Пассажирское судно «MS Johan van Oldenbarnevelt» было спущено на воду на верфи «Nederlandse Scheepsbouw Maatschappij» в Амстердаме 13 марта 1930 года и построено было в рекордные сроки - закладка киля была произведена 3 августа 1929 года. Судно имело семь палуб и на борту кроме пассажиров нашлось место для дополнительного груза, масса которого составила 9000 тонн.
Пассажирское судно «MS Johan van Oldenbarnevelt» было задумано как роскошный лайнер, поэтому к отделке приложили свои умелые руки известные художники Карел Адольф Лев Каше и скульптор Lambertus Zijl. Внутренний интерьер включал множество статуй, мозаик, гобелена и изделий из мрамора.
После девятилетних регулярных плаваний в начале второй мировой войны в 1939 году пассажирское судно «MS Johan van Oldenbarnevelt» было зафрахтовано известной компаний «Holland America Line» для эксплуатации его в качестве транспортного судна между портами Нью-Йорк и Батавия.
3 февраля 1963 года, после 33-летней службы компании «Netherland Line» судно было продано судоходной компании «Ormos Shipping Company», известной под названием «Greek Line». В связи с этим 8 марта 1963 года лайнер прибыл в итальянский порт Генуя для переоборудования. Самым главным новшеством для судна стало его название «TSMS Lakonia» (матросы называли его «Grand Old Lady»). На борту лайнера появились двенадцать дополнительных роскошных кают, система кондиционирования воздуха по всему кораблю, палубы и практически все общественные помещения были переименованы в результате внесения изменений в их интерьер. Площадь бассейнов в кормовой части была увеличена. Корпус пассажирского лайнера обрел белый цвет, а водоизмещение выросло до 20314 тонн.
Круизный лайнер «TSMS Lakonia» под руководством компании «Ormos Shipping Company» начал выполнение своих функций на линии Саутгемптон - Канарские острова и в первый рейс судно отправилось 24 апреля 1963 года. Данный маршрут получил огромную популярность среди пассажиров, поэтому руководство компании на следующий год запланировало уже 27 туров. В процессе эксплуатации с 9 по 13 декабря 1963 года пассажирское судно получило ряд обновлений. Была проведена реконструкция нескольких кают и камбуза, а также смонтирована новая пневматическая системы впрыска топлива. Кроме этого на лайнере была установлена автоматическая система пожарной сигнализации и развернуто на борту два пожарных диспетчерских пункта со специальным оборудованием пожаротушения.
Круизный лайнер «TSMS Lakonia» покинул порт Саутгемптон 19 декабря 1963 года с 646 пассажирами и 376 членов экипажа на борту. Все кроме нескольких греческих и немецких пассажиров были англичане. Капитаном лайнера был 53-летний опытный моряк Mathios Zarbis. Это был одиннадцатидневный рождественский круиз вдоль побережья Канарских островов. Первым пристанищем круизного лайнера должен был стать остров Мадейра.
Экипаж судна за неделю перед отправкой подготовил корабль для инспектирования его Департаментом безопасности мореплавания британского министерства транспорта. За сутки перед отправкой проверка была пройдена. Практическое занятие с пассажирами по эвакуации было проведено 20 декабря.
Первые три дня круиза прошли спокойно. Пассажиры играли в теннис, дышали свежим морским воздухом, прогуливаясь по палубам и отдыхая вечером в кафе и барах. Круиз обещал стать абсолютной свободой и беззаботным отдыхом. Около 23:00 22 декабря 1963 года один из матросов заметил плотный дым под дверью в парикмахерской. Открыв дверь, он увидел комнату, полностью поглотившую огнем. Матрос бросился по коридору за огнетушителем. Через несколько секунд ему на помощь прибыли несколько моряков с огнетушителями, но огонь распространялся слишком быстро, и его уже невозможно было остановить. Один из матросов сообщил о случившемся помощнику капитана Antonio Bogetti.
Пожарная сигнализация зазвучала, но слишком тихо - никто из пассажиров ее не услышал. Большинство из них находились в ресторанах и барах в разгар «тропического бала». Пассажиры стали замечать запах, но многие из них посчитали его сильным табачным дымом.
Капитан Zarbis, получив доклад о пожаре, попытался сделать объявление по системе внутреннего оповещения, но она была уже выведена из строя огнем. Когда дым начал заполнять верхнюю палубу в 23:30 директор круиза Джордж Герберт остановил свою программу и уловил испуганный взгляд сотни пассажиров. Верхняя палуба загорелась спустя 10 минут.
В 23:30 старший радиооператор дал сигнал бедствия и продолжал работать до 00:22, когда огонь добрался до его радиорубки. Некоторые пассажиры, спящие в своих каютах, оказались в ловушке, и уже не могли вырваться из очага.
Пассажирское судно находилось в 180 милях севернее острова Мадейра. Группа матросов из членов экипажа лайнера пытались бороться с огнем, но он распространялся стремительными темпами, и удержать его было невозможно.
