История создания
В1920-х годах в рамках проекта создания линкора № 13 Японский императорский флот приступил к разработке морского орудия особой мощности. Была создана артсистема калибра 480-мм (две единицы). Орудие имело длину ствола 45 калибров и могло стрелять снарядами массой 1750 кг. Одно орудие разрушилось при испытаниях, второе сохранилось (и досталось в качестве трофея американцам после окончания Второй мировой войны).
В 1934 году японский флот вновь поднял вопрос об орудиях главного калибра перспективных линкоров. 480-мм орудие было сочтено чрезмерно громоздким, а 410-мм орудие линкоров типа Нагато - недостаточно мощным. Остановились на орудии калибра 460-мм. Работы над перспективной пушкой велись с 1934 по 1939 год под руководством инженера С. Хада. Строились сверхмощные артсистемы в морском арсенале в городе Кура. Всего было произведено 27 орудий. Ими предполагалось оснастить три линкора серии Ямато, но реально вооружили только два - Ямато и Мусаси (по девять орудий на линкор в трех башнях). Третий линкор Синано - еще на стапеле был переделан в авианосец. По замыслу конструкторов орудия калибра 460-мм должны были дать линкорам типа Ямато преимущество в боевых столкновениях с американскими и британскими линейными кораблями любых классов.
Конструкция
Ствол 460-мм орудия состоял из четырех скрепленных труб-цилиндров. Внутренние цилиндры были изготовлены методом центробежной отливки. Внешние слои представляли собой конструкцию из стальных труб, на которые была навита стальная же проволока. Ствол имел 72 равномерных нареза глубиной 4,6 мм. Стреляло орудие со скоростью от 1,5 до 2 выстрелов в минуту (в зависимости от выучки расчета орудия). Наводка производилась с помощью гидропривода. В комплекс управления огнем орудий главного калибра входило четыре 15-метровых дальномера: один под башенкой главного директора на командно-дальномерном посту и по одному на каждой башне орудий главного калибра, а также один 10-метровый дальномер на кормовом командно-дальномерном посту. В каждой башне, кроме того, имелся перископ. Боезапас главного калибра располагался внутри основания орудийных башен и доставлялся к орудиям элеваторами. Для 460-мм орудий были сконструированы собственные боеприпасы: бронебойный и осколочно-зажигательный.
Боезапас
Идея разработки бронебойного снаряда новой конструкции появилась у японских инженеров в 1923 году после опытных обстрелов недостроенного японского линкора «Тоса». В ходе стрельб один 410-мм снаряд упал вводу в двадцати метрах от борта линкора, прошел под водой расстояние до борта, пробил его на глубине 3,5 метра ниже ватерлинии и взорвался в снарядном погребе. Погреб был пуст, поэтому линкор не взорвался, а просто набрал 3000 тонн забортной воды. В боевых условиях такое попадание, конечно, привело бы к гибели корабля. И японские инженеры разработали специальный снаряд «Тип 91», способный поражать бронированные корабли противника при недолетах. Вес снаряд составил 1460 кг, содержание взрывчатки (тринитроанизола) около 22 кг (1,5 % от веса снаряда). Снаряд был специально спроектирован как ныряющий и должен был сохранять траекторию своего движения под водой. Для этой цели он получил особую конструкцию. Бронебойный наконечник снаряда состоял из двух частей. Внешняя была обычной для бронебойных снарядов формы и скреплялась с внутренней тонкими стержнями, которые ломались при попадании в воду, после чего внешний наконечник отваливался, открывая внутренний. Последний был особой формы, которая позволяла снаряду пройти под водой до 50 м, прежде чем он начинал тонуть. Вся эта конструкция закрывалась сверху тонким баллистическим колпачком.
Осколочно-зажигательный снаряд, известный как «обыкновенный» (Тип 91 мод. 3), представлял собой зенитный шрапнельный снаряд массой 1360 кг: полый тонкостенный цилиндр, заполненный восемью слоями цилиндрических поражающих элементов. Осколочные элементы (600 единиц) представляли собой стальные стержни, зажигательные - полые трубки с зажигательной смесью (900 штук). Дистанционный взрыватель устанавливался на время срабатывания от 0 до 55 секунд. При его срабатывании активировался заряд, находившийся в концевой части снаряда и взрыв разбрасывал поражающие элементы на значительное расстояние. Зажигательные элементы загорались примерно через полсекунды после взрыва и давали язык пламени до 5 м с температурой горения до 3000 градусов.