- Готовность сто секунд, - по громкоговорящей связи прозвучала команда руководителя ракетной стрельбы, начавшая обратный отсчет времени перед пуском, и вблизи стартовой площадки все замерли в напряженном ожидании. Еще раз проверены приборы телеметрической аппаратуры, которые включатся в момент старта, приняты доклады о готовности с постов наблюдения, и вот наконец звучит команда - «Пуск».
Вырвавшись из тесноты пусковой установки, ракета, расправив стабилизаторы, устремилась к цели. Вот от нее отделилась первая ступень. Головная часть, набрав высоту, уже превратилась в еле заметную точку в небе, когда из обтекателя выскользнула торпеда и на белом парашюте стала медленно спускаться к поверхности моря. Ее задачей было обнаружить имитатор подводной лодки и уничтожить цель.
Первый пуск ракеты-торпеды реактивного противолодочного комплекса «Медведка», которую разработали конструкторы Владимир Палладии и Валентин Смирнов в стенах Московского института теплотехники, руководимого Борисом Лагутиным, прошел успешно. Почему же этому комплексу дали имя садового хищника, который никак не связан с морем? Валентин Смирнов в ответ на этот вопрос только развел руками. Изначально проект назвали «Метелица», но в последний момент заменили его на наименование насекомого. Валентин Николаевич заметил не без гордости, что у их изделия и у садовой медведки много общего. Если их комплекс захватит цель, то спастись от него будет очень трудно, впрочем, так же, как и избавиться от его «садового однофамильца».
Появление в стенах МИТа столь интересной разработки не было случайностью. Как рассказали авторы проекта, в их институте довольно длительное время велись работы по созданию противолодочных реактивных комплексов на твердом топливе. Именно из лабораторий и испытательных стендов МИТа на вооружение отечественного флота пришли известные всем военным морякам РПК Реактивный противолодочный комплекс «Ураган», «Бурун», «Ливень», а также «Смерч» и все его модификации. Так что новая ракета стала естественным развитием тех видов оружия, в которых реализовано желание разработчика и заказчика ускорить доставку снаряда в район предполагаемого местоположения цели.
Такое свойство комплекса обеспечивается ракетой, состоящей из двигателя первой ступени, а также носового обтекателя, где, как в футляре, спрятана до времени торпеда, разработанная санкт-петербургским ЦНИИ «Гидроприбор». Она приводняется в районе нахождения цели и начинает поиск подводной лодки противника.
Комплекс «Медведка» от его западных аналогов - РПК Реактивный противолодочный комплекс АСРОК, Милас и и многих других - отличается простотой конструкции. По мнению специалистов, в нем наиболее ярко реализованы отечественные приоритеты ракетных технологий. В итоге получилось простое в управлении и эксплуатации, дешевое и эффективное в применении противолодочное оружие. По своим габаритам и малому весу, всего 9.5 тонны, четырехствольный пусковой комплекс «Медведка» может быть размещен на любом корабле или судне водоизмещением от 350 тонн и более. Причем пусковые установки этого оружия спокойно вписываются в архитектуру уже действующих в составе флота кораблей. Максимальная дальность применения «Медведки» соответствует дальности обнаружения подводной лодки-цели корабельными гидроакустическими станциями. К достоинствам комплекса можно отнести и тот факт, что он может применяться в прибрежной зоне с глубинами от 40 метров, где такое же оружие западных стран практически бессильно. Впрочем, эффективен он и на океанских просторах с глубинами более 500 метров. Тактико-технические данные входящей в комплекс торпеды исключают мертвую зону применения этого оружия, время подготовки к использованию которого исчисляется секундами.
После того как «Медведка» будет включена в районе предполагаемого нахождения подводной лодки противника, функции оператора по наведению комплекса заканчиваются. Бортовая электроника «Медведки» сама отработает поправку на морскую качку и произведет пуск ракето-торпеды в тот момент, когда, если говорить упрощенным языком, цель и оружие окажутся как бы в одной плоскости.
По словам заместителя генерального конструктора института Льва Соломонова, судьба такого эффективного оружия сегодня вызывает большие опасения. У главного заказчика - ВМФ Военно-морской флот России не хватает средств на проведение дальнейших морских испытаний. Не строят сегодня и кораблей, для которых разрабатывался комплекс.
РПК Реактивный противолодочный комплекс «Медведка» на международной выставке в Абу-Даби была представлена на продажу. Из беседы с офицерами заказывающего управления флота стало ясно, что такое оружие и нашему флоту крайне необходимо. Тем более сейчас, когда упор делается на малые сторожевые корабли, действующие в прибрежной зоне. В этих условиях «Медведка» могла бы сослужить неоценимую услугу как надежное, дешевое и эффективное оружие.