продан верфи Уарда в Барроу, куда и прибыл 5 июля. HMAS J33Canberra1928/1942Другим предназначавшимся для Австралии и последним, седьмым кораблем из серии вашингтонских крейсеров типа Kent был крейсер "Canberra". После окончания приемочных испытаний 10 июля 1928 года включен в состав Австралийской эскадры.
В начале января 1940 года крейсер прибыл в Веллингтон для участия в охране конвоя USI.
В июле 1940 года вместе с английским тяжелым крейсером Дорсетшир и 4 вспомогательными крейсерами участвовал в поиске "рейдера D" - немецкого вспомогательного крейсера Widder (Schiff 21), который с 5 мая по 31 октября потопил в Центральной Атлантике 10 кораблей союзников общим тоннажем 58.645 брт. Поиск не принес результатов, a Widder (командир Г.Руктешелль) благополучно укрылся в Бресте.
В августе "Canberra" направили на ремонт в Сидней, после которого его главной задачей было эскортирование конвоев. В феврале 1941 года оба австралийских крейсера так же безрезультатно участвовали в погоне за немецким тяжелым крейсером Адмирал Шеер. Успех сопутствовал "Canberra" месяц спустя, когда 4 марта вместе с новозеландским легким крейсером Leander он перехватил у Сейшельских островов и принудил к самозатоплению два немецких судна - Coburg и захваченный немцами норвежский Ketty Brovig. Затем Canberra направили в воды Ост-Индии, где он служил до начала 1942 года. Вернувшись в Австралию, прошел ремонт в Сиднее и уже в начале мая вместе с Australia находился в составе группы кораблей контр-адмирала Дж.К. Крейса, которая участвовала - правда, посредственно - в битве в Коралловом море.
В августе 1942, как и Australia, "Canberra" участвует в операции по высадке американских войск на Гуадалканал. 7 августа вместе с другими кораблями группы поддержки десанта крейсер обстреливал японские позиции на острове. Командиром "Canberra" был Ф.Э.Геттинг, занимавший эту должность неполных 2 месяца и, что стало одной из причин гибели корабля, не имевший достаточного опыта. Крейсер находился в составе одной из двух дозорных групп, патрулировавших район вблизи Остров Саво. После ухода из южной группы флагманского крейсера Australia ее составляли только Canberra и американский тяжелый крейсер Чикаго. Командир австралийского корабля легкомысленно отнесся к донесению пилота разведывательного самолета, что вместе с неполадками радара привело к полной неготовности к противодействию подходившему соединению вице-адмирала Микавы. Южная дозорная группа кораблей была неожиданно атакована японцами вскоре после 1.40 9 августа. Первый залп неприятеля поразил боевую рубку "Canberra", уничтожив большинство находившихся там и смертельно ранив кэптена Геттинга. Командование кораблем принял как старший по званию штурманский офицер Месли. "Canberra" начал набирать скорость. Руль был поврежден и Месли приказал маневрировать с помощью машин. Второй залп попал в машинное отделение и корабль практически вышел из строя. Весь бой длился около 3 минут. Крейсер не успел сделать ни одного выстрела, зато сам получил около 20 попаданий снарядов калибра 120-203мм. Погибли 193 члена экипажа.
Экипаж оставил "Canberra" спустя 5 часов после окончания боя. Корабль имел неконтролируемый пожар и крен 30°. Два часа спустя австралийский крейсер был торпедирован американским эсминцем Ellet.
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.
|