История
Крейсер "Элли" строился в США в 1912—1913 гг. по заказу китайского правительства под именем «Fei Hung». Во время строительства кораблей в Китае произошла Синьхайская революция, закончившаяся свержением монархии. Республиканские власти, столкнувшись с финансовыми трудностями, сделали вывод о невозможности увеличения состава флота и аннулировали имперскую военно-морскую программу.
Крейсер был достроен в 1914 г. верфью New York Shipbuilding и был продан Греции, где получил имя "Элли". Он принял участие в Первой мировой войне и в Малоазийском походе греческой армии 1919—1922 г.
В 1925—1927 гг. во Франции была произведена модернизация крейсера и он получил современное (для того времени) противо-воздушное вооружение и оборудование давшее ему возможность нести 100 морских мин.
Конструкция
Крейсер "Элли" имел стальной удлиненный корпус с полубаком и полуютом, две чуть скошенные трубы, две легкие мачты без марсов, носовой мостик. Вертикальное бронирование (кроме боевой рубки и щитов орудий) отсутствовало. Главной защитой являлась выпуклая броневая палуба толщиной до дюйма, усиленная на скосах до 2 дюймов. Двигательная установка состояла из трех паровых турбин системы «Parsons».
Торпедирование Элли
15 августа для православной Греции- особый день. Празднует Богородица. Первый по значимости среди храмов Богородицы в стране -храм Богородицы на острове Тинос. Как и каждый год 15 августа 1940 г. корабль греческих ВМФ Военно-морской флот принимал участие в празднествах. Экипаж "Элли" сопровождал почетным караулом Ход иконы Богородицы. Сам крейсер как обычно стоял на рейде на якорях. В 8:25 когда тысячи людей собрались на набережной в ожидании выноса иконы Богродицы неизвестная подводная лодка находясь в подводном положении атаковала "Элли". Из трех выпущенных торпед только одна поразила "Элли", но попав в район котельного отделения вызвала пожар и потопление судна. 2 другие торпеды поразили набережную к счастью без жертв среди тысяч собравшихся православных верующих. Погибли 9 моряков и 24 были ранены. Несмотря на все предпринятые экипажем усилия крейсер утонул в 9:45. Тем временем подлодка попыталась торпедировать пассажирские суда «Элси» и «Эсперос» но поразила только причал. Подлодка ушла по-прежнему оставаясь в подводном положении.
Правительство диктатора генерала Метаксаса и пресса полностью находившаяся под его контролем заявляли о том что флаг подлодки неизвестен однако и самому правительству и народу принадлежность лодки была очевидной. Подлодка была итальянской. Более того, изучив осколки торпед специалисты флота однозначно пришли к заключению что торпеды итальянские. Это заключение осталось под грифом секретно и было опубликовано только 30 октября 1940 г., через 2 дня после начала Греко-итальянской войны.
Граф Эммануэле Граци который тогда был послом Италии в Греции написал в своих мемуарах, что хотя Италия официально не призналась в этой трусливой атаке, подлодка была итальянской. Эта была подлодка «Делфино» лейтенанта Айкарди. «Делфино» вышел с базы на острове Лерос. Приказ об атаке был дан губернатором Додеканеса Де Веки который был вместе с Муссолини членом фашистского триумвирата. Нет никаких сомнений что Де Веки действовал по указанию Муссолини. Далее граф Граци объясняет что торпедирование было результатом его собственный телеграммы в МИД Италии от 13 августа, где он доложил что генерал Метаксас отклонил союз с Италией, ссылаясь на то что Британия контролирует Восточное Средиземноморье. Это вызвало истерику у Муссолини который дал указание Де Веки "доказать кто в действительности контролирует Восточное Средиземноморье ".
Эпилог
После войны Италия и Болгария (в отличие от Германии) выплатили Греции репарации. Торпедирование "Элли" рассматривалось отдельно: как компенсацию за "Элли" Италия передала Греции в 1950 г. крейсер «Eugenio di Savoia» который оставался в составе ВМФ Военно-морской флот до 1973 г.
В 1955 году греческие водолазы подняли остатки итальянской торпеды потопившей крейсер "Элли", которые сегодня находятся морском музее города Пирей.
В 1982 г. ВМФ Военно-морской флот Греции приобрел в Голландии первый фрегат класса «Standard» положивший начало серии судов этого класса и современных фрегатов как таковых в греческом флоте. Фрегат получил имя "Элли" в честь сражения и в память о торпедированном крейсере.
Экипажи ВМФ Военно-морской флот продолжают, как почетный караул, сопровождать икону Богоматери на Тиносе каждое 15 августа.
К этой традиции прибавилась еще одна, выбрасывание венка с борта боевого корабля (как правило это фрегат «Элли») в месте гибели крейсера.