1 апреля 1959 года вышло Постановление СМ СССР № 363-170 о разработке первой в мире противокорабельной крылатой ракеты с подводным стартом.
Эскизный проект «Аметиста» был закончен в 1959 году. Этап совместных испытаний проходил с марта 1965 года по сентябрь 1966 года Постановлением СМ от 3 июня 1968 года ракетный комплекс «Аметист» был принят на вооружение ВМФ Военно-морской флот, где ракета "Аметист" получила секретный индекс П-70 и несекретный — 4К66.
Ракета "Аметист" была выполнена по нормальной аэродинамической схеме и имела складное крыло. Старт производился с подводной лодки с глубины до 30 м из предварительно затопленного забортной водой контейнера. Крылья ракеты автоматически раскрывались под водой сразу же после выхода из контейнера. Под водой срабатывали четыре стартовых двигателя и двигатели подводного хода, а после выхода ракеты на поверхность включались четыре стартовых двигателя воздушной траектории, а затем и маршевый двигатель. Полет происходил на высоте 50-60 м с дозвуковой скоростью, что затрудняло перехват ракеты средствами ПВО Противо-воздушная оборона кораблей противника. "Аметист" проектировался для двух режимов дальности стрельбы: 40-60 км и 80 км. Небольшая дальность полёта позволила осуществлять целеуказание средствами самой лодки.
Ракета оснащалась фугасно-кумулятивной боевой частью 4Г-66 весом около 1000 кг или специальной боевой частью.
Маршевый двигатель 293-П работал на литьевом топливе, а 4 стартовых двигателя подводного хода, 4 стартовых двигателя для воздушной траектории и 2 двигателя отброса — на обычном баллистическом порохе НМФ-2. Маршевый двигатель имел оригинальную двухшашечную схему с тремя боковыми скошенными полуутопленными соплами. Вес литьевого топлива марки ЛТС-2КМ составлял 1040 кг. При стрельбе на дистанцию 40-60 км маршевый двигатель работал около трех минут.
Система управления "Тор" была разработана НИИ Научно-исследовательский институт-49 Министерства судостроительной промышленности. "Аметист" имел автономную бортовую систему управления, реализованную по принципу "выстрелил и забыл".
В состав системы управления входили:
автопилот;
радиовысотомер;
аналоговая вычислительная машина
радиолокационная головка самонаведения.
Система самонаведения сама выбирала цель из нескольких обнаруженных, основываясь на анализе энергетических характеристик отраженных от целей сигналов и геометрических признаков расположения целей в полученной радиолокационной картине, например место авианосца в авианосном ордере.
Наряду со многими достоинствами ракета «Аметист» обладала и недостатками. В первую очередь — это малая дальность стрельбы, а также недостаточная помехозащищенность и избирательность бортовой системы управления. Кроме того, ракета не была универсальной — пуск производился только с подводной лодки и только в погруженном положении.