«Коста Конкордия» (Costa Concordia) — круизное судно класса «Concordia». Построено в 2006 году в Генуи (Италия). Собственность компании «Costa Crociere». Совершало круизные рейсы под итальянским флагом между портами Средиземного моря. В 2006 году находилось на 10-м месте в Top 10 самых больших круизных судов в мире.
Последний круизный маршрут лайнера, имевший название «7 Night Winter Mediterranean (Savona Roundtrip)», что в переводе означает «7 ночей зимнего Средиземноморья, из Савоны и обратно», предполагал заход в порты нескольких итальянских городов, а также в Барселону и Марсель.
В 22 часа 13 января 2012 года, в районе посёлка Джильо-Порто на острове Джилио (итальянский регион Тоскана), судно наскочило на каменный риф, получило пробоину и стало тонуть. Была организована спасательная операция, большинство пассажиров и членов экипажа были доставлены на берег.
По заявлению начальника итальянских портов Витторио Алессандро, судно отклонилось от курса и опасно приблизилось к берегу. Эксперты недоумевали, каким образом судно, проходившее этим маршрутом по 52 раза в год, могло отклониться от своего курса на 3—4 мили, так близко подойти к берегу, а получив пробоину, так быстро перевернуться. Среди имеющихся предположений — человеческий фактор и технический сбой или сочетание двух этих причин.
Во время крушения лайнера погибли 25 человек, ещё 7 числятся пропавшими без вести. «Коста Конкордия» стала самым большим в истории пассажирским судном, потерпевшим крушение.
Операция по подъёму судна
В беспрецедентно дорогостоящем проекте, оцениваемом в 600 миллионов евро и целиком оплачиваемым за счет компании-судовладельца, было задействовано 500 человек из 24 стран мира. Для ликвидации последствий этой катастрофы применялась методика под названием parbuckling (приведение судна в вертикальное положение). По итогам международного тендера, ее воплощение в жизнь было доверено американской компании "Титан сальваж" и итальянской "Микопери".
16 сентября 2013 года в 9:00 началась операция по поднятию судна. При помощи 36 стальных тросов, опоясывающих судно, гигантский лайнер аккуратно сняли с рифов, затем его медленно развернули и, наконец, вернули в вертикальное положение, разместив на искусственной платформе, находящейся на 30-метровой глубине. Для достижения наилучшего результата и поддержания "Конкордии" на плаву в левый борт судна были вмонтированы огромные емкости, наполненные водой. С правой же стороны выталкиванию "Конкордии" помогали одиннадцать специальных гидравлических столбов. Плюс ко всему, для того чтобы не допустить развала судна во время подъема, водолазы разместили под ним 1200 мешков с цементом.
17 сентября 2013 года 19-часовая операция по подъему судна закончилась.