По палубам пронеслась серия глухих взрывов, заполняя помещения судна густым черным дымом. От резко возросшего давления, котлы не выдержали нагрузку и взрывались как бомбы. От удушья несколько пассажиров упали прямо на палубе. Старший помощник капитана отдал приказ покинуть судно - на часах было 01:00. Пассажиры бежали к спасательным шлюпкам одетые в пижамы и вечерние наряды. Несколько членов экипажа корабля бросились на нижние палубы, в надежде спасти заблокированных огнем пассажиров.
Эвакуация с аварийного судна проходила чрезвычайно сложно. Несколько шлюпок уже полыхали, прежде чем их начали опускать. Две шлюпки перевернулись из-за оборвавшихся концов и люди полетели в море. Ржавые цепи шлюпбалок затрудняли движение и лишали единственной надежды спастись с горящего судна. В конечном итоге только половина спасательных шлюпок сделали свое дело, опустившись на воду. Немного успокоившись от паники люди в лодках стали подбирать пассажиров, которые барахтались в воде.
Несколько человек прыгнули вниз, ударившись о борт, погибли, падая мертвыми в воду. Круизный лайнер «TSMS Lakonia» продолжал яростно гореть.
Уцелевшие спасательные шлюпки были спущены, оставшиеся на борту люди устремились в торговый центр, находившийся в кормовой части судна. Через несколько минут пламя накрыло и это помещение, тогда пассажиры были вынуждены спасаться по веревочным лестницам и канатам, брошенным за борт.
В 03:30 утра на сигнал бедствия прибыло аргентинское пассажирское судно «Salta» следовавшее из порта Генуя в Буэнос-Айрес. Через полчаса подоспел британский танкер «Montclalm» и большое количество людей были спасены благодаря этим двум кораблям. Пассажирское судно «Salta» подобрало больше всего людей - 475 человек. Через несколько часов к месту происшествия подошли бельгийское морское судно «Charlesville», бразильское грузовое судно «Rio Grande», британское пассажирское судно «Stratheden» и панамское грузовое судно «Mehdi». С каждого корабля были направлены спасательные шлюпки, чтобы подобрать находящихся в воде людей.
Спасательным действиям препятствовали несколько фактов. Во-первых лайнер «TSMS Lakonia» уже отнесло на несколько миль от того места, откуда был подан сигнал SOS Сигнал бедствия. Спасшиеся пассажиры были разбросаны на расстоянии до 3 миль. Во-вторых, прибывшие на сигнал бедствия корабли не могли близко подойти к пылающему пассажирскому судну, так как постоянно присутствовала угроза взрыва 500 тонн топлива.
Наконец на рассвете, когда спасшиеся пассажиры были на борту прибывших судов, с борта «Charlesville» заметили человека на догорающей палубе. Спасательные шлюпки отправились туда. Последним человеком, покинувшим аварийное судно «TSMS Lakonia» был капитан Zarbis.
Во время катастрофы лайнера «TSMS Lakonia» погибло 128 человек: 95 пассажиров и 35 членов экипажа и только 53 человека умерли непосредственно в огне, остальные утонули или разбились.
Моряки британского авианосца HMS Сентаур смогли подняться на борт лайнера 24 декабря 1963 года, когда огонь прекратился. Практически все детали на палубах были обуглены. Настройка судна была частично разрушена, ходовой мостик и кормовая часть обвалилась. Лайнер имел крен 10 градусов на правый борт. В 05:30 24 декабря к месту происшествия прибыли четыре буксира, которые начали свой путь с лайнером на британскую военно-морскую базу у берегов Гибралтарского пролива. Это была очень опасная буксировка. Но 29 декабря в 14:00 лайнер «TSMS Lakonia» лег на правый борт и затонул за 3 минуты в 230 милях юго-западнее Лиссабона, Португалия.
Греческим министерством морского флота была назначена комиссия для выяснения обстоятельств случившегося. После двухлетнего расследования было установлено, что на борту лайнера «TSMS Lakonia» было допущено ряд грубых нарушений. Шкафы, в которых находилось спасательное оборудование, открыть не удалось. Технологические отверстия спасательных шлюпок не имели пробок, поэтому людям пришлось постоянно вычерпывать воду. Во время практических тренировок по эвакуации, за неделю до рокового рейса, было спущено только пять из двадцати четырех спасательных шлюпок. Команда «Покинуть судно» была отдана слишком поздно. Посадка пассажиров в спасательные шлюпки осталась без внимания должностных лиц лайнера, в результате чего действия людей были не организованные.
И только лишь в положительную сторону были отмечены решительные действия команды судна, благодаря которым удалось спасти несколько спящих пассажиров. Практически всему командному составу лайнера «TSMS Lakonia» были предъявлены обвинения в халатности. Капитан Zarbis, первый помощник и сотрудник службы безопасности судна были наказаны за грубую халатность.
Причиной пожара оказалось банальное короткое замыкание в неисправной линии электропроводки.
Большинство из оставшихся в живых пассажиров доверили свои жизни экипажу корабля. Некоторые из них говорили, что матросы занимались мародерством в их каютах во время хаоса. Но нужно учесть, что моряки отважно сражались с огнем, спасая напуганных пассажиров, о чем свидетельствует число спасенных людей